- отработать умение находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;
- воспитывать интерес к родному языку.
- плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова - кораблики;
- указка (с «паучком»).
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| I.Формирование психологического настроя на урок. |
| Веселый апрель улыбнулся, Запел, загалдел, заиграл. (Включаю аудиозапись звуков природы - капель, журчание ручья) | Прослушивают аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья) |
Отгадывание шарады. Формирование темы урока и повторение изученного. |
| С буквой Е ты делай в хоре И таланта не таи. Принял горькое лекарство – Делай быстро с буквой И | Отгадывают шараду: запевай-запивай |
| - Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному? | Смысл слов разный (запевать – петь, запивать – пить) |
| - Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему? | Нет, так как у них разные корни, пе- и пи- |
| -Кто догадался и может сформулировать тему урока? | Тема урока «Безударные гласные в корне слова» |
| -Как нужно проверять безударные гласные в корне слова? Приведите примеры | Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, стена-стенка |
| - А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока. - Какое настроение она у вас вызвала? Сейчас весна не только за окном, но и у нас в классе | Радостное настроение… Я услышал веселое журчание ручья… |
| 2.Минутка чистописания. |
| - Какая буква спрятана в облачке? (Переворачиваю облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв а аа) | В облачке спряталась буква а |
| - Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. - А чтобы красиво написать, давайте разомнем свои пальчики | Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик) Этот пальчик – слабенький (безымянный) Этот пальчик – длинненький (средний) Этот пальчик – сильненький (указательный) Этот пальчик – большачок (большой) А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок) |
| Проверяю написание букв | Пишут букву а |
| II.Словарно – орфографическая работа |
| Тает снег, Бегут ручьи. На дорогах лужи. А по нашим ручейкам бегут кораблики – слова. - Прочитайте слова с пропущенными буквами. - Разделите эти слова на 2 группы и запишите их в 2 столбика, подчеркните безударные гласные | Один из учеников читает слова с пропущенными буквами (*прель, б*реза, к*пель, с*ло, м*роз, ул*ца) |
| Проверка выполненной работы | Дети предлагают разные варианты разделения слов на группы. После этого они берут капельки-буквы с доски и вставляют в слова, объясняя свой выбор |
| - Что общего у всех этих слов? | Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне слова |
| - Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв | Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука |
| - Что вы можете сказать про эти слова? | Это слова - рифмы |
| - Составьте двустишие, используя эти слова - рифмы | Идет апрель, Звенит капель и т. д. |
Дыхательная гимнастика |
| - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. - А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать весну? | Выполняют инструкцию учителя |
| Слушаю ответы детей | Ответы детей: «Я бы взяла голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи и т. п. |
| 3.Отработка навыка правописания слов с безударными гласными |
| Пишу на доске предложение с пропущенными буквами: Л*тит скв*рец – в*сны г*нец. Паучок пл*тет паутину. Увидел гр*ча – в*сну встр*чай. -Является ли эта группа предложений текстом? | Нет, так как предложения не связаны по смыслу |
| -Какое предложение лишнее? Почему? -Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце. А те, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче | Отвечают на вопрос учителя |
| -А чтобы не сделать ошибок, повторим правило | Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме: Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб рассеять все сомненья |
| Слежу за осанкой. Выполняем задание. Проверка выполненной работы | Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы |
| Беру указку с «паучком». -Давайте вместе с «паучком» попутешествуем. (Использую тренажер В.Ф.Базарнова) | Дети глазами водят за «паучком» по: - горизонтали, - вертикали, - красному кругу по часовой стрелке; - по синему кругу против часовой стрелки; - зеленой восьмерке |
| -Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю ель | Ученики выполняют инструкции учителя |
| III. Работа с учебником |
| -Выполним упражнение № 96. Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами | Один из учеников читает задание упражнения |
| Физминутка Нас лучики коснулись, Мы сладко потянулись (Показываю упражнения) | Выполняют физические упражнения |
| Проверка упражнения № 96 | Проверяют выполнение упражнения № 96 |
| IV. Домашнее задание. |
| -Выполните дома упражнение № 100 (Комментарий домашнего задания) | Обучающиеся читают задание и при необходимости задают вопросы учителю |
| V. Подведение итогов урока. |
| -Над какой орфограммой мы с вами работали? | Над безударными гласными в корне слова |
| -Какое правило вы применяли? | Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение |
| Выставляю оценки с комментированием - Спасибо вам за добросовестную работу. | |
.