1.Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | Приветствуем учащихся: «Ребята, первыми присаживаются учащиеся, у которых на партах значок приставки (на листочках условное обозначение приставки). Спасибо! Вторыми присаживаются те ребята, у которых значок суффикса. Спасибо! И ,наконец, присаживаются те, у которых значок окончания. Спасибо ! Учитель: есть ли среди Вас те, кто ошибся? Если есть ребята, которые ошиблись, помогаем разрешить затруднение. Запишем число в тетрадях, классная работа. | Присаживаются в зависимости от листочков, на которых условное (принятое в лингвистике) обозначение морфем. Если нет, то продолжают дальнейшую работу. Если есть, помогают друг другу разрешить затруднение. |
2.Актуализация изученного ранее, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения. | Задача: подготовить уч-ся к работе, включить в работу. 1.Диалог с классом. - Ребята, у одних на листках условное обозначение приставки, у других- суффикса, у третьих – окончание. А что такое приставка, суффикс, окончание? Приведите примеры этих частей слова. - Значит , я могу из них составить слово? Например, приставка пре-, суффикс –н-, окончание –ый? - Почему невозможно из них составить слово? - А что такое корень? - Возьмём корень у слова красивый. А теперь возможно с ранее названными частями слова составить слово? 2.Учебная ситуация: прочитайте эпиграф к § 20 . (« Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же , что зажечь внутри фонаря огонёк». М.А.Рыбникова), объясните, как вы понимаете его смысл. 3.Итак, мы назвали все части слова. А как учёные-лингвисты называют части слова? 4. Перед вами на обратной стороне листа записаны слова, давайте произведём морфемный разбор этих слов. Кто затруднится, обратись к ученику из твоей группы. Каков наш способ действий? У тех, у кого листок с приставкой, следующие слова: надклеили, надрезала, вскрикнула, вырезал. У тех, у кого листок с суффиксом, слова: барабанчик, барабанщик, сынуля, топоришко. У тех, у кого листок с окончанием, слова памятливый, удачливое, ткачи, юмористка. 5. Через кадр презентации проверьте правильность морфемного разбора. 6.Зафиксируйте индивидуальное затруднение. Попытайтесь сформулировать причину затруднения. | Дают ответ : это части слова, приводят примеры Предположения учащихся. Ответ : (должны выйти на корень). Дают определение понятия корень. Составляют и записывают слово – прекрасный. Чтение эпиграфа и объяснение его смысла. Вспоминают понятие МОРФЕМА( запись термина) Производят морфемный разбор, применяя способ действия(алгоритм морфемного разбора) В случае затруднения обращаются к ученикам своей группы. Самопроверка (сравнивают с эталоном) Выясняют, что недостаёт для решения исходного задания, над чем поработать индивидуально или с консультантом. |
3. Работа по теме урока. | 1.Учебная ситуация. Чтение учителем отрывка из рассказа В.Лавринайтиса «Раненый воробушек» ( текст проецируется на экран). Ребята, когда вы будете слушать текст, попробуйте ответить на вопрос : « Можно ли, опираясь на определённые слова в тексте, доказать , что не только корень заключает в себе «внутренний, затаённый смысл», как говорила М.А.Рыбникова, но и другие морфемы несут в себе значение?» Поработайте в группах по 2-4 человека и предложите свои версии. ***Ребята, появилось ли у вас желание прочитать рассказ В.Лавринайтиса? Рекомендация прочитать произведение 2. Прослушаем ваши ответы 3.К какому выводу мы пришли с вами? 4.Так как же мы с вами сформулируем тему нашего урока? Запишем тему. 5. А какова цель нашего урока? | Слушают текст. Работают в группах по 2-4 человека Обсуждение предложенных ответов.( Учащиеся предлагают свои варианты, аргументируют. В поле зрения учащихся достаточное количество слов : воробушек, девчушка, кулачки, электричка, пацанишки, девчонка, вошли, встрепенулась, размахивали и др.) Предполагаемый ответ : все морфемы что-то означают в слове. Предполагаемый ответ :морфемы- значимые части слова (или : корень, приставка, суффикс, окончание –значимые части слова) Предполагаемый ответ: а для чего нам нужно знать морфемы, определять их значение? |
Применение знаний , закрепление с проговариванием. Включение в систему знаний, повторение. | 1. Обратимся к упр. 106. Перед нами морфемная(словообразовательная ) модель ( запись данного понятия в тетради). Как вы объяснили бы , что такое морфемная модель? 2. У Л. Петрушевской есть сказка «Пуськи бятые». Давайте послушаем (читает учитель) и попытаемся пересказать сказку. -Почему же мы всё-таки смогли понять о чём идёт речь? 3.Вот вам вопрос : «О каких вагонятах идёт речь в предложении: « Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!» Почему вы так решили? 4.Давайте обратимся к упр. 109 5. Обратимся к упр. 110 (письменное выполнение) | Дают определения понятия МОРФЕМНАЯ МОДЕЛЬ(словообразовательная модель). Слушают сказку. Попытки пересказать сказку. Предполагаемый ответ: слова построены по законам русского языка- морфемным (словообразовательным) моде- лям ), предложения. В искусственных словах нет знакомых корней, основной смысл несут приставки, суффикс. Все морфемы передают важную информацию о слове , что даже можно построить текст. Предполагаемый ответ Чтение текста упражнения с целью объяснить, почему в тундре подберёзовики называют надберёзовиками, почему в слове изменена приставка? |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Итак, на уроке мы разбирали слова по составу(морфемный разбор), определяли значение морфем. А для чего человеку это нужно уметь делать? Попытайтесь ответить, опираясь на предложенные слова в карточках.( Можно работать индивидуально, в парах, в группах)- обе карточки проецируются на экране. К№1 Грустноватый, пресноватый, фасолевый, талантливый, примирять, примерять, смазчик, пленник. К№2 Запевать, запивать, грузчик. резчик , эмалевый, затейливый, тесноватый, сонник. После обсуждения учитель предлагает свериться с эталоном ответа в учебнике (стр. 44- теоретический материал) | Обсуждая или работая индивидуально, должны прийти к выводу : 1)чтобы не делать ошибок при разборе слова по составу; 2)учитывая значение морфемы, чтобы определить правильное написание; 3)помогают назвать часть речи и форму слова |