Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Мудрость русской азбуки"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Мудрость русской азбуки"
Тема урока. Алфавит и азбука. Мудрость русской азбуки.
Цель урока – создание мотивации учащихся к изучению русского языка как источника народной мудрости и русской ментальности
Задачи урока
Образовательные:
- дать учащимся представление о назначении алфавита и азбуки, показать разницу между алфавитом и азбукой,
- дать учащимся знания о русской азбуке, сакральном смысле русских букв и их расположении в азбуке;
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление учащихся,
- развивать познавательные интересы учащихся в области русского языка и его связи с другими областями знания, такими, как религиозная культура, математика, психология;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку через понимание языка как связующего звена между человеком и миром (Вселенной, Родиной, людьми: не только ныне живущими, но и предками и потомками),
- воспитывать любовь к Родине и к близким людям,
- воспитывать бережное отношение к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Мудрость русской азбуки" »
Урок русского языка в 5 классе
по разделу «Фонетика. Орфоэпия.
Графика и орфография. Культура речи».
Разработала педагог-психолог, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 30 г. Дзержинска
Викулова О.А.
Тема урока.Алфавит и азбука. Мудрость русской азбуки.
Цель урока – создание мотивации учащихся к изучению русского языка как источника народной мудрости и русской ментальности
Задачи урока
Образовательные:
- дать учащимся представление о назначении алфавита и азбуки, показать разницу между алфавитом и азбукой,
- дать учащимся знания о русской азбуке, сакральном смысле русских букв и их расположении в азбуке;
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление учащихся,
- развивать познавательные интересы учащихся в области русского языка и его связи с другими областями знания, такими, как религиозная культура, математика, психология;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку через понимание языка как связующего звена между человеком и миром (Вселенной, Родиной, людьми: не только ныне живущими, но и предками и потомками),
- воспитывать любовь к Родине и к близким людям,
- воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: компьютер, доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник «Русский язык. 5 класс» [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]
На доске написано число, тема«Алфавит и азбука». На маленькой доске рядом с экраном записаны слова с толкованием их лексического значения (Вселенная – космос, мир, природа, всё, что нас окружает. Гармония - связь, порядок, слаженность, соразмерность, стройность). На экране слайд1 презентации (без текста).
Ход урока.
1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Как всегда встаньте прямо, поднимитесь на цыпочки, потянитесь вверх, улыбнитесь! Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь себе! Спасибо! Теперь садитесь, открывайте тетради. Начинаем урок. Записываем: число, классная работа. И слушаем меня.
2. Мотивационная часть.
- Ребята, как вы думаете, один муравей знает, как строить муравейник? Сумеет ли он построить муравейник в одиночку?
- Конечно, нет. Оказывается, даже десять, двадцать и тридцать муравьев не сумеют сделать этого. Они будут только бестолково бегать и суетиться. И только тогда, когда наберётся определённое количество муравьёв, они, как по команде, из единого центра начинают создавать свой дом по определённым правилам.
- А мы, люди, похожи чем-то на муравьёв?
- Да, верно, ребята, мы тоже не сможем прожить в одиночку. Давайте проведём аналогию. Попробуем сравнить себя с муравьями. Как вы думаете, что можно считать нашим «муравейником»? ( Дети называют такие понятия, как дом, школа, общество, государство, Родина, наша планета)
- Спасибо, ребята. Мне кажется, что больше всего подходит понятие Родина. Вы со мной согласны? Кто попробует это доказать?
- А теперь подумаем, что для людей является тем центром, который даёт им возможность жить в одном государстве, сосуществовать вместе, сохранять Родину, развивать её?
Дети называют слова, на доске записываются те слова, с которыми согласно большинство в классе, некоторые слова подсказывает учитель:
понимание, уважение, любовь, законы, заповеди, традиции, культура, язык, знания, наука…
- Спасибо, всё это правильно. А теперь давайте из этих понятий выделим то понятие, которое можно считать обобщающим. Оно вбирает в себя и помогает сохранять знания, культуру, несёт из поколения в поколение традиции, помогает выразить любовь, уважение к человеку, даёт основу для понимания между людьми? Что это такое?
- Правильно, это язык. Язык - первооснова знания и культуры. Не будь языка, мы просто не могли бы понятно изъясняться друг с другом. Но язык ещё содержит законы жизни людей и заповеди наших далёких предков. Он даёт человеку возможность не только общаться между людьми, говорящими на данном языке, но и даёт возможность общаться с природой, с Вселенной, помогает человеку понять её законы.
Запускается слайд1презентации.
Дети самостоятельно рассматривают и читают содержание слайда. Учитель обращает внимание детей на маленькую доску. Затем учитель задаёт вопрос о том, как дети могут прокомментировать прочитанное.
3. Формулировка темы и задачи урока.
- Итак, как вы поняли, сегодня мы будем говорить о буквах. На доске записана тема сегодняшнего урока: Алфавит и азбука.
Как вы думаете, это одно и то же или это разные понятия?
- Давайте вспомним, каким понятием вы пользовались в начальной школе.
