kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе по программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы, рекомендованной Министерством образования науки Российской Федерации. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М., «Просвещение».Цель: продолжить отработку навыка написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ, развивать умение объяснять и доказывать; формировать умение находить аргументы в тексте, формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" »

Конспект урока русского языка в 9 классе по программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы, рекомендованной Министерством образования науки Российской Федерации. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М., «Просвещение».

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по материалам ОГЭ»

Цель:

Обучающая: продолжить отработку навыка написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ.

Развивающая: развивать умение объяснять и доказывать; формировать умение находить аргументы в тексте.

Воспитывающая: формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

- Назовите типы текста.

- Что такое рассуждение? Чем текст-рассуждение отличается от других типов?

- Вспомните, из каких частей состоит текст-рассуждение?

- Что такое тезис?

- Что такое аргументы? (Слайд 2).

III. Работа по группам с текстами из сборника И.П. Цыбулько. (ГИА 2014 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2013). (Слайд 3).

1 группа (вариант 8)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

2 группа (вариант 18)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

3 группа (вариант 24)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

4 группа (вариант 11)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

- Что общего между этими высказываниями? (Это высказывания о выразительности речи, об образности, о специфике языка художественной литературы).

IV.- В чем заключается специфика языка художественной литературы?

- Какие средства помогают писателям создавать яркие образы, характеры?

Перечислите основные изобразительно-выразительные средства.

Соедините термин и его значение. (Слайды 5-14)

Сравнение

художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляет оценивать этот объект с необычной точки зрения.

Эпитет

один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.

Олицетворение

скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами, которое используется для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Метафора

образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Антитеза

одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов; одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением.

Гипербола

стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создает эффект контраста.



V.Работа с Интернет- ресурсами. Выполнение тренировочных упражнений. (Слайд 15)

VI. Определите тип изобразительно-выразительного средства (работа по группам). (Слайд 16-17).

1)«Рыцарь дрался как лев». 2)«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить».

3)«Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

4)«Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой».

5)«Мужичок с ноготок».

6)«Исчезла грусти тень».

7)«Отговорила роща золотая».

8)«Побледневшие звезды».

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра».

10)«Голод вооружал их храбростью».

11)«Черный ветер, белый снег».

12) «Глаза, как небо, голубые».

13) «Мрачной яркостью богатые».

1)Сравнение.2)Литота.3)Сравнение.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение. 8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение. 13) Оксюморон.

VII.Итак, мы с вами вспомнили структуру сочинения, определили значение цитат, перечислили примеры изобразительно-выразительных средств, назвали их функции. Теперь переходим к написанию вступления.

VIII. Подборка аргументов с примерами из текстов. Отчет каждой группы. (Слайд 18)

1 группа (вариант 8): предложение 24 (фразеологизм «сломя голову»), предложение 26 ( эпитет «загадочную жизнь»), предложение 49 (сравнение «как веточка багульника»), предложение 29 (метафора «черную головешку на маленьких кривых ногах»).

2 группа (вариант 18): предложение 6 (сравнение «как хорошая повязка»), предложение 10 (эпитет «легкие слезы»), предложение 4 (лексический повтор «приговаривая, приговаривая»).

3 группа (вариант 24): предложение 10 (эпитет «деловые птахи»), предложение 20 (метафора «светится горячими угольями соцветий»), предложение 26 (олицетворение «медуничка имела милостивую душу, простила хозяина…»), предложение 21 (ирония «доблестный хозяин»), предложение 13 (антитеза, противопоставление дикой рябинки и деревьев из питомника).

4 группа (вариант 11): предложение 11 (эпитет «с благоговейным восторгом»), предложение 22 (эпитет «умных, ясных глаз»), предложение 26 (эпитет «бедное, прекрасное животное»).

IX. Написание основной части и заключения.

X. Чтение по одному сочинению от группы, обсуждение работ.

XI. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 19).

Домашнее задание: оформить сочинения.

Литература:

  1. ГИА 2014 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2013.

  2. Сенина Н.А. Русский язык 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2014. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

п/п

Название ресурса

Форма предъявления

информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты, тест,

модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР


1.сайт «Словари он-лайн»

Электронный словарь лингвистических терминов

http://onlineslovari.com/lingvisticheskih_terminov

  1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.

Тест он-лайн

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test215.xml

  1. Сайт «Капканы ЕГЭ и ГИА»

Тест он-лайн

http://капканы-егэ.рф/index.php/online-testirovanie-formata-gia-chast-a

  1. Сайт «Русский язык. ГИА»

Тест он-лайн

http://dist-tutor.info/course/view.php?id=46&item=305


  1. Сайт ФИПИ

Открытый банк заданий

http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/10?page=1





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Полухина Татьяна Олеговна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства