Конспект урока русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ "Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях"
Конспект урока русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ "Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях"
Данный конспект представляет собой урок русского языка в 11 классе, разработан на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2014, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности, формирование ключевых компетенций : информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, с помощью практических заданий обеспечить понимания учащимися условий постановки запятой перед союзом и в простом и сложном предложениях
Задача урока: активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на сайтах подготовки ЕГЭ
На данном уроке учащиеся должны: Закрепить и отработать умения и навыки постановки запятой перед союзом и в простых и сложных предложениях. Отработать навыки выполнения задания 15 в формате ЕГЭ.
Формы организации работы детей: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ "Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях" »
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Трудные случаи пунктуации.
Запятая перед союзом и в простом и сложном предложении
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности, формирование ключевых компетенций : информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, с помощью практических заданий обеспечить понимания учащимися условий постановки запятой перед союзом и в простом и сложном предложениях
Задача урока: активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на сайтах подготовки ЕГЭ
На данном уроке учащиеся должны: Закрепить и отработать умения и навыки постановки запятой перед союзом и в простых и сложных предложениях. Отработать навыки выполнения задания 15 в формате ЕГЭ.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивация
(Самоопределение к деятельности)
Читает стихотворение
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей.
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты не попал
И по какой распутице.
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется
Как вы понимаете эти строки из стихотворения Н Рыленкова?
(только то, чему научишься сам, самостоятельная деятельность и личная ответственность приводят к желаемому результату)
А какому результату должны прийти мы (успешно сдать ЕГЭ по русскому языку)
Наш урок сегодня – ещё одна ступенька к достижению цели)
Запись числа, тема урока пока не записывается (Слайд №1)
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы
Записывают число в тетрадь
1
Целеполагание
Продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ, определиться с темой урока нам поможет задание №1 на распечатках.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Задание 1. Выделите грамматические основы в предложениях. Составьте схемы предложений. Списывать не надо, выполняете на листе с заданиями.
(слайд №2, слайд №3-проверка)
Читают задание.
Выделяют грамматическую основу.
4 мин.
Проверка по образцу
За каждый правильный ответ по 0,5 баллов.
( 5 баллов)
Постановка учебной задачи
Определение темы урока. Постановка целей на урок
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте сами тему урока.
Чему мы должны научиться на уроке? (слайд №4)
Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок? (Закрепить и отработать умения и навыки постановки запятой перед союзом и в простых и сложных предложениях. Отработать навыки выполнения задания 15 в формате ЕГЭ.) (слайд №5)
Эти знания, навыки нам необходимы для выполнения задания А20, при работе с текстом в части С
Формулируют тему и цели урока.
2 минуты
Работа с теорией.
Дайте определение простого предложения Дайте определение сложного предложения.(Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)
Назовите основную функцию союза И (соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)
Части сложного предложения разделяются запятой. (слайд № 6) Всегда ли перед союзом И ставится запятая.
Это вопрос и будет ключевым на уроке. И этот вопрос совсем не риторический
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно поработать с заданием «2. Но прежде вы должны вспомнить теорию и только после этого перейти непосредственно к выполнению задания №2 .
Варианты ответов вы должны соотнести с предложениями. (Слайд №7 проверка)
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание №2
3 мин
6 минут
(11 баллов)
Освоение предметного содержания
Обратная связь
Итоги урока
Рефлексия
Домашнее задание.
Каким должен быть алгоритм действий при выполнении задания. (слайд №8)
Задание 3 Спишите , вставляя попущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Слайды №9-13
Задание №4. (резервное).
Спишите предложение. Составьте его схему, объясните постановку знаков препинания
Задание 15 сформулировано следующим образом (слайд №14)
Выполним на сайте решу ЕГЭ задание15. http://rus.reshuege.ru/test
Какие ставили цели, достигли или нет
Критерии оценки
33-35 баллов – «5»
29 – 32- «4»
20-28- «3»
На уроке я узнал(а) ________________________________
Выполнить задание 15на сайте http://ege.yandex.ru/russian/
Выписать из произведений А.И.Куприна 5 предложений с однородными членами, 5 предложений сложносочинённых.
Составить тест в формате задания15
Предложения 1-5 выполняют непосредственно на распечатках
А) Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. (5 баллов за 1-ое задание) Задание 2 . Изучив правило, соотнесите вариант выбора постановки (отсутствия) запятой с примерами предложений. (11 баллов)
1 . Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
1. В сумерки в небе начали появляться первые звёзды ( ) и зажглись огни на пароходах.
2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. На площади шёл митинг ( ) и я поспешил туда.
3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3.Вероятно тебе не успеют передать книгу( ) и мы не успеем подготовиться к предстоящему выступлению.
4.Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
4.Вы придёте ко мне ( ) или я должен зайти к вам?
5. На воде изредка ходили круги () и вздрагивали ночные лилии
6.К вечеру похолодало ( ) и лужи подёрнулись льдом
5.Сложное предложение с общим придаточным предложением , перед союзом И запятая не нужна
7 Шелестят зелёные серёжки ( ) и горят серебряные росы
6.Простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, перед союзом И запятая не нужна.
8.Ночь ()и огромная луна.
7.Сложносочинённое предложение, состоящее из простых вопросительных, восклицательных, запятая не нужна
9. Люди и животные пытались спастись от свирепого ветра() и метались в поисках подходящего убежища
8. Сложносочинённое предложение, состоящее из назывных простых, запятая не нужна
10.Уже совсем рассвело ()и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату
11.В окрестных болотах надрывались лягушки() и до головной боли пахло багульником.
Задание №3 .Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. (6-10). Составьте схемы предложений ССП и простых предложений с однородными членами. (5+5 баллов) Объясните расстановку знаков препинания.
(1)Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца. (2)По вечерам за столом собирались дети и взрослые читали вслух. (3)Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры. (4)Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника. (5)Маша просидела в углу до самого обеда пристально глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произнесённые ею слова. (6)Пот_нулись серые, сумрачные дни и долгие ночи. (7) По ночам подмораживало и звёзды усе_вали тёмное небо. (8) (Не)хороши в горных селениях только осе(н,нн)ие ночи и осе(н,нн)ие ливни. (9) Дверь в к_бинет была пр_открыта и мне ужасно захотелось заглянуть внутрь. (10)Когда мы в_ехали в деревню в окнах домов погасли огни и на улицах воцарилась полная тишь
а). Среди предложений 6-10 укажите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
б). Укажите грамматические основы 9 предложения.
в). Выпишите из предложений 9-10 слово, образованное бессуффиксным способом, из предложений 1-3 - слово, образованное способом субстантивации