kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Безударные гласные" (урок-исследование) УМК "Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока-исследования,  проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники  Мавликаевой Гульнур Тальгатовной .                               

Тема: Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме.

Цель:

  • Выяснение, в каких случаях необходимо проверять гласные звуки в словах.
  • Вывод правила проверки безударных гласных звуков в словах и применение правила на практике.
  • Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Метапредметные:

 регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

  познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Предметные:

  • развитие умения проверять безударные гласные в словах, меняя форму числа слова.

I. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим  о звуках и буквах.

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. На какие 2 группы они делятся?

3. Сколько гласных звуков в русском языке?

4. Назовите их.

5. А сколько гласных букв в русском языке?

6. Назовите их.

7. Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?

8. А на что указывают гласные буквы верхнего ряда?

9. Что вы знаете о буквах   я, е, ё, ю?

10. В каких случаях они обозначают 2 звука?

II. Повторение изученного. Самостоятельная работа по карточкам.  Ваша задача – сделать фонетический разбор слова. Перед вами карточки разного цвета. Красные карточки -  простые задания,  жёлтые -  задания  более сложные, ну и зелёные карточки - самые сложные задания. Возьмите выбранную карточку. Подписывать не надо,  потому что проверять вы её будете сами. Начинайте работу. Я вижу, что работу закончили….(перечислить имена). А сейчас вы  проверите и оцените  свою работу. Если работа выполнена без ошибок – нарисуете на обратной стороне карточки солнышко, если есть 1-2 ошибки – нарисуете облако,  из-за которого выглядывает солнышко, если ошибок больше нарисуете тучку. Чтобы предотвратить недоразумения я приготовила для вас карточки – помощницы.  Откройте их, убрав скрепку.

Ученики работают 3-4  минуты.

- Поднимите карточки с солнышком. Ой, как стало светло в нашем классе от ваших солнышек!  Мне приятно, что вы выбрали карточки не только красные, но и жёлтые, и зелёные.  Спасибо. Покажите карточки с облачком. Вы тоже хорошо работали, а то, что у вас были ошибки – это не беда, я думаю, со временем вы научитесь быть более внимательными. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

А вот те, у кого в тетрадке тучка должны задуматься и  стать ещё более внимательными на уроке и поработать дополнительно дома.

III. Сообщение темы и цели урока.

Вот такое письмо написал Незнайка своему другу.

  На доске:                             Дарагой друк!

                        Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.

-Прочитайте его про себя. Что заметили? (много ошибок)

- А как вы думаете, почему он сделал столько ошибок? (он писал так, как слышал, он не знает правил)

- Когда мы пишем -  мы себе диктуем (учитель делает вид, что диктует себе – всё правильно, что слышу то и пишу).

Вывод: Не всегда нужно писать так как слышим.

- Поможем Незнайке исправить ошибки.                            

ФИЗМИНУТКА

Итак, к какому выводу мы пришли?

(Мы пришли к выводу, что не всегда нужно писать так,  как слышишь).

- Сегодня на уроке мы исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях нужно писать не те гласные, которые слышим. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске  карточки со словами:

Слоны,  ряды,  след, зимы, следы, слон,  ряд,  травы, зима,  трава.

1. Прочитайте слова про себя.

2.Назовите  слова  в которых произношение и написание гласных не совпадает (слоны, ряды, следы,  зима, трава). (выложить карточки в одну строчку) На какие две группы вы могли бы поделить эти слова.(ед. числа и мн. числа) Учитель выкладывает слова в один столбик, прикрепив табличку ед. ч.  и  мн. ч. Спишите эти слова в тетрадь так как на доске.

Получилась запись: ед.ч.

                                   зима

                                   трава

                                   мн.ч.

                                  ряды

                                  слоны

                                  следы

3.Поставьте ударение в словах и подчеркните  гласные буквы на месте гласных звуков, произношение и написание которых не совпадает.

4. Сделайте вывод -  написание и произношение каких гласных не совпадает? (безударных)

5. Назовите слова, в которых произношение и написание гласных совпадает (зимы, слон, шаг, стрелы, лисы, травы, ноги, след). Давайте  подберём  пары  к  словам, которые вы уже записали (учитель составляет пары на доске)  и  запишем эти слова в тетрадь. Не забывайте ставить ударение.

           Получилась запись:        ед.ч

                                                   зима -зимы

                                                   трава – травы

                                                       мн.ч.