(В начальной школе чаще используется слово «алфавит», а слово «азбука» считается устаревшим синонимом. Дети сразу подмечают, что между этими словами есть существенная разница).
- Давайте попробуем сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока и определим, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке.
( Дети говорят о том, что на уроке мы будем говорить о том, что такое алфавит и азбука, в чём сходство и различие этих понятий. Многим хотелось бы узнать, почему и как буквы помогают человеку жить в согласии с миром, какие законы и заповеди зашифрованы в буквах). Слайд 2.
4. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание.
(В словарях и Интернете найти значение слова «алфавит», записать в тетрадь, подумать, для чего он нужен. Написать небольшой текст, начинающийся со слов « Если бы в языке не было алфавита…». Дополнительное задание, по желанию учащегося, найти информацию о создании русского алфавита).
- Итак, что такое алфавит?
- Где и как используется алфавит? Для чего его нужно знать? Можно ли представить язык без алфавита?
(Слово «алфавит» греческого происхождения (происходит от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета (вита).
Алфавит, или азбука, – это совокупность букв или других знаков данной системы письма, выстроенных в определённой последовательности. Алфавит помогает привести в систему названия книг, списки фамилий, картотеки и т.п. В современном мире без знания алфавита невозможно ориентироваться. Он помогает распределить и найти нужную информацию). Слайд 3.
- Что вам известно о создании русского алфавита (русской азбуки)? ( Учащиеся говорили об этом в 4 классе, некоторые дети нашли информацию в учебниках или в Интернете). Ответ на этот вопрос можно представить в виде свободной беседы с учащимися и подвести итог. Здесь важно акцентировать внимание учеников на том, что основу для создания славянской азбуки положили монахи- просветители Кирилл (до принятия монашества Константин) и Мефодий. Их заслуга в том, что они в 863 году составили первую славянскую азбуку и перевели с греческого языка на славянский священные книги христиан, которые теперь стали понятны славянам. Фактически с этого момента начинается письменность на Руси). Слайд 4.
Затем азбука претерпела изменения, которые сводились к тому, чтобы убрать из неё т.н. «лишние» буквы. В итоге после революции 1917 года мы получили алфавит, содержащий 33 буквы.
5. Изложение нового материала и выполнение практических заданий.
(Учитель излагает материал в форме свободной беседы с классом, попутно даёт задания. Ученики пишут вслед за учителем, желающие выходят к доске. Здесь важно, чтобы дети нашли связи того, что говорит учитель, с тем, что им известно по другим предметам). На первый взгляд может показаться, что азбука, как и алфавит, – это просто буквы языка, расположенные в определённом порядке, то есть просто значки. Слайд 5. Это не совсем так. Буквы писались сверху вниз, как бы опускались с высшего уровня ( божественного, небесного) на нижний (земной) уровень, к людям. От написания и положения буквы зависит и ее значение. Слайд 6. Обратите внимание на названия букв.
Первая буква в азбуке - «Азъ» – Я – (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная. Азъ – это основа, начало всему. У наших предков не было «ячества» (эгоизма), как у современных людей.
- Предположите, почему? (Потому что Я пытается подняться с самого конца вверх. Последний всегда рвётся быть первым. Наши предки не рвались доказывать своё первенство и превосходство, ведь их Я было на своём месте).
Вторая буква – «буки». Она имела два значения. Первое значение - боги. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть своих прародителей, своих корней. Теперь вам понятно, что значит слово азбука? ( От Я к Богу, т.е. от моего Я происходит постижение высшего смысла). Второе значение этой буквы означает «буквы».
-Давайте вернёмся к нашему первому слайду. Теперь вам понятно, что такое буквы, почему они являются основой мира и согласия? ( Буква и бог – синонимы. Получается, что буква способна творить мир, как это делает Бог-творец).
-Теперь вам понятно, почему в Библии сказано: «Вначале было слово»? Попробуйте объяснить, что это значит. ( Слово состоит из букв, буква –это творец, значит, слово может творить).
Буква обозначает звук. Уже давно доказано, что всё живое и даже неживое в этом мире реагирует на звуки. Звуки могут улучшать или тормозить рост растений. С помощью звука можно изменять не только настроение, но и сознание человека (об этом мы с вами говорили на уроках психологии).
Третья буква – «веди».
- Давайте запишем исконные русские слова, в которых встречается это значение: ведать, ведьма, исповедь, поведение. Четвёртая буква – «глагол» – это и слово, и дело одновременно. Глаголь – говори. Глаголю – говорю. Говорю – значит делаю. А что нужно делать? Пятая буква подсказывает - «добро».
Азбука имеет определенное расположение букв. Считается, что первоначально в азбуке их было 49, и располагались они не только в определённом порядке друг за другом, но ещё и в определённой системе в таблице 7 на 7. Текст азбуки представлял собой «напутное слово» (поучение или предупреждение, содержащее мудрость предков и их заветы потомкам).
- Давайте попробуем вместе перевести первую строку. Какие у вас будут версии?
Аз-Боги-Веди-Глаголь-Добро. Я, Бога ведающий, говорю (делаю) добро. Слайд 7.
Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать. Зело – усердно, со рвением. Земля – планета Земля, её обитатели, земляне.
Живите Зело Земля - живите усердно землёю и на земле. В обратную сторону читается фраза: земля даёт жизнь. И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, мыслите (какое у вас представление о мире и отношение к нему) – таков ваш мир. - - -- Какая пословица вспоминается в связи с этой мудростью? (Что посеешь, то и пожнёшь). Рцы Слово Твёрдо - говори слово твёрдо, т.е. сказал – сделал. Оук Ферт Херъ. Укъ – основа знания.
- Давайте запишем слова, в которых есть этот смысл: наука, учить, навык, обычай, ученик. Фертъ – дарует. Херъ – божественный, данный свыше.
- Это понятие есть в других языках. Что означает по-немецки Herr? (Господин, Бог). Англичане, есть в английском языке похожее слово? (hero – герой). Что получается? Знание – плод Бога, дар Божий. Цы – точи, проникай, вникай, дерзай. Цы – энергия жизненно важная, высшая структура. Отсюда значение слова «отцы» — от «Цы» идущие – от Бога идущие. Червь – тот, кто точит, проникает. Шта – что в значении «чтобы». Ъ, Ь (еръ, ерь) – «ъръ» означало сущее, вечное, сокровенное. Пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, солнце.
Учёные считают, что «Ъръ» - одно из наиболее древних слов современной цивилизации.
- Помните, как назывался в древнем Египте и у древних славян Бог Солнца и мира? (Ра, род).
- Что считалось вечным, сокровенным? Давайте запишем слова, содержащее этот смысл: род, родители, родственники, родичи, родной, Родина, радуга, радость, работа, праздник, пространство… Помните, мы говорили, что слово слово «рай» означает «множество Солнц», т.е. обиталище бога Ра.
-Подумайте, что означает клич «Ура!»? («К Солнцу!»)
Юсъ малый – свет, старорусское яс.
-В каких словах сохранился корень «яс»? (Ясный, яства). Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять. Цы, черве, шта Ъ(ра) юсъ яти - означает: дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь!
Текст завета читался по столбцам, строкам и диагоналям. Каждое такое прочтение дополняло текст завета. Но смысл его был один. Слайд 8.
Задание по группам. Попробуйте выразить своими словами самое главное, что хотели донести до нас наши предки через азбуку.
Проверка выполненного задания. Слайд 9 ( Создаётся совместно с классом. Он записывается на доске и в тетрадях). Наши предки рассматривали Азбуку как шифр творения.
За каждой буквой стоял свой смысл, свой образ, своё значение, своя энергетика, даже свой цвет. Слайд 10.
Написание букв также имеет свой смысл. Возьмём, например, букву А (азъ т.е. Я). Какой смысл имеет наше «Я»? ( Учитель рисует на доске). Посмотрите, эта буква состоит из двух палочек, соединённых между собой сверху, а посередине – перекладинка. Догадываетесь, что, точнее, кто эти двое: левая палочка- это женское начало, правое – мужское, т.е. мама и папа, а между ними и есть Я. Дома попробуйте подумать, на что похожи другие буквы.
Есть ещё один интересный момент. До 1700 года каждая буква в азбуке имела своё числовое значение. Слайд 11. Получается, что азбука – это система числовых кодов. Еще одна из тайн азбуки состоит в том, что каждый слог имеет свой смысл. Исконно русские слова могут читаться, т.е. расшифровываться по слогам. Слайд 12, 13, 14, 15. Работа в тетрадях. Дома попробуйте таким же образом расшифровать некоторые исконно русские слова.
6. Формулировка вывода.
Подведём итог урока. Запишите в тетрадях ваш ответ на один из предложенных вопросов.
Что такое буква?
Для чего нужна азбука?
Несколько человек по желанию зачитывают ответы на вопросы. Слайд 16.
Заключительное слово учителя. Произнося слова, мы общаемся с Космосом, с Вселенной, влияем каким-то образом на природу и людей, поэтому нужно очень бережно пользоваться словом. Нужно любить язык, ведь слово - творец: как мы говорим, так и живём! Помните, что Человеку дано Творцом право выбора – созидать или разрушать. Нам от рождения дан самый дорогой дар – дар Слова, дар Мысли, дар Творчества! Необходимо использовать этот дар в полной мере…
Домашнее задание:
Написать на каждую букву алфавита доброе, хорошее исконно русское слово ( для этого можно обратиться к словарям). Например,
А – азбука, Б – буква… Д – дом… Л – любовь и т.п.
Попробовать «прочитать» (расшифровать) по слогам несколько слов.
Придумать и предложить классу задание по теме урока. ( Можете написать небольшое эссе по теме урока. Самые интересные ваши работы будут напечатаны в школьной газете.)
Вот одно из заданий, выполненных учениками дома.
«Слово МАМА начинается с буквы М, которая состоит из двух Л: это две любви, любовь мамы и папы. Потом идёт буква А. Она тоже состоит из буквы Л с палочкой посередине. Это тоже любовь. Любовь, которая вокруг меня. И это сочетание повторяется в слове дважды. А это уже моя любовь, которую я должна подарить маме и папе».