Конспект урока русского языка в 6 классе«Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного»
Конспект урока русского языка в 6 классе«Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного»
Материал урока подводит учащихся к тому, чтобы учащиеся получили углублённые знания по теме «Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного», развивали креативные способности; учились использовать эпитеты в тексте, находить ассоциативные связи. Большое внимание отводится на устную и письменную речь.
Структура урока определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Урок построен с соблюдением современных требований к практической направленности обучения русскому языку. По ходу урока используются различные формы творческих и самостоятельных заданий, что способствует достижению поставленных целей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
знать:особенности грамматических признаков имен прилагательных каждого
разряда и какую роль они выполняют в речи;
уметь: определять грамматические признаки имени прилагательного и его роль в речи.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организация начала урока.
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствует учеников, желает им хороших результатов, инструктаж учащихся по организации на уроке.
Приветствие учителя и одноклассников. Полная готовность класса, быстрое включение в деловой ритм.
Подготовка к основному этапу занятия. Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
-Ребята, сегодня наш урок начнут герои из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», полностью с творчеством драматурга и с содержанием произведения 19 века вы познакомитесь в 9классе.
Предлагает ответить на ряд вопросов:
- На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Что кажется нам смешным?
-Ребята, а о каких частях речи в диалоге шла речь?
-Определите, о какой части речи у нас с вами пойдет сегодня разговор и почему?
-Верно, сегодня мы будем говорить об имени прилагательном, запишите, пожалуйста, тему урока «Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного», затем предлагаю сформулировать цели и задачи нашего урока(провести работу над понятиями в теме).
Заранее подготовленные ученики читают наизусть диалог Правдина и Митрофанушки. Класс слушает.
Дают ответы, комментируют диалог.
Отвечают (об имени существительном и имени прилагательном).
Отвечают, рассуждают(имени прилагательном, т.к. имя существительное мы уже рассмотрели).
Делают записи в тетрадях, для определения целей и задач на урок раскрывают понятия темы: «грамматические признаки» и «речевая роль».
Далее формулируют
цели: повторить грамматические признаки имени прилагательного и его роль в речи, возможно, обнаружить «новое» и применить на практике. Для этого, вероятно, мы будем работать с текстами.
Актуализация опорных знаний и умений.Дидактическая задача: выявление незнания и затруднения для решения проблемы («нового»).
-Ребята, дома вы уже работали над первой частью сегодняшней темы, т.е. повторили ранее изученное. Вам нужно было заполнить таблицу на стр.162, вспомнить грамматические признаки имени прилагательного. Предлагаю, обсудить ваши работы в группах и доказать, что вы не Митрофанушки!
Задание: вспомнить признаки имени прилагательного и обнаружить особенности в каждой данной форме имени прилагательного. Контролирует работу групп.
Даёт на экране готовую таблицу после выступлений.
-Предлагаю сделать вывод по нашей работе на этом этапе. Какие особенности в разрядах имён прилагательных вы можете отметить?
-Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, а какую роль в речи нашей играют каждый из разрядов имени прилагательного?
Возникла проблема, которую нам надо решить, чтобы выяснить, какую роль в речи нашей играют каждый из разрядов имени прилагательного? Но сначала предлагаю сделать небольшую разминку перед началом новой работы.
1группа готовит теоретический ответ по таблице;
2 группа - рассказ об имени прилагательном «загородной (прогулке)»;
3 группа - рассказ об имени прилагательном « в вороньем (гнезде)»;
4группа-- рассказ об имени прилагательном «симпатична».
После проверки группы готовятся к выступлению, затем ребята слушают выступающих: дополняют или исправляют, делают вслед за выступающим записи в своих тетрадях.
Прилагательные оказались всех трёх разрядов, на чем ребята акцентируют внимание.
Отмечают, в чём отличие грамматических признаков качественных имён прилагательных (имеют степени сравнения и краткую форму)от относительных и притяжательных.
Дают возможные варианты ответов (в основном, украшают нашу речь).
Физминутка
Упражнения «Подготовка птиц к полёту».
Повторяют вместе с учителем.
Усвоение новых знаний и способов действий. Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
-Сформулируйте цели нашей дальнейшей работы.
-Предлагаю для решения нашей проблемы выполнить упр.373(1) первой и второй группе; упр. 374(1) – 3,4 группе.
Задание: определите разряды прилагательных и роль их в текстах.
Контролирует работу, помогает, напоминает цель задания.
Слушает выступления групп, корректирует. Предлагает сделать по работам выводы.
-Ребята, вы верно определили роли каждого из разрядов в речи; таким образом, имя прилагательное в нашей речи играет информативную роль и эстетическую. Запишите, пожалуйста, их названия.
-Мы должны узнать, какова роль в речи каждого из разрядов имени прилагательного.
Работа в группах. Выполняют в тетрадях и готовят выступления.
1,2 группы дают ответы и делают вывод, что относительные и притяжательные имена прилагательные (овощной, соседский магазин) конкретизируют предмет, уточняют его признаки.
3,4 группы дают ответы и делают вывод, что качественные имена прилагательные чаще всего играют роль изобразительно-выразительную( эпитеты) на примере стихотворения
И.С. Тургенева «Русский язык».
Делают записи по мере выступления групп, затем оформляют в тетрадях теоретический материал.
Закрепление знаний и способов действий. Дидактическая задача:применение знаний и действий в изменённой ситуации.
Предлагаю наши выводы закрепить на новом примере.
Задание творческое: дан каждой группе текст «Утро», необходимо вместо пропусков вставить имена прилагательные, подходящие по смыслу.
Работают в группах. Защита полученных текстов. Оценка выполнения другими группами.
Подведение итогов занятия.Рефлексия.
Дидактическая задача:дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Предлагает сделать вывод по теме урока.
Ребята, предлагаю оценить нашу с вами сегодня работу и прокомментировать, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока, можете начать с фразы «Сегодня я…».
Оценивает работу ребят на уроке.
Дают ответ, что имена прилагательные помогают создать зримый образ изображаемого предмета или явления более отчётливо и полно.
Выступления учащихся.
Информация о домашнем задании, инструктаж выполнения.Дидактическая задача:обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания.
1)Упр.376 – определите дома синтаксическую роль имён прилагательных в тексте;
*2) Упр.380 (доп., презентация о прилагательных в перен. значении, снова касаясь разрядов);
Материал урока подводит учащихся к тому, чтобы учащиеся получили углублённые знания по теме «Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного», развивали креативные способности; учились использовать эпитеты в тексте, находить ассоциативные связи. Большое внимание отводится на устную и письменную речь.
Структура урока определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Урок построен с соблюдением современных требований к практической направленности обучения русскому языку. По ходу урока используются различные формы творческих и самостоятельных заданий, что способствует достижению поставленных целей.