kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе под ред.М.М.Разумовской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме"Почему приставка, корень, суффикс, окончание - значимые части слова?"  в 5 классе построен в русле  системно-деятельностного подхода, это урок изучения нового материала.Привлекаются материалы учебника под ред.М.М.Разумовской, сказка Л.Петрушевскоой"Пуськи ббятые", отрывок из рассказа В.Лавринайтиса (забайкальский писатель)"Раненый воробушек".Учитываются все принципы построения урока: принцип деятельности. непрерывности,целостности, минимакса, психологической комфортности.Цель урока : расширить понятийную базу через введение понятия морфемная модель; развитие умения выделять морфемы в словах и учить объяснять их роль в языке :значение морфемы, для чего нужно учитывать значение морфемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 5 классе по программе под ред.М.М.Разумовской »

Учебник «Русский язык» для 5 класса под ред. М.М.Разумовской.

ТЕМА: почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.

ЦЕЛЬ: расширить понятийную базу через введение понятия морфемная модель ; продолжить развитие умения выделять морфемы в слове и учить объяснять их роль в языке : значение морфемы, для чего нужно учитывать значение морфемы.

ЗАДАЧИ:

  1. систематизировать знания учащихся о морфемах через морфемный и словообразовательный разборы, через извлечение информации из учебной статьи ; учить строить небольшой текст на лингвистическую тему о роли морфем в русском языке, аргументировать свой ответ, обращаясь при необходимости к «Школьному словарю строения слов русского языка», «Словообразовательному словарю» ;

  2. развивать языковое чутьё, умение слышать и слушать, развивать монологическую речь;

  3. прививать интерес к родному языку, родной литературе, учиться производить самооценку;

  4. прививать интерес к родному языку, родной литературе ( В.Лавринайтис – известный забайкальский писатель, его произведения очень важны для духовно-нравственного воспитания, определения своего решения в ситуациях нравственного выбора), использовать полученную информацию для решения образовательных задач в личных целях. Книга «Чудесные дали В.Лавринайтиса.- Чита, Поиск,2006)


Урок изучения нового материала.

Тексты для урока в приложении №1


Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствуем учащихся: «Ребята, первыми присаживаются учащиеся, у которых на партах значок приставки (на листочках условное обозначение приставки). Спасибо! Вторыми присаживаются те ребята, у которых значок суффикса. Спасибо! И ,наконец, присаживаются те, у которых значок окончания. Спасибо !

Учитель: есть ли среди Вас те, кто ошибся?

Если есть ребята, которые ошиблись, помогаем разрешить затруднение.

Запишем число в тетрадях, классная работа.


Присаживаются в зависимости от листочков, на которых условное (принятое в лингвистике) обозначение морфем.








Если нет, то продолжают дальнейшую работу. Если есть, помогают друг другу разрешить затруднение.

2.Актуализация изученного ранее, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.













































Выявление места и причины затруднения.




Задача: подготовить уч-ся к работе, включить в работу.

1.Диалог с классом.

- Ребята, у одних на листках условное обозначение приставки, у других- суффикса, у третьих – окончание. А что такое приставка, суффикс, окончание? Приведите примеры этих частей слова.

- Значит , я могу из них составить слово? Например, приставка пре-, суффикс –н-, окончание –ый?

- Почему невозможно из них составить слово?

- А что такое корень?


- Возьмём корень у слова красивый. А теперь возможно с ранее названными частями слова составить слово?


2.Учебная ситуация: прочитайте эпиграф к § 20 . (« Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же , что зажечь внутри фонаря огонёк». М.А.Рыбникова), объясните, как вы понимаете его смысл.

3.Итак, мы назвали все части слова. А как учёные-лингвисты называют части слова?

4. Перед вами на обратной стороне листа записаны слова, давайте произведём морфемный разбор этих слов. Кто затруднится, обратись к ученику из твоей группы. Каков наш способ действий?

У тех, у кого листок с приставкой, следующие слова: надклеили, надрезала, вскрикнула, вырезал.

У тех, у кого листок с суффиксом, слова: барабанчик, барабанщик, сынуля, топоришко.

У тех, у кого листок с окончанием, слова памятливый, удачливое, ткачи, юмористка.

5. Через кадр презентации проверьте правильность морфемного разбора.

6.Зафиксируйте индивидуальное затруднение. Попытайтесь сформулировать причину затруднения.









Дают ответ : это части слова, приводят примеры



Предположения учащихся.


Ответ : (должны выйти на корень).



Дают определение понятия корень.

Составляют и записывают слово – прекрасный.


Чтение эпиграфа и объяснение его смысла.







Вспоминают понятие МОРФЕМА( запись термина)


Производят морфемный разбор, применяя способ действия(алгоритм морфемного разбора) В случае затруднения обращаются к ученикам своей группы.











Самопроверка (сравнивают с эталоном)


Выясняют, что недостаёт для решения исходного задания, над чем поработать индивидуально или с консультантом.


3. Работа по теме урока.

1.Учебная ситуация.

Чтение учителем отрывка из рассказа В.Лавринайтиса «Раненый воробушек» ( текст проецируется на экран). Ребята, когда вы будете слушать текст, попробуйте ответить на вопрос : « Можно ли, опираясь на определённые слова в тексте, доказать , что не только корень заключает в себе «внутренний, затаённый смысл», как говорила М.А.Рыбникова, но и другие морфемы несут в себе значение?»

Поработайте в группах по 2-4 человека и предложите свои версии.

***Ребята, появилось ли у вас желание прочитать рассказ В.Лавринайтиса? Рекомендация прочитать произведение


2. Прослушаем ваши ответы










3.К какому выводу мы пришли с вами?


4.Так как же мы с вами сформулируем тему нашего урока? Запишем тему.



5. А какова цель нашего урока?

Слушают текст.















Работают в группах по 2-4 человека






Обсуждение предложенных ответов.( Учащиеся предлагают свои варианты, аргументируют.

В поле зрения учащихся достаточное количество слов : воробушек, девчушка, кулачки, электричка, пацанишки, девчонка, вошли, встрепенулась, размахивали и др.)

Предполагаемый ответ : все морфемы что-то означают в слове.

Предполагаемый ответ :морфемы- значимые части слова (или : корень, приставка, суффикс, окончание –значимые части слова)

Предполагаемый ответ: а для чего нам нужно знать морфемы, определять их значение?

Применение знаний , закрепление с проговариванием.


























Включение в систему знаний, повторение.

1. Обратимся к упр. 106. Перед нами морфемная(словообразовательная ) модель ( запись данного понятия в тетради). Как вы объяснили бы , что такое морфемная модель?

2. У Л. Петрушевской есть сказка «Пуськи бятые». Давайте послушаем (читает учитель) и попытаемся пересказать сказку.

-Почему же мы всё-таки смогли понять о чём идёт речь?













3.Вот вам вопрос : «О каких вагонятах идёт речь в предложении: « Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!»

Почему вы так решили?

4.Давайте обратимся к упр. 109






5. Обратимся к упр. 110 (письменное выполнение)

Дают определения понятия МОРФЕМНАЯ МОДЕЛЬ(словообразовательная модель).




Слушают сказку.



Попытки пересказать сказку.


Предполагаемый ответ: слова построены по законам русского языка- морфемным (словообразовательным) моде-

лям ), предложения. В искусственных словах нет знакомых корней, основной смысл несут приставки, суффикс. Все морфемы передают важную информацию о слове , что даже можно построить текст.

Предполагаемый ответ





Чтение текста упражнения с целью объяснить, почему в тундре подберёзовики называют надберёзовиками, почему в слове изменена приставка?


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, на уроке мы разбирали слова по составу(морфемный разбор), определяли значение морфем. А для чего человеку это нужно уметь делать? Попытайтесь ответить, опираясь на предложенные слова в карточках.( Можно работать индивидуально, в парах, в группах)- обе карточки проецируются на экране.

К№1 Грустноватый, пресноватый,

фасолевый, талантливый, примирять, примерять, смазчик, пленник.

К№2 Запевать, запивать, грузчик. резчик , эмалевый, затейливый, тесноватый, сонник.

После обсуждения учитель предлагает свериться с эталоном ответа в учебнике (стр. 44- теоретический материал)

Обсуждая или работая индивидуально, должны прийти к выводу :

1)чтобы не делать ошибок при разборе слова по составу;

2)учитывая значение морфемы, чтобы определить правильное написание;

3)помогают назвать часть речи и форму слова

Домашнее задание

1)Для всех упр.116 –устно

2)Кто затруднился в морфемном разборе - упр.112

2)у кого нет проблем с морфемным разбором –упр. 115

***Пожелание прочитать рассказ В.Лавринайтиса



ПРИЛОЖЕНИЕ№1

1)В.Лавринайтис. Раненый воробушек. (отрывок)

Едва они вошли в старый парк, как раздались ликующие крики, даже нет, не крики, ликующие вопли:

- Есть! Есть! Упал!

И тут же истошно закричала девочка:

- Не отдам воробушка! Не отдам!

-Мы тебе не отдадим! Наш он! Наш! – кричали мальчишки.

- Скорее туда!- встрепенулась Наташа.- Костя, скорее! На электричку ещё успеем!

Им открылась такая картина. Крохотную девчушку с ученическим ранцем за плечами, видимо, первоклассницу, окружали мальчишки, вооружённые рогатками из ярко-красной резины. Они дружно тянулись к девочке, кричали наперебой, размахивали кулачками.

- Не отдам воробушка! Не отдам!- отбиваясь, как могла, опять закричала девочка.

- А ну, пацанишки, стоп! –выступил Костя.- Трое на одного! Да ещё на девчонку!.. стоп, кому говорят!

Я Костя Гоголев с Новобульварной! Во!


2) Л.Петрушевская. Пуськи бятые. ( Текст взят из книги С.И.Львовой «Словообразование. Занимательно о серьёзном.-М.,Эксмо, 2006)

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

И волит:

_Калушата, калушаточки! Бутявочка!

Калшата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

-Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

-Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились!Калушата подудонились! Зюмо некузявые!Пуськи бятые!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка в 5 классе по программе под ред.М.М.Разумовской

Автор: Писаренко Ирина Васильевна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства