Ι. Актуализация знаний. | Организационный момент. Рефлексия. Сообщение темы. -Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине В.Г.Перова «Тройка». Рассказ учителя о В.Г.Перове с показом картин в форме презентации. Подготовительная работа. Беседа по картине. Рассмотрите картину. -Что изображено на картине? -Опишите обстановку, в которой происходит действие. -Кто заставил детей в пургу вести бочку? (Рассказ учителя о жизни детей до революции). -Как показал художник, что бочка с водой очень тяжелая? -Рассмотрите детей. Что вы можете сказать о девочке? Сколько ей лет? Как она одета? -Расскажите о старшем мальчике? Куда он смотрит? -Что можете сказать о мальчике справа? Какое у него лицо? -Почему одеты все так плохо? -Какими красками написал художник картину? -Сочувствует ли художник детям? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде плана. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
II. Развитие умений. | Составление плана. Переходим к составлению плана, по которому будем описывать картину. Обсуждение его частей. План. Опорные слова. 1. Вступление. Изображены, измученных, тянут, обледенелой 2. Основная часть. А) Описание дороги, погоды. Идет, врезаются, каменной, веревки, монастырской, отмороженные, пронизывает, насквозь, рвет, треплет, раскачиваются, выплескивается. Б) Описание детей. Выбивается, в изношенном, виднеется, ситцевое, ветхий, откинуты, растрепаны, передвигает нагнувшись, с изможденным, задыхается, открыт не греет, исхудавшие, рваный зипун, старенький картуз, отданы, страдание, заставляет выполнять В) Описание собаки Жучки. 3. Заключение. в мрачных, серых, тонах, о тяжелой доле (Какие чувства вызывает картина). единственный друг, щемящее чувство Теперь предлагаю вам составить устный рассказ по плану и по опорным словам. Примерный текст. На картине изображены трое измученных детей, которые тянут сани с обледенелой бочкой. Дорога идет в гору мимо монастырской стены. Веревки врезаются в отмороженные руки и плечи. Холод пронизывает насквозь, рвет одежду, треплет волосы. Тяжелые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается и замерзает. С большим художественным мастерством переданы страдания детей. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном пальтишке. На голове старый ветхий платок. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик с изможденным лицом. Он мал и от сильного ветра задыхается. Жалкая с чужого плеча одежда не греет его. Средний мальчик – постарше. Рваный зипун и старенький картуз совсем не согреют его. На его лице усталость и страдание. Эти дети отданы в ученики к мастеровому, а он заставляет выполнять их самую тяжелую работу. Картина Перова глубоко драматична. Она написана в мрачных серых тонах. Все говорит о тяжелой доле детей. Единственный друг – это Жучка, она всегда готова защитить их. Орфографическая подготовка. -Назовите орфограммы в опорных словах. -Какие сложные предложения или предложения с однородными членами вы составили? - Составьте схемы этих предложений. Написание текста на черновиках и самопроверка. На уроке дети могут пользоваться словарями. Работают над словами зипун, картуз, изможденное в лексическом и орфографическом аспекте. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |