kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Закрепление изученного о сложноподчинённом предложении с одним придаточным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет  конспект урока русского языка в 9 классе по теме    «Закрепление изученного о сложноподчинённом предложении с одним придаточным».

Цели:

образовательная: закрепить знания о сложноподчиненном предложении с одним придаточным; совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые, орфоэпические навыки; 

развивающая: развивать умение проводить сравнение, вести наблюдение, развивать любознательность и интерес к учению; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля;

воспитательная: развивать умение слушать, умение оказать помощь, ответственность за группу, умение приспособиться к темпу работы других членов группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

             

              

                   

                                       

                

 

 

 

 

   

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Закрепление изученного о сложноподчинённом предложении с одним придаточным» »

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Закрепление изученного о сложноподчинённом предложении с одним придаточным».

Цели:

образовательная: закрепить знания о сложноподчиненном предложении с одним придаточным; совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые, орфоэпические навыки;

развивающая: развивать умение проводить сравнение, вести наблюдение, развивать любознательность и интерес к учению; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля;

воспитательная: развивать умение слушать, умение оказать помощь, ответственность за группу, умение приспособиться к темпу работы других членов группы.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) Знакомство с планом урока. Сообщение целей и задач урока.

1. Орфоэпическая разминка.

2.Систематизация и закрепление изученного о СПП с одним придаточным.

3. Тест (обратная связь).

Б) Выбор «хранителя времени» и секретаря в каждой из четырёх групп.

(«Хранитель времени» следит за правильным расходованием времени урока. Если класс увлекается каким-то видом работы, то «хранитель времени» напоминает об этом.

Секретарь фиксирует ответы, раздает дидактический материал).

  1. Игра «Орфоэпический бой»

На доске:

Балуясь, торты, щавель, завидно, зубчатый, каталог, ремень, туфля, форзац, столяр, ходатайство, красивее.

Задание: поставить в словах ударение (слова распечатаны для каждого учащегося)

(1 минута)

Взаимопроверка (учитель читает правильный вариант и ставит ударение на доске)

Нормы оценок:

без ошибок - «5», в 1-2 словах - «4», в 3 - 4 словах - «3», в 5 и более словах - «2».

(NB! Слова, в которых допущены ошибки)

  1. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

  1. Самостоятельная работа учащихся 1 и 2 группы (5 минут)

(1 гр.- карточка № 1; 2 гр. – карточка № 2)

Карточка № 1.

1.Пользуясь «Школьным толковым словарём иностранных слов», запишите толкование значений ряда слов. Выберите такие словарные статьи, в которых используются придаточные определительные предложения.

Подчеркните грамматические основы в записанных вами предложениях.

2. Расскажите о придаточных определительных (устно).

Карточка № 2.

1.Продолжите данные предложения, чтобы получились СПП с придаточными изъяснительными. Используйте союзы и союзные слова, данные в скобках.

1. Глубоко верю, (что)…

2. Кто не знает, (как)…

3. Он вспомнил, (где)…

4. Нас не спрашивают,…(ли)…

5. Мы узнали, (кто)…

2. Расскажите о придаточных изъяснительных (устно).


Группы № 3, 4 - работают с текстом вместе с учителем (тексты распечатаны).

Для слабоуспевающих обучающихся (группа № 4): на обратной стороне карточки - «подсказка» (Тема текста – это… . Основная мысль – это…)

Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений Онегин», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание... Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру. (По Н. Доризо)


Вопросы учителя:

- Прочитайте выразительно текст. Какова основная мысль и тема этого текста?

- Объясните, как понимаете выражения «паралич вкуса и мышления» и «духовное прозябание»?

(паралич – это утрата способности к действию, состояние бездействия, упадка;

духовное прозябание - бесцельное, пустое, бессмысленное существование)

- Согласны ли вы с мнением Н. Доризо? (Я считаю, …..)

- Станете ли следовать ему?

- Определите виды придаточных предложений, встретившихся в тексте.

Проверка самостоятельной работы учащихся 1,2 группы. Учащиеся 3,4 группы внимательно слушают отвечающих.

  1. Работа в группах.

А) Найти «4 лишнее» в зависимости от вида сложного предложения (2 минуты)

Слайд № 1: 1. Он все боялся, чтобы проказник

Не отшутился как - нибудь. (изъяснит.)

2. Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок. (определ.)

3. Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить. (сложносоч.)

4. Старый дядька Черномор с ними

Из моря выходит и попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить. (цели).

- Назовите свой вариант «лишнего» предложения? (секретарь каждой группы озвучивает ответ)

Учитель читает предложение, учащиеся называют вид придаточного.

Б) Найдите ошибку в составленных схемах. (2 минуты)

Слайд № 2: союз

1. [ ] , чтобы ( … ).

Х союзное слово

2. [ сущ, (где…), … ]

3. [ ] , и [ ]

союз

4. О и О , (чтобы).

(Ошибка в 4 предложении: союз не входит в круглую скобку, т.к. он не является членом предложения).


  1. Работа по группам. (5 минут).

Секретарь раздает карточки, «хранитель времени» следит за временем.

Группы № 1, 2, 3 работают самостоятельно, 4 группа – с учителем).


Задание группе № 1.

Определить виды придаточных в данных предложениях (если это возможно), заменить их придаточными указанного вида, записать.

  • Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь.

(заменить СПП с придаточным условия.)

  • И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

(заменить придаточным следствия)

  • Царь, хоть был встревожен сильно,

Усмехнулся ей умильно.

(заменить придаточным причины)

  • Где нет любви к искусству, там нет и критики.

(заменить придаточным условия)

Задание группе № 2.

