kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка с самоанализом по теме "Сложные слова". 3 класс. УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с самоанализом по теме "Сложные слова". 3 класс. УМК "Перспектива" »

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок русского языка по теме "Сложные слова"

Разделы: Преподавание в начальной школе

Преподавание уроков русского языка в 3 классе ведётся по программе “Перспектива”, они подготовлены в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Авторами комплекта УМК являются Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина.

В соответствии с программой во 2 четверти изучается раздел “Слово в речевом общении” тема урока: “Как образуются слова”.

Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:

принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования);

принцип непрерывности (данный урок является частью темы “Как образуются слова”);

принцип “минимакса” (минимум – иметь представление о сложных словах, максимум – уметь ответить на вопросы: как образуются сложные слова?, какую роль играют сложные слова в речи?);

принцип психической комфортности (снятие стрессобразующих факторов, путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);

принцип мультимодальности (работа над новым материалом в разных видах: , оценочный лист, компьютерная презентация с разными видами работы);

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.

Урок состоит из следующих этапов: мотивация, актуализация, повторение, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется прием создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в парах, что позволяет обеспечить высоких уровень активности учащихся. На данном этапе дети работают с текстом различных заданий: Образование сложных слов, соединительная гласная, роль слов в речи. Оформленные результаты предоставляются на рабочих листах. Учащиеся в результате проведенного исследования “открывают” новое задание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.

В конце урока все учащиеся:

Познакомились с особенностями словообразования и правописания сложных слов.

Обогатили словарный запас новыми словами.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока (планируемые результаты обучения).

Личностные: формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать аналогии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Аврамова Елена Николаевна, учитель начальных классов.

Ход урока

1.Оргмомент.

- Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих.

- Девиз урока. Слайд 2.

Чтобы урок пошёл каждому впрок,

активно в работу включайся дружок!



Как вы понимаете этот призыв?

По интонации какое это предложение? (восклицательное)

По цели высказывания? (побудительное)

К чему нас побуждает?(к действию)

Вспомните над каким разделом мы работаем.( СОСТАВ СЛОВА)

С чего начнём работу? (с повторения)



ЖЕЛАЕМАЯ ОЦЕНКА НА НАЧАЛО УРОКА.



2. Актуализация знаний

  • Проверка д.з. упр 206.

- Как распределили слова по схемам? Какими словами дополнили группы?

- Расскажите, как образованы слова?

ОЦЕНКА ЗА Д.З

  • Словарь и чистописание. Слайд3

На экране: далеко на в_сток, выследил м_дведя, поредел б_резняк, написал в т_традь, окраина гор_да.

- Назовите орфограммы. Объясните их написание.

- Какие буквы были пропущены? (еее ооо)

Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем в тетрадях.

Каллиграфическая минутка еее ооо

Словарь: списать словосочетания, выделить приставку. Комментированное письмо.

- Составьте своё предложение. Подчеркните основу предложения.

ОЦЕНКА ЗА СЛОВАРЬ.



3. Самоопределение к деятельности. Слайд 4

  1. Сейчас я подскажу вам корень к которому вы подберёте родственные слова.

Загадка

Запишите только отгадку.(снег)

Подберите и запишите однокоренные слова

Есть ли среди однокоренных слов, вами подобранных, слово к данной схеме?

ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ.

Учитель предлагает свое слово –СНЕГОПАД

Разберите его по составу.

2)Выявление места и причины затруднения

Какое слово разбирали?

Как вы рассуждали?

Где возникло затруднение?

Чего мы не знаем? (как образуются эти слова)

Какую цель поставите перед собой? (узнать)

Слова эти какие?

5-й слайд



3)Так какая тема нашего урока?

6-й слайд



Я предлагаю вам план исследования

- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Слайд 7 Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.


8-й слайд

4.Работа по теме урока

1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

Слайд8, 9.

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд 10)

-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) ПАРНАЯ РАБОТА

Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 10).

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования



СЛАЙД-11

2)Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах самовар и носорог корни.(сам, вар, нос, рог)

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

-Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит)

Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?

(е, о)

- Итак, отметим это в «Листе исследований»

СЛАЙД 12, 13, 14, 15 о соед гласных

16-й слайд

3)Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.(какую роль играют сложные слова в речи?)

Давайте посмотрим на предложения, увидели ли вы сложные слова? Назовите.

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

Вернёмся к нашему слову, в котором у нас возникло затруднение снегопад (выпадение снега в большом количестве)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».

4)Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали. (По записям в КАРТЕ УСПЕХА)

-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)



17-й слайдФИЗМИНУТКА



Дроворуб рубил дрова

Раз и два! Раз и два!
На траве среди двора
Дров нарублена гора

Сено косим в сенокос

Для коровы и для коз.

Лошадь тоже любит сено

Просит сено ежедневно. 



5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.СЛАЙД 18 – 23 Разгадываем загадки, записываем отгадки, выделяем корни.

2. ПОВТОР ПРАВИЛА: ПАРНАЯ РАБОТА

3.СЛАЙД 24. Работа по учебнику стр 119, упр 214. Самост раб

Проверка: Пешеход, самосвал, путешествие, землекоп, огнетушитель, рыболов, мышеловка, теплоход, снегоход.

ОЦЕНКА В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ

4. СЛАЙД № 26, 27

От Вертослова.

Зачитывается текст письма:

Кто мне скажет,

Где бы мог

Поселиться пешелов?

Кто покажет птицехода?

Про него я слышал много.


Пусть мне кто-нибудь найдет

Настоящий вертоход.

Я не видел паролета,

Но взглянуть давно охота.


Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите,

Где на свете

Рыбочиста можно встретить?


И последний мой вопрос.

Что такое снегокос?

Почему, когда и как

Наступает сенопад?


Учащиеся по группам “восстанавливают” слова ПАРНАЯ РАБОТА.

Проверка по слайду правильности выполнения задания.

Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (Высказывания учащихся)

Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )

  1. Упр 213

  2. Подобрать 10 сложных слов из словаря.

  3. Составить текст, используя сложные слова

Кораблестроители, пароходы, как водоплавающие города, в кругосветное путешествие, с многоэтажный дом, радиограмм, на быстроходном судне, мореплаватель.

Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.

Рефлексия.

- В конце урока предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

-Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

- Молодцы! Спасибо всем за урок!





Фамилия: ____________________________________________________

Карта успеха.

Русский язык

Тема: «Как образуются новые слова. Сложные слова»

Желаемая оценка на начало урока

Оценка за домашнее задание

Оценка за задание

Оценка за задание

Оценка за задание

Оценка за задание

Оценка за урок












  1. Проверка Домашнего задания.

  2. Чистописание. Словарная работа. Списать словосочетания, выделить приставки в словах.

  3. Записать однокоренные слова к отгадке.

Работа по теме урока.

  • Исследование 1. Как образуются сложные слова? ____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Исследование 2. Соединительная гласная в сложных словах. _____

  • Исследование 3. Какую роль играют сложные слова в речи? ______

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа: Упр 214 стр 119.

  2. САМОАНАЛИЗ. ПРАВИЛО.

  3. Домашнее задание ( по выбору )

  1. Упр 213 или

  2. Подобрать 10 сложных слов из словаря.

  3. Составить текст, используя сложные слова

Кораблестроители, пароходы, как водоплавающие города, в кругосветное путешествие, с многоэтажный дом, радиограмм, на быстроходном судне, мореплаватель.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аврамова Елена Николаевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства