Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Безударные гласные" (урок-исследование) УМК "Россия"
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Безударные гласные" (урок-исследование) УМК "Россия"
Конспект открытого урока-исследования, проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники Мавликаевой Гульнур Тальгатовной .
Тема: Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме.
Цель:
Выяснение, в каких случаях необходимо проверять гласные звуки в словах.
Вывод правила проверки безударных гласных звуков в словах и применение правила на практике.
Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
3. Предметные:
развитие умения проверять безударные гласные в словах, меняя форму числа слова.
I. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о звуках и буквах.
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. На какие 2 группы они делятся?
3. Сколько гласных звуков в русском языке?
4. Назовите их.
5. А сколько гласных букв в русском языке?
6. Назовите их.
7. Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?
8. А на что указывают гласные буквы верхнего ряда?
9. Что вы знаете о буквах я, е, ё, ю?
10. В каких случаях они обозначают 2 звука?
II. Повторение изученного. Самостоятельная работа по карточкам. Ваша задача – сделать фонетический разбор слова. Перед вами карточки разного цвета. Красные карточки - простые задания, жёлтые - задания более сложные, ну и зелёные карточки - самые сложные задания. Возьмите выбранную карточку. Подписывать не надо, потому что проверять вы её будете сами. Начинайте работу. Я вижу, что работу закончили….(перечислить имена). А сейчас вы проверите и оцените свою работу. Если работа выполнена без ошибок – нарисуете на обратной стороне карточки солнышко, если есть 1-2 ошибки – нарисуете облако, из-за которого выглядывает солнышко, если ошибок больше нарисуете тучку. Чтобы предотвратить недоразумения я приготовила для вас карточки – помощницы. Откройте их, убрав скрепку.
Ученики работают 3-4 минуты.
- Поднимите карточки с солнышком. Ой, как стало светло в нашем классе от ваших солнышек! Мне приятно, что вы выбрали карточки не только красные, но и жёлтые, и зелёные. Спасибо. Покажите карточки с облачком. Вы тоже хорошо работали, а то, что у вас были ошибки – это не беда, я думаю, со временем вы научитесь быть более внимательными. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
А вот те, у кого в тетрадке тучка должны задуматься и стать ещё более внимательными на уроке и поработать дополнительно дома.
III. Сообщение темы и цели урока.
Вот такое письмо написал Незнайка своему другу.
На доске: Дарагой друк!
Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.
-Прочитайте его про себя. Что заметили? (много ошибок)
- А как вы думаете, почему он сделал столько ошибок? (он писал так, как слышал, он не знает правил)
- Когда мы пишем - мы себе диктуем (учитель делает вид, что диктует себе – всё правильно, что слышу то и пишу).
Вывод: Не всегда нужно писать так как слышим.
- Поможем Незнайке исправить ошибки.
ФИЗМИНУТКА
Итак, к какому выводу мы пришли?
(Мы пришли к выводу, что не всегда нужно писать так, как слышишь).
- Сегодня на уроке мы исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях нужно писать не те гласные, которые слышим. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Назовите слова в которых произношение и написание гласных не совпадает (слоны, ряды, следы, зима, трава). (выложить карточки в одну строчку) На какие две группы вы могли бы поделить эти слова.(ед. числа и мн. числа) Учитель выкладывает слова в один столбик, прикрепив табличку ед. ч. и мн. ч. Спишите эти слова в тетрадь так как на доске.
Получилась запись: ед.ч.
зима
трава
мн.ч.
ряды
слоны
следы
3.Поставьте ударение в словах и подчеркните гласные буквы на месте гласных звуков, произношение и написание которых не совпадает.
4. Сделайте вывод - написание и произношение каких гласных не совпадает? (безударных)
5. Назовите слова, в которых произношение и написание гласных совпадает (зимы, слон, шаг, стрелы, лисы, травы, ноги, след). Давайте подберём пары к словам, которые вы уже записали (учитель составляет пары на доске) и запишем эти слова в тетрадь. Не забывайте ставить ударение.
Получилась запись: ед.ч
зима -зимы
трава – травы
мн.ч.
ряды - ряд
слоны - слон
следы – след
6. Почему произношение и написание гласных второго столбика не вызвало у вас сомнений? (потому что они стоят в сильной позиции т.е. под ударением) Как же нам быть если мы сомневаемся в написании безударной гласной? Сделайте вывод.(безударную гласную проверяют ударением)
(Если дети скажут, что надо изменить слово так, чтобы на эту букву падало ударение, то сказать, что так и надо сделать и задать вопрос №8)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ И РУК
7. Правописание каких гласных букв требует проверки? (а о е и я) карточку на доску
Почему не надо проверять гласные ы, у? (они в любой позиции не вызывают сомнения, например – круги - круг, крыло - крылья)
8.Что интересного вы заметили записывая пары слов? (в одном слове гласный безударный, а в другом он под ударением; если в единственном числе гласный безударный, то во множественном он под ударением) прикрепить карточку – ед.ч и мн. ч.
9.А теперь проверим наши предположения.
Откройте учебники на странице 98-99, прочитайте правила про себя.
Чтение правила вслух.
VI. Закрепление изученного.
Итогом нашего исследования будет самостоятельная работа.
Упр.117 2 часть
V. Домашнее задание. Дидакт.материалы стр.39 №43
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Безударные гласные проверяют ударением. Можно проверить тем же словом, только в другом числе.
- Если вы чувствовали себя на уроке легко, и вам было интересно, прикрепите магнит под улыбающимся лицом, если вам было трудно и непонятно, прикрепите магнит под грустным лицом.