Определить вид придаточного в предложениях, составить схемы. Вспомнить названия произведений А. С. Пушкина, из которых взяты строчки.

  • Коли лгу, пусть бог велит,

Не сойти живой мне с места. (прид. условия)

  • Но живёт без всякой славы,

Средь зелёные дубравы,

У семи богатырей,

Та, что всё ж тебя милей. (прид. мест. - определ.) («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  • Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы. (прид. времени) («К Чаадаеву»)

  • Закружились бесы разны,

Будто бесы в ноябре. (прид. сравн.) («Бесы»)

  • Деньги мои. Я проиграл, потому что мне так вздумалось. (прид. причины) («Капитанская дочка»)

Задание группе № 3.

Даны два предложения из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Списать их, определить виды придаточных (выделены круглыми скобками), составить схемы, объяснить значение подчеркнутых слов.

  • Он [Владимир Андреевич] решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если (болезненное состояние отца потребует его присутствия). (прид. условия)

  • Она чувствовала, что (ей было неприлично слышать такое объяснение от человека), (который по состоянию своему не мог надеяться когда - нибудь получить ее руку). (прид. изъяснит. и опред.)

(состояние (многозн. слово): 1- самочувствие физическое и душевное; 2- имущество, средства к жизни)


Задание группе № 4 (работают с учителем).

Записать под диктовку предложения, определить вид придаточного (пользуясь таблицей из справочника «Виды придаточных предложений»), составить схему.

1. Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила.

2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3. Пугачёв, пока его везли, кланялся на обе стороны.

4. Все охали от дороговизны, которая на самом деле была ужасна. (предложение распечатано, определяют вид придаточного самостоятельно)

Проверка работы 1, 2, 3 групп. (4 группа работает самостоятельно). 1 группа отвечает, а в это время секретарь 2 гр. рисует схемы предложений на доске. (2 мин.) 2 группа отвечает, а в это время секретарь 1 гр. рисует схемы предложений на доске. (2 мин.) 3 группа - проверка. (2 минуты).


  1. Работа с текстом. Слайд № 3

Однажды удалось мне написать песенку, которой я был доволен. Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понёс её к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца.

- Прочитайте. Узнали ли вы произведение? Кто его автор?

- Какие синонимы к слову «поэт» встречаются в этом отрывке? (сочинители, стихотворцы)

- К какому стилю речи относятся эти слова? (разговорный) С какой целью Пушкин использует их здесь? (В художественной литературе лексику разных стилей писатели используют для яркого воплощения творческого замысла)

- Спишите текст.

3, 4 гр. – составить схемы 1, 2 предложений.

1, 2 гр. – придумать продолжение текста (сост. СПП).

Н/р: «Я уверен, что отрывок этот из произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина» или «Когда Гринёв прочитал свои стихи Швабрину, тот…»



  1. Работа в группах «Найди пару». Слайд № 4

- Соедините главную и придаточную части сложноподчинённых предложений, чтобы получились строчки из известных стихотворений А.С. Пушкина.



Следа не видно.

Как были мы в Париже?

Иди…

Хоть убей…

Ты помнишь ли…

Лишь ступили за ограду…

Дядей будешь нам навек.

Куда влечёт тебя свободный ум.

Видит девица…

Коль ты старый человек…

Оглушительный трезвон поднялся со всех сторон.

Что тут люди добрые живут.

Проверка (уч-ся читают получившиеся предложения, устно определяют вид придаточного)



  1. Проверочная работа (тест) (3 мин.)

Уч-ся отгадывают загадки и самостоятельно определяют вид придаточного в записанных предложениях. (карточки для каждого уч-ся)

    1. Пятачок, на который ничего не купишь. (прид. определ.)

    2. Кто ходит ночь и ходит день, не знает, что такое лень? (прид. изъяснит.)

    3. Если б не было его, не сказала б ничего. (прид. условия)

    4. Куда нос, туда и хвост. (прид. места)

    5. Кабы я встала, так и до неба достала. (прид. условия)

    6. Чем больше из меня берут, тем больше становлюсь. (прид. сравнит.)

Самопроверка. На слайде № 5 – правильные ответы.



  1. Итоги урока. Рефлексия.

- Строчки из произведений какого автора мы вспоминали сегодня на уроке?

- Знания по какой теме мы закрепили?

- Какое задание было интересным? сложным?



  1. Д/з по выбору. (Слайд № 6)

1) Написать сочинение – миниатюру, используя только сложноподчинённые предложения.

2) Из произведений М.Ю. Лермонтова выписать 10 сложноподчинённых предложений разных видов.





Приложение № 1





Предложения, в которых придаточные можно отнести к разным группам.

      1. Я прервал Савельича вопросом, сколько у меня всего денег.

(о чём?) – прид. изъяснит.)

(каким?) – прид. определит.)



      1. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. (прид. определит.? прид. следствия?)

NB! (СПП с прид. степени: местоимение «такой» относится к прилагательному «свирепый», указывает на степень качества)



      1. Я слишком был счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненности. (прид. меры? прид. степени?)



      1. Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. (можно заменить союзом а – такие предложения считаются предложениями с взаимным подчинением или с взаимно обусловленными частями)



      1. Я оставил Душет с приятной мыслью, что ночую в Тифлисе.

(о чём? – прид. изъяснит.)

(какой? – прид. определит.)

Источники приведённых текстов.

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

2. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

3. А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Барышня – крестьянка».

4. А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

5. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6. А. С. Пушкин «К Чаадаеву» 

7. А. С. Пушкин «Бесы»

8. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

9. А. С. Пушкин «Дубровский»

10. А. С. Пушкин «Зимний вечер»

11. А. С. Пушкин «Элегия»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воробьёва Юлия Васильевна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства