Конспект урока русского языка с самоанализом по теме "Сложные слова". 3 класс. УМК "Перспектива"
Конспект урока русского языка с самоанализом по теме "Сложные слова". 3 класс. УМК "Перспектива"
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с самоанализом по теме "Сложные слова". 3 класс. УМК "Перспектива" »
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка по теме "Сложные слова"
Разделы: Преподавание в начальной школе
Преподавание уроков русского языка в 3 классе ведётся по программе “Перспектива”, они подготовлены в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Авторами комплекта УМК являются Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина.
В соответствии с программой во 2 четверти изучается раздел “Слово в речевом общении” тема урока: “Как образуются слова”.
Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:
принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования);
принцип непрерывности (данный урок является частью темы “Как образуются слова”);
принцип “минимакса” (минимум – иметь представление о сложных словах, максимум – уметь ответить на вопросы: как образуются сложные слова?, какую роль играют сложные слова в речи?);
принцип психической комфортности (снятие стрессобразующих факторов, путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);
принцип мультимодальности (работа над новым материалом в разных видах: , оценочный лист, компьютерная презентация с разными видами работы);
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
Урок состоит из следующих этапов: мотивация, актуализация, повторение, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется прием создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в парах, что позволяет обеспечить высоких уровень активности учащихся. На данном этапе дети работают с текстом различных заданий: Образование сложных слов, соединительная гласная, роль слов в речи. Оформленные результаты предоставляются на рабочих листах. Учащиеся в результате проведенного исследования “открывают” новое задание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.
В конце урока все учащиеся:
Познакомились с особенностями словообразования и правописания сложных слов.
Обогатили словарный запас новыми словами.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока (планируемые результаты обучения).
Личностные: формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать аналогии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Аврамова Елена Николаевна, учитель начальных классов.
Ход урока
1.Оргмомент.
- Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих.
- Девиз урока. Слайд 2.
Чтобы урок пошёл каждому впрок,
активно в работу включайся дружок!
Как вы понимаете этот призыв?
По интонации какое это предложение? (восклицательное)
По цели высказывания? (побудительное)
К чему нас побуждает?(к действию)
Вспомните над каким разделом мы работаем.( СОСТАВ СЛОВА)
С чего начнём работу? (с повторения)
ЖЕЛАЕМАЯ ОЦЕНКА НА НАЧАЛО УРОКА.
2. Актуализация знаний
Проверка д.з. упр 206.
- Как распределили слова по схемам? Какими словами дополнили группы?
- Расскажите, как образованы слова?
ОЦЕНКА ЗА Д.З
Словарь и чистописание. Слайд3
На экране: далеко на в_сток, выследил м_дведя, поредел б_резняк, написал в т_традь, окраина гор_да.
- Назовите орфограммы. Объясните их написание.
- Какие буквы были пропущены? (еее ооо)
Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем в тетрадях.
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)
- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)
- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) ПАРНАЯ РАБОТА
Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)
- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)
- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)
-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)
-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)
Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 10).
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)
-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
СЛАЙД-11
2)Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни.(сам, вар, нос, рог)
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.
-Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит)
Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?
(е, о)
- Итак, отметим это в «Листе исследований»
СЛАЙД 12, 13, 14, 15 о соед гласных
16-й слайд
3)Исследование №3.Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.(какую роль играют сложные слова в речи?)
Давайте посмотрим на предложения, увидели ли вы сложные слова? Назовите.
-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)
Вернёмся к нашему слову, в котором у нас возникло затруднение снегопад (выпадение снега в большом количестве)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».
4)Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали. (По записям в КАРТЕ УСПЕХА)
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
17-й слайдФИЗМИНУТКА
Дроворуб рубил дрова
Раз и два! Раз и два! На траве среди двора Дров нарублена гора
Учащиеся по группам “восстанавливают” слова ПАРНАЯ РАБОТА.
Проверка по слайду правильности выполнения задания.
Обобщение
- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (Высказывания учащихся)
Домашнее задание.(дифференцированно по выбору учащихся )
Упр 213
Подобрать 10 сложных слов из словаря.
Составить текст, используя сложные слова
Кораблестроители, пароходы, как водоплавающие города, в кругосветное путешествие, с многоэтажный дом, радиограмм, на быстроходном судне, мореплаватель.
Итог урока.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.
Рефлексия.
- В конце урока предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
-Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).
Кораблестроители, пароходы, как водоплавающие города, в кругосветное путешествие, с многоэтажный дом, радиограмм, на быстроходном судне, мореплаватель.