                                                   ряды - ряд

                                                  слоны - слон

                                                    следы – след

6. Почему произношение и написание гласных  второго столбика не вызвало у вас сомнений? (потому что они стоят в сильной позиции т.е. под ударением) Как же нам быть если мы сомневаемся в написании безударной гласной? Сделайте вывод.(безударную гласную проверяют ударением)

(Если дети скажут, что надо изменить слово так, чтобы на эту букву падало ударение, то сказать, что так и надо сделать и задать вопрос №8)                                

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ И РУК

7. Правописание каких  гласных букв требует проверки? (а о е и я) карточку на доску

Почему не надо проверять гласные  ы, у? (они в любой позиции не вызывают сомнения, например – круги - круг, крыло - крылья)

8.Что интересного вы заметили записывая пары слов? (в одном слове гласный безударный, а в другом он под ударением; если в единственном  числе гласный безударный, то во множественном он под ударением) прикрепить карточку – ед.ч и мн. ч.

9.А теперь проверим наши  предположения.

Откройте учебники на странице 98-99, прочитайте правила про себя.

Чтение правила вслух.

VI. Закрепление изученного.

Итогом нашего исследования будет самостоятельная работа.

Упр.117  2 часть

 V. Домашнее задание.  Дидакт.материалы стр.39 №43

 VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Безударные гласные проверяют ударением. Можно проверить тем же словом, только в другом числе.

- Если вы чувствовали себя на уроке легко, и вам было интересно,  прикрепите магнит под улыбающимся  лицом, если вам было трудно и непонятно, прикрепите магнит под грустным лицом. 

 VII. Оценивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Безударные гласные" (урок-исследование) УМК "Россия" »

Конспект открытого урока-исследования, проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники Мавликаевой Гульнур Тальгатовной .


Тема: Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме.

Цель:

  • Выяснение, в каких случаях необходимо проверять гласные звуки в словах.

  • Вывод правила проверки безударных гласных звуков в словах и применение правила на практике.

  • Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Предметные:

  • развитие умения проверять безударные гласные в словах, меняя форму числа слова.



I. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о звуках и буквах.

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. На какие 2 группы они делятся?

3. Сколько гласных звуков в русском языке?

4. Назовите их.

5. А сколько гласных букв в русском языке?

6. Назовите их.

7. Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?

8. А на что указывают гласные буквы верхнего ряда?

9. Что вы знаете о буквах я, е, ё, ю?

10. В каких случаях они обозначают 2 звука?


II. Повторение изученного. Самостоятельная работа по карточкам. Ваша задача – сделать фонетический разбор слова. Перед вами карточки разного цвета. Красные карточки - простые задания, жёлтые - задания более сложные, ну и зелёные карточки - самые сложные задания. Возьмите выбранную карточку. Подписывать не надо, потому что проверять вы её будете сами. Начинайте работу. Я вижу, что работу закончили….(перечислить имена). А сейчас вы проверите и оцените свою работу. Если работа выполнена без ошибок – нарисуете на обратной стороне карточки солнышко, если есть 1-2 ошибки – нарисуете облако, из-за которого выглядывает солнышко, если ошибок больше нарисуете тучку. Чтобы предотвратить недоразумения я приготовила для вас карточки – помощницы. Откройте их, убрав скрепку.


Ученики работают 3-4 минуты.

- Поднимите карточки с солнышком. Ой, как стало светло в нашем классе от ваших солнышек! Мне приятно, что вы выбрали карточки не только красные, но и жёлтые, и зелёные. Спасибо. Покажите карточки с облачком. Вы тоже хорошо работали, а то, что у вас были ошибки – это не беда, я думаю, со временем вы научитесь быть более внимательными. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

А вот те, у кого в тетрадке тучка должны задуматься и стать ещё более внимательными на уроке и поработать дополнительно дома.


III. Сообщение темы и цели урока.

Вот такое письмо написал Незнайка своему другу.

На доске: Дарагой друк!

Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.

-Прочитайте его про себя. Что заметили? (много ошибок)

- А как вы думаете, почему он сделал столько ошибок? (он писал так, как слышал, он не знает правил)

- Когда мы пишем - мы себе диктуем (учитель делает вид, что диктует себе – всё правильно, что слышу то и пишу).

Вывод: Не всегда нужно писать так как слышим.

- Поможем Незнайке исправить ошибки.

ФИЗМИНУТКА

Итак, к какому выводу мы пришли?

(Мы пришли к выводу, что не всегда нужно писать так, как слышишь).

- Сегодня на уроке мы исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях нужно писать не те гласные, которые слышим. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске карточки со словами:

Слоны, ряды, след, зимы, следы, слон, ряд, травы, зима, трава.


1. Прочитайте слова про себя.