VII. Оценивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Безударные гласные" (урок-исследование) УМК "Россия" »
Конспект открытого урока-исследования, проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники Мавликаевой Гульнур Тальгатовной .
Тема: Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме.
Цель:
Выяснение, в каких случаях необходимо проверять гласные звуки в словах.
Вывод правила проверки безударных гласных звуков в словах и применение правила на практике.
Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
3. Предметные:
развитие умения проверять безударные гласные в словах, меняя форму числа слова.
I. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о звуках и буквах.
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. На какие 2 группы они делятся?
3. Сколько гласных звуков в русском языке?
4. Назовите их.
5. А сколько гласных букв в русском языке?
6. Назовите их.
7. Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?
8. А на что указывают гласные буквы верхнего ряда?
9. Что вы знаете о буквах я, е, ё, ю?
10. В каких случаях они обозначают 2 звука?
II. Повторение изученного. Самостоятельная работа по карточкам. Ваша задача – сделать фонетический разбор слова. Перед вами карточки разного цвета. Красные карточки - простые задания, жёлтые - задания более сложные, ну и зелёные карточки - самые сложные задания. Возьмите выбранную карточку. Подписывать не надо, потому что проверять вы её будете сами. Начинайте работу. Я вижу, что работу закончили….(перечислить имена). А сейчас вы проверите и оцените свою работу. Если работа выполнена без ошибок – нарисуете на обратной стороне карточки солнышко, если есть 1-2 ошибки – нарисуете облако, из-за которого выглядывает солнышко, если ошибок больше нарисуете тучку. Чтобы предотвратить недоразумения я приготовила для вас карточки – помощницы. Откройте их, убрав скрепку.
Ученики работают 3-4 минуты.
- Поднимите карточки с солнышком. Ой, как стало светло в нашем классе от ваших солнышек! Мне приятно, что вы выбрали карточки не только красные, но и жёлтые, и зелёные. Спасибо. Покажите карточки с облачком. Вы тоже хорошо работали, а то, что у вас были ошибки – это не беда, я думаю, со временем вы научитесь быть более внимательными. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
А вот те, у кого в тетрадке тучка должны задуматься и стать ещё более внимательными на уроке и поработать дополнительно дома.
III. Сообщение темы и цели урока.
Вот такое письмо написал Незнайка своему другу.
На доске: Дарагой друк!
Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.
-Прочитайте его про себя. Что заметили? (много ошибок)
- А как вы думаете, почему он сделал столько ошибок? (он писал так, как слышал, он не знает правил)
- Когда мы пишем - мы себе диктуем (учитель делает вид, что диктует себе – всё правильно, что слышу то и пишу).
Вывод: Не всегда нужно писать так как слышим.
- Поможем Незнайке исправить ошибки.
ФИЗМИНУТКА
Итак, к какому выводу мы пришли?
(Мы пришли к выводу, что не всегда нужно писать так, как слышишь).
- Сегодня на уроке мы исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях нужно писать не те гласные, которые слышим. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Назовите слова в которых произношение и написание гласных не совпадает (слоны, ряды, следы, зима, трава). (выложить карточки в одну строчку) На какие две группы вы могли бы поделить эти слова.(ед. числа и мн. числа) Учитель выкладывает слова в один столбик, прикрепив табличку ед. ч. и мн. ч. Спишите эти слова в тетрадь так как на доске.
Получилась запись: ед.ч.
зима
трава
мн.ч.
ряды
слоны
следы
3.Поставьте ударение в словах и подчеркните гласные буквы на месте гласных звуков, произношение и написание которых не совпадает.
4. Сделайте вывод - написание и произношение каких гласных не совпадает? (безударных)
5. Назовите слова, в которых произношение и написание гласных совпадает (зимы, слон, шаг, стрелы, лисы, травы, ноги, след). Давайте подберём пары к словам, которые вы уже записали (учитель составляет пары на доске) и запишем эти слова в тетрадь. Не забывайте ставить ударение.
Получилась запись: ед.ч
зима -зимы
трава – травы
мн.ч.
ряды - ряд
слоны - слон
следы – след
6. Почему произношение и написание гласных второго столбика не вызвало у вас сомнений? (потому что они стоят в сильной позиции т.е. под ударением) Как же нам быть если мы сомневаемся в написании безударной гласной? Сделайте вывод.(безударную гласную проверяют ударением)
(Если дети скажут, что надо изменить слово так, чтобы на эту букву падало ударение, то сказать, что так и надо сделать и задать вопрос №8)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ И РУК
7. Правописание каких гласных букв требует проверки? (а о е и я) карточку на доску
Почему не надо проверять гласные ы, у? (они в любой позиции не вызывают сомнения, например – круги - круг, крыло - крылья)
8.Что интересного вы заметили записывая пары слов? (в одном слове гласный безударный, а в другом он под ударением; если в единственном числе гласный безударный, то во множественном он под ударением) прикрепить карточку – ед.ч и мн. ч.
9.А теперь проверим наши предположения.
Откройте учебники на странице 98-99, прочитайте правила про себя.
Чтение правила вслух.
VI. Закрепление изученного.
Итогом нашего исследования будет самостоятельная работа.
Упр.117 2 часть
V. Домашнее задание. Дидакт.материалы стр.39 №43
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Безударные гласные проверяют ударением. Можно проверить тем же словом, только в другом числе.
- Если вы чувствовали себя на уроке легко, и вам было интересно, прикрепите магнит под улыбающимся лицом, если вам было трудно и непонятно, прикрепите магнит под грустным лицом.