Тема: Дефисное написание сложных существительных с корнями пол -, полу -.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению дефисного и слитного написания сложных слов с пол – и полу -.
Задачи урока:
Обучающая: создать условия для формирования у школьников орфографических навыков написания слов с данной орфограммой.
Развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи.
Воспитательная: содействовать воспитанию активной жизненной позиции, настойчивость и трудолюбие в приобретении знаний.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Эпиграф: Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Н. Некрасов
План – конспект урока.
- Оргмомент.
–Здравствуйте, ребята. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на уро и чего ожидаете от него.
(Настроенность на урок. Учащиеся говорят о настроенности на урок, чего они ждут от него).
-Наше учебное занятие пройдёт необычно: мы сегодня будем строить дом. Дом, в котором будет всем хорошо. С чего мы начнём? С выбора места. Почва под ногами должна быть прочной. А для этого проверим, что мы знаем из пройденного материала.
- Актуализация опорных знаний
- Какие слова называются сложными?
- Как они могут писаться?
Таблица в упр. 299.
- Сообщение темы и целей урока. Эпиграф
- Введение нового материала.
-Молодцы, с первым заданием вы справились отлично, а это значит, что место для постройки нашего дома мы выбрали.(На доске картинка- основа, на которую будут прикрепляться части строящегося дома).
-А дальше мы будем изучать документацию, чтобы наше строительство шло успешно.
- Наблюдение над языковым явлением (коллективно, устно).
Запись на доске:
пол – листка, полстакана,
пол – яблока, полчаса,
пол – Беларуси, полчетверти.
Задания и вопросы для наблюдения.
-Прочитайте слова, записанные на доске.
-Какой частью речи они являются?
-Как пишется пол – в сложных именах существительных?
-С каких букв начинаются вторые корни в словах, записанных слева?
2. Сообщение темы урока. Запись эпиграфа к уроку.
Как вы понимаете слова Н. Некрасова?
3. Постановка уч – ся учебных задач.
4. Чтение материала учебника. Выводы уч – ся.
5. Работа в парах по заучиванию правила.
IV. Первичное закрепление знаний.
- Устный фронтальный опрос.
(способ лёгкого запоминания подсказывается – Формула: ПОЛ – заглавная, гласная, л.)
- Работа с текстом (коллективно, устно).
Задание: объяснить написание слов с изученной орфограммой.
Упр. 300 с. 146.
V. Применение полученных знаний.
Физкультпауза.
- Выполнение уровневых заданий.
1 – уровень (раб. с учителем по образцу)
Упр. 301.
- Уровень
Упр. 302 (взаимопроверка, затем проверка с учителем)
3 – уровень – Упр. 303 (составьте алгоритм правила «Правописание сложных существительных с первой частью пол -»)
VI. Обобщение знаний.
(Воспроизведение правила 1 – 2 учениками, затем представление своих алгоритмов учениками, выбравшими третий уровень).
- Проверочный тест.
В каких случаях сложные существительные с первой частью пол – пишутся через дефис?
1 вариант
1. Туча в (пол) неба.
2. Прочитать (пол) рассказа.
3. Обойти (пол) Минска.
4. Сдуть (пол) одуванчика.
5. Выпить (пол) стакана чаю.
6. Прослушать (пол) диска.
7. Съесть (пол) арбуза.
8. Проплыть (пол) озера.
9. Исписать (пол) тетради.
10. Ждать (пол) дня.
2 вариант
1. Съесть (пол) яблока.
2. Знакомы (пол) года.
3. Пройти (пол) света.
4. Не останавливаться на (пол) дороги.
5. Пропустить (пол) игры.
6. Проехать (пол) Европы.
7. Понимать с (полу) слова.
8. Прокоптить (пол) окорока.
9. Отрезать (пол) луковицы.
10. Протопать (пол) километра.
- Рефлексия.
- Кому было сегодня трудно на уроке?
- Каковы ваши впечатления от урока?
- Объяснение домашнего задания.
1 уровень. Выписать из орфограф. словаря по три слова на каждый случай слитного или дефисного написания сложных существительных.
2 уровень. Упр. 304.
3 уровень. Написать сочинение – миниатюру, используя в качестве заглавия эпиграф к уроку.