2.Назовите слова в которых произношение и написание гласных не совпадает (слоны, ряды, следы, зима, трава). (выложить карточки в одну строчку) На какие две группы вы могли бы поделить эти слова.(ед. числа и мн. числа) Учитель выкладывает слова в один столбик, прикрепив табличку ед. ч. и мн. ч. Спишите эти слова в тетрадь так как на доске.

Получилась запись: ед.ч.

зима

трава

мн.ч.

ряды

слоны

следы


3.Поставьте ударение в словах и подчеркните гласные буквы на месте гласных звуков, произношение и написание которых не совпадает.


4. Сделайте вывод - написание и произношение каких гласных не совпадает? (безударных)


5. Назовите слова, в которых произношение и написание гласных совпадает (зимы, слон, шаг, стрелы, лисы, травы, ноги, след). Давайте подберём пары к словам, которые вы уже записали (учитель составляет пары на доске) и запишем эти слова в тетрадь. Не забывайте ставить ударение.

Получилась запись: ед.ч

зима -зимы

трава – травы

мн.ч.

ряды - ряд

слоны - слон

следы – след

6. Почему произношение и написание гласных второго столбика не вызвало у вас сомнений? (потому что они стоят в сильной позиции т.е. под ударением) Как же нам быть если мы сомневаемся в написании безударной гласной? Сделайте вывод.(безударную гласную проверяют ударением)

(Если дети скажут, что надо изменить слово так, чтобы на эту букву падало ударение, то сказать, что так и надо сделать и задать вопрос №8)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ И РУК


7. Правописание каких гласных букв требует проверки? (а о е и я) карточку на доску

Почему не надо проверять гласные ы, у? (они в любой позиции не вызывают сомнения, например – круги - круг, крыло - крылья)


8.Что интересного вы заметили записывая пары слов? (в одном слове гласный безударный, а в другом он под ударением; если в единственном числе гласный безударный, то во множественном он под ударением) прикрепить карточку – ед.ч и мн. ч.


9.А теперь проверим наши предположения.

Откройте учебники на странице 98-99, прочитайте правила про себя.

Чтение правила вслух.


VI. Закрепление изученного.

Итогом нашего исследования будет самостоятельная работа.

Упр.117 2 часть

V. Домашнее задание. Дидакт.материалы стр.39 №43

VI. Итог урока. Рефлексия.


- Что нового вы узнали на уроке?

- Безударные гласные проверяют ударением. Можно проверить тем же словом, только в другом числе.

- Если вы чувствовали себя на уроке легко, и вам было интересно, прикрепите магнит под улыбающимся лицом, если вам было трудно и непонятно, прикрепите магнит под грустным лицом.


VII. Оценивание.



Приложение

Красные карточки

1 вариант 2 вариант

Сделай фонетический разбор слова. Сделай фонетический разбор слова.

ударение

нитки

ударение

журнал

гласные звуки


гласные звуки


количество слогов


количество слогов


мягкие согласные звуки


мягкие согласные звуки


твёрдые согласные звуки


твёрдые согласные звуки


количество звуков


количество звуков


количество букв


количество букв






Жёлтые карточки

1 вариант 2 вариант

Сделай фонетический разбор слова. Сделай фонетический разбор слова.

ударение

пружина

ударение

ландыши

гласные звуки


гласные звуки


количество слогов


количество слогов


мягкие согласные звуки


мягкие согласные звуки


твёрдые согласные звуки


твёрдые согласные звуки


количество звуков


количество звуков


количество букв


количество букв



Зелёные карточки

1 вариант 2 вариант

Сделай фонетический разбор слова. Сделай фонетический разбор слова.

ударение

варенье

ударение

поленья

гласные звуки


гласные звуки


количество слогов


количество слогов


мягкие согласные звуки


мягкие согласные звуки


твёрдые согласные звуки


твёрдые согласные звуки


количество звуков


количество звуков


количество букв


количество букв




КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА

1 ВАРИАНТ


ударение

нитки

пружина

варенье

гласные звуки

[и и]

[у ы а]

[а э э]

количество слогов

2

3

3

мягкие согласные звуки

[н к]

-

[р н й]

твёрдые согласные звуки

[т]

[п р ж н]

[в]

количество звуков

5

7

7

количество букв

5

7

7


КАРТОЧКА – ПОМОЩНИЦА

2 ВАРИАНТ


ударение

журнал

ландыши

поленья

гласные звуки

[у а]

[а ы ы]

[а э а]

количество слогов

2

3

3

мягкие согласные звуки

-

-

[л н й]

твёрдые согласные звуки

[ж р н л]

[л н д ш]

-

количество звуков

6

7

7

количество букв

6

7

7


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мавликаева Гульнур Тальгатовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства