Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развивать речь обучающихся.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Учитель начальных классов: Самсонова Светлана Николаевна, высшая категория.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
Первая стадия- вызов. | | | |
1 | Самоопределение к деятельности. | Как вы думаете, что нужно для успешной работы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» | Дети называют правила организации учебного процесса, работая в парах, проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, самоопределение. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | На экране: Свет, светлый, светить. Мороз, морозить, морозный Белить, белый, побелка. – Что вы скажете о группах этих слов? – Выделите корень. – Назовите проверяемые и проверочные слова. Приём «Корзина идей» – Как можно еще сгруппировать эти слова? – Распределите слова по частям речи. Приём «Кластер» -Что вы знаете об этих частях речи? Предлагаю построить кластеры «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» - Почему не смогли справиться с созданием кластера о глаголе? | -В каждой группе однокоренные слова. Дети отвечают. Предложения детей записываются на доске. Появилось предложение сгруппировать по частям речи. -По частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, сверяя со слайдом, комментируют результат. Выполняя задание, работают в группах, опираясь на знания полученные ранее. Указывают на кластере 1. Самостоятельная часть … 2. Обозначает … 3. Отвечает на вопросы: … 4.Изменяется… - Не знаем, как изменяется глагол. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе. Познавательные: Логические- синтез как составление целого из частей, общеучебные- поиск и выделение информации; обобщение по признакам, представлять информацию в виде схемы. Регулятивные: умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. | Постановка учебной задачи. | -Какую цель поставим сегодня на уроке? -Какие шаги обычно мы делаем, чтобы достичь цели? -Выберите пункты, которые приблизят нас к нашей цели. Приём «Перепутанные логические цепочки» -Что у нас получилось? | - Выяснить, как изменяется глагол. Составляем план. На карточках написаны пункты планов и некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки и восстановить порядок записи. -Примерный план: Сравнить глаголы в предложениях. Поставить вопросы к глаголам. Обобщить полученные результаты и сделать выводы. Составить правило. : | Регулятивные: целеполагание. оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели, логические- построение логической цепи рассуждений, действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других. |
Вторая стадия- осмысление. | | | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Предлагаю обратиться к упражнению №142 с. 72 . -Прочитайте. -Сравните глаголы в предложениях. - Поставьте вопрос к глаголу, который указывает, что действие происходит сейчас, (в настоящее время). Напишите этот глагол вместе с вопросом, на который он отвечает. -Обратите внимание, кроме вопроса что делают? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы : что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени. Напишите глагол, который указывает, что действие происходило раньше, (в прошедшее время) На какой вопрос он отвечает? Напишите. Кроме вопроса что делали? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы : что делал? что делала? что делало? что сделал? что сделало? что сделала ? что сделали? Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени. - Напишите глагол, который указывает, что действие ещё только будет происходить,( в будущем времени.) Найдите другие вопросы, на которые отвечают глаголы в будущем времени. Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в будущем времени: что сделает? что будет делать? что сделают? что сделаю? что буду делать? Исходя из вышесказанного, назовите тему урока. Приём «Свободное письмо» Конкретизирую тему урока. (Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее) Какую схему вы бы составили по новой теме? -Сравните схему, составленную вами с правилом на с.73. -Как будем работать с учебно-научным текстом. (Текст после правила) Вывожу на слайде план. Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении глаголов по временам.) | Сегодня в классе дежурят Вера и Костя. Вчера дежурили Лена и Алёша. Завтра будут дежурить Оля и Таня. - Что делают? Дежурят. Дети устно пополняют перечень вопросов настоящего времени. - Что делали? Дежурили. Дети продолжают устно пополнять перечень вопросов. -Что будут делать? Будут дежурить. Дети подбирают вопросы. Фиксация идей и выделение предположений. Все идеи записываются на листе ватмана. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения. - Изменение глаголов по временам. Дети составляют схему на магнитной доске. Дети читают правило, рассказывают друг другу в парах. -В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части. - Если задать вопрос к каждой части , то получится план текста: 1. Как изменяются глаголы? 2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? 3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? 4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? | Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов. общеучебные- извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, смысловое чтение, представление информации в виде схемы. Регулятивные: планирование, развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
| Физминутка | Ориентируясь на таблицы с вопросами глаголов, выполните задания. Если услышите глагол н.в.- поднять руки вверх, б.в. – наклониться вперёд, п.в. – подпрыгнуть. Слова: учили, учу, выучу; бегут, убежали, побегут; прочитали, читают, будут читать. | | |
5. | Первичное закрепление во внешней речи. | Работа по учебнику. а) Упр. 143 – развивается умение находить глаголы в тексте и определять их время. Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется. Запись: Дождик (что делает?) скачет (н.в), … | Работа в парах. (Проговаривание нового способа действия во внешней речи) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в паре; умение выражать свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные:.логические - подведение под понятие, доказательство. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Задание на карточках выполняется по вариантам самостоятельно. Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения: 1-вариант – в форме настоящего времени 2-вариант - в форме прошедшего времени. (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо. Сверяют свою работу по эталону на экране. Приём «Самооценка» с помощью «волшебных линеечек». Формируя алгоритм самооценки, задаю вопросы: – Что нужно было сделать? – Вам удалось