Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Тема: «Обобщение сведений о частях речи. Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушата». »
3.02.10г. Урок русского языка.
Тема: «Обобщение сведений о частях речи. Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушата». Г.С.Щеголева, урок № 10.».
Цели:
закрепление знаний учащихся о частях речи;
развитие умения определять тему иллюстрации, озаглавливать ее, составлять текст по данному плану.
формирование умения создавать текст-повествование;
формирование умения использовать в своем тексте языковые средства выразительности, передающие состояние и чувства героев.
Ход урока:
Обобщение сведений о частях речи.
Ответы на вопросы упр. 388.
Словарный диктант.
Ненастные деньки, жёлтый помидор, чудесная лестница, свежий картофель, листья осины, съездил в деревню, спешить на работу, написал о Москве, узкая дорожка.
? Какие части речи встретились в диктанте?
Сочинение по серии картинок.
Рассматривание картинок. (№ 1)
Кто герои рассказа?
Расскажите, что на них происходит.
Почему, рассматривая картинки, мы улыбаемся?
Постановка учебной задачи.
Создание речевой ситуации.
Представьте себе такую ситуацию. Ваша соседка просит недолго посидеть с ее маленьким сыном, пока она сходит в аптеку. А мальчик капризничает. Что делать? Книжки нет, картинок нет. Но есть ваше сочинение по этим картинкам, которое вы можете прочитать.
- Каким должен быть рассказ, чтобы малышу было интересно слушать? (Занимательным, передавать настроение и чувства героев.)
Прочитайте вопрос урока. (Как в письменной речи передать настроение и чувства героев?) Чему будем учиться?
Определение основной мысли текста.
Составление рассказа по каждой картинке.
Отбор языковых средств.
№ 2.
- Отметьте предложение, которое наиболее точно выражает законченную мысль. Докажите.
- Докажите, что заголовок отражает основную мысль рассказа.
Будем рассматривать картинки и выполнять задания.
Картинка № 1.
- Что на ней происходит?
- Дайте имя мальчику.
- С чего начнем рассказ? (Пошел Петя на речку купаться.)
- О чем дальше важно сказать? (Он разделся. Одежду повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.)
Картинка № 2.
- Как дальше развивались события? (Появился аист.)
- Кто его увидел? (Лягушата.)
Составьте об этом предложение. (Вдруг лягушата увидели аиста.)
- Что они почувствовали? (Очень испугались.)
Что они подумали? Какое предложение предлагается составить в задании № 3?
Составьте предложение, которое передаст испуг лягушат. (Ужас! Он сейчас нас съест!)
Задание № 4.
Составьте предложение, которое объяснит, почему лягушата испугались. (Аист – злейший враг лягушат.)
- Это самый напряженный момент рассказа. Какой выход нашли лягушата? От страха они залезли в Петины носки.)
- Расскажем, как закончилось это событие. О ком нужно сказать сначала? (О Пете.)
- Что увидел Петя, когда выходил из воды? (Его носки прыгают по песку.)
- На что похожи прыгающие носки? (Они как полосатые змейки.)
№ 5. Составьте предложение, используя это сравнение.
№ 6. Что мог подумать Петя? Какие предложения можно составить по этому заданию?
- Как художник показал, что аист тоже удивился? (Раскрыл клюв от удивления.)
- Какой вопрос он себе задает? Напишите.
- Как выразительно сказать, чем все закончилось? (А лягушат и след простыл.)
( И следпростылкого (разг.) убежал, исчез, а также пропал совершенно. Озорника везде ищут, а его и следпростыл. Толковый словарь. КиМ)
Какой текст у нас получится? (Повествование.) Докажите.
-Какие предложения мы старались использовать в рассказе, чтобы сделать его выразительным? (Восклицательные, вопросительные.)
- Что помогают передать эти предложения?
Орфографическая подготовка.
По ходу выполнения заданий трудные слова учитель выписывает на доску.
Запись текста.
- Сколько частей будет в рассказе?
Чтение вслух получившихся рассказов.
Примерный текст:
Находчивые лягушата.
Пошёл Петя на речку купаться. Одежду он повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.
Вдруг лягушата увидели аиста. Ужас! Он сейчас нас съест! Ведь аист им злейший враг. От страха лягушата залезли в Петины носки.
Смотрит Петя. Вот так чудо! Прыгают по песку его носки, как две полосатые змейки. Раскрыл аист клюв от удивления. Где же лягушата? А их и след простыл.
Проверка.
- Проверьте, как вы описали начало события, главный момент, конец события.
- Прочитайте рассказ по слогам, чтобы проверить грамотность написанного.
Итог урока.
- Расскажите, что помогло передать чувства и настроение героев в письменной речи.