kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по программе В.В. Бабайцевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Тире между пожлежащим и сказуемым" изучается в разделе "Синтаксис и пунктуация" в 8 классе. Цель данного урока: систематизация полученных ранее знаний, их углубление и расширение. Основа тренировочных упражнений - краеведческий материал, цитаты из произведений писателей и поэтов Амурской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по программе В.В. Бабайцевой »

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: обобщающий урок с элементами исследования;

Технология: технология развивающего обучения

Цели: 1) углубить и расширить знания учащихся об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; совершенствовать навык применения данного правила при письме;

2) способствовать развитию умения работать самостоятельно с учебными пособиями различного уровня сложности, анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать полученные результаты;

3) прививать учащимся интерес к произведениям амурских писателей.

Оборудование: слайдовая презентация, плакат «Тире между подлежащим и сказуемым», карточки для индивидуальной работы, сборники произведений амурских авторов, словари.

Ход урока.

Организационный момент.

Объявляю «мягкую посадку».

Обл..сть, дл..на, ч..рный, имеет..ся, пр..летает, изре..ка, об..татель, ра..пол..гается, на рас..тояни…

Орфоэпическая разминка.

Баловать, балованный, диспансер, звонишь, звонит, извиниться, изобретение, инструмент, искони, конечно, красивее, красивейший, мастерски, медикаменты, мельком, обеспечение, премировать, средства, статуя, столяр, углубить, удобнее, ходатайство.

Продолжите предложения.

Излишне баловать ребёнка – значит …

Извиняться – значит …

Доставить вовремя медикаменты – значит …

  1. Постановка цели урока. Слайд №1

Сегодня на уроке мы углубим и расширим знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым, что окажет вам помощь в подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Основой тренировочных упражнений будет краеведческий материал, взятый из справочников, энциклопедий о Дальнем Востоке, а также из произведений писателей и поэтов Амурской области.

Часть материала вы подбирали сами, получив индивидуальные задания, часть будет предложена мной.

  1. Повторение материала по данной теме, знакомого учащимся из курса русского языка 5 – 7 кл.

Теоретическая часть.

- Вспомним основное правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. (Ответы учеников). Останавливаемся на ключевых понятиях, главным из которых является наличие нулевой связки.


Практическая часть.

- Обратимся к примерам. Ваша задача – объяснить пунктограммы, начертить схемы, достаточные для постановки знаков препинания.

Слайд №2

  1. Амур среди рек планеты занимает девятое место.

Его длина - четыре тысячи четыреста сорок четыре километра.

  1. Гуляй же, Амур, полноводный и сильный,

Отчизны великой недремлющий страж.

Ты труженик вечный, ты кромка России

И ласковый батюшка наш.

Слайд № 3

3. Своеобразна фауна Амура. Отличаются амурские рыбы и биологией размножения, и скоростью роста, и рядом других свойств. Оттаивать весной после вмерзания в лёд - любопытное приспособление ротана к суровым бесснежным зимам.

4. Озеро Ханка - самое большое из приамурских озёр.

В него впадает тринадцать рек.

5. Вершины кедров словно дымчато-зелёные купола.

Слайд № 4

6. Вырубать леса хвойных пород - уменьшать урожай кедровых орехов, корня женьшеня, сокращать численность белки, кабана, медведей.

7. Обеднение флоры и фауны - это серьёзнейшая экологическая и экономическая проблема.

7. Кедровый стланик вовсе не кустарник, а дерево с несколькими вертикальными ветвями.

1)Индивидуальное здание: перестройте предложение так, чтобы было условие постановки тире в предложении. Запишите полученное предложение.

Слайд № 5

В августе в Приамурье зацветает лотос. Его называют самым роскошным цветком дальневосточных водоёмов.

2) Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире.

Небо, без дела, только, жить, коптить.

3. Работа над новым материалом.

- Есть и другие условия постановки тире или его отсутствия между подлежащим и сказуемым. Над этим вопросом работали Паша и Антон, они представят результаты своих поисков.

Теоретическая часть.

Слайдовая презентация. Слайд № 6

Проанализировали материал по данной теме в учебных пособиях для поступающих в вузы (К.А. Войловой, Л.Б. Селезнёвой). Все условия постановки тире, изученные нами ранее, мы представили схемой, которая требует дополнения. Есть и другие условия, при которых тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

  1. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.

Например: Ворона, конечно, птица умная и самостоятельная, но голос её красивым не назовёшь.

  1. Если между подлежащим и сказуемым стоит союз (тоже; также; не только, но и)

Сравним предложения: 1.Наш сосед - охотник, и по выходным дням он пропадает в лесу. Наш сосед тоже охотник, и по выходным дням он пропадает в лесу. 2. Липа тоже медонос.

  1. если сочетание подлежащего и сказуемого представляет собой неразложимый фразеологический оборот.

Например: Грош цена всем его поступкам.

Фразеологизмов подобной конструкции мы нашли в словаре немного. (Дело табак (труба). – Кому-то приходится очень плохо. Черт не брат. – Всё нипочём, всё очень легко, ничего не стоит).

И ещё одно дополнение к основной схеме: тире не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица не. Это правило действует в предложениях, где сказуемое выражено существительным в им. п. Например: Бедность не порок. Расстояние не помеха для друзей.

Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Например: Хвастать – не косить, спина не заболит.

Есть и другие условия, при которых тире ставится или не ставится. Глубже этот вопрос можно изучить в предложенных пособиях. Они есть в нашем кабинете.


Практическая часть.

Слайд № 7

Диктант с сопоставлением. Задание: перестройте предложения так, чтобы в нём знак тире не ставился.

Плоды боярышника – прекрасный корм для птиц.

Смешанные леса – лучшие грибные места.

4. Выработка инструкции-алгоритма с учетом новых условий постановки тире или его отсутствия между подлежащим и сказуемым. Слайд № 8

Даётся время на обдумывание, затем формулируются положения алгоритма.

Инструкция-алгоритм.

  1. Обозначить грамматическую основу.

2. Определить, чем выражены каждые главные члены.

3. Посмотреть, нет ли перед именным сказуемым вводного слова, частицы, союза.

4. Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.

ФИЗМИНУТКА

Индивидуальные задания (для первой группы)

Карточка № 1

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматические основы предложений, укажите, чем выражен каждый главный член. На месте (?) решите пунктуационную задачу: ставить тире или нет?

Японский журавль (?) самая крупная наземная птица Амурской обл..сти. Дл..на птицы (?) 160 – 170 сантиметров. В окраске в основном два цвета: ч..рный и белый. На голове имеет..ся красная шапочка. Пр..летает японский журавль к середине апреля парами, изре..ка по 4- 6 особей. Журавль (?) об..татель вейниковых лугов, порою заболоченных. Гнездо от гнезда распол..гается на большом рас..тоянии, но гнездящиеся пары хорошо слышат друг друга. Голос у журавля (?) громкий, чистый, звонкий. Зимуют журавли в Японии и Китае.

5. Отработка практических навыков применения правила (задания для второй группы). Слайд № 9

1) Найдите ошибку в рассуждении.

Пахать – не руками махать.

В предложении не поставим тире, т.к. между подлежащим и сказуемым есть частица не. (Обратить внимание на последовательность рассуждения)

Стланиковые леса – редкое богатство, к сожалению, не охраняемое от пожаров, неоправданных вырубок.

Подлежащее и сказуемое выражены им. существительными в им. падеже, но в предложении есть вводное слово, значит тире между подлежащим и сказуемым не ставим.

Новое – всегда риск.

Подлежащее выражено им. прилагательным, сказуемое – им. существительным. Такого условия нет в правиле. Тире не ставим.

2) Задания для индивидуальной работы.

Раздаются карточки с текстами о голубике «Чудо ягода!» Слайд № 10

Задание: выпишите номера предложений, в которых тире ставится.

Чудо ягода!

Голубика (1) ветвистый кустарник из семейства брусничных. Средняя высота растения (2) 70 сантиметров. Листья отличаются голубоватым восковым налётом снизу, а края (3) слегка завёрнуты. Ягоды (4) кисло-сладкие, тёмно-синие, с сизым налётом. Есть их (5) одно удовольствие, а собирать (6) сплошное мучение, потому что растёт голубика на болотах и марях. Голубика, оказывается, (7) прекрасный медонос.

Известны и целебные свойства этой ягоды. Использовать в пищу её плоды (8) значит укреплять свой организм. Отвар сухих ягод голубики (9) не только вяжущее, но и жаропонижающее средство. Отвар листьев (10) вспомогательное средство при лечении сахарного диабета. Чудо ягода! Ключ: 1, 2, 5, 6, 8, 10.

3) Работа с размышлизмами Петра Лазарева, члена Свободненского литературного объединения им. П.Комарова. Слайд № 11

Задание: в каких предложениях постановка знака препинания является авторской. С какой целью поставлен знак?

Время – не деньги: в банк не положишь, в долг не возьмёшь.

Взять себя в руки не трудно, удержать себя в руках – вот задача.

Выход из себя – не выход из положения.

Самое простое решение проблемы – выкинуть её из головы.

Самый тяжёлый груз – это ненужные мысли.

(В 1, 3 предложениях – авторские знаки. Даётся оценка явления, предмета, есть необходимость логически выделить и подчеркнуть сказуемое).

6. Обобщение изученного.

Беседа по вопросам:

  • При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

  • И подлежащее, и сказуемое им. существительные, однако тире не ставим. Почему?

  • Подлежащее – местоимение, сказуемое – существительное. Тире поставили. Почему?

  • Какими частями речи должны быть выражены главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире?

  • Какое условие является основным для постановки тире между подлежащим и сказуемым?

  • Можно ли утверждать, что нужно учитывать стиль речи, решая данную пунктуационную задачу.


7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: для 2 группы:

Карточка № 2

Задание: изменить данный текст так, чтобы в нём были отражены все случаи употребления и неупотребления тире между подлежащим и сказуемым.

Прострел.

Гусиный лук и прострел растут на открытых склонах ранней весной. Прострел называют ещё подснежником и сон-травой. Его цветки закладываются под снегом, а ранней весной выходят уже готовые распуститься бутоны. Снежный покров надёжно защищает зимующие растения. Длинные шелковистые волоски сон-травы защищают её не от холода, а от воды. Капли дождя или росы скатываются по волоскам. Прострелы первыми зацветают весной, но собирать их большими букетами нельзя. Недолго стоит букет в вазе. Лучше оставить цветы в лесу для образования семян. Прострел обладает целебными свойствами.

Для 1 группы:

Карточка № 3

Задание: объяснить, используя толковый словарь С.И. Ожегова

(или Д.Н. Ушакова), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать. Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

8. Поэтическая минутка. Чтение учащимися стихотворений амурских поэтов. (Стихи подобраны учащимися с учётом изученного правила).





































8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рихновец Наталья Леонидовна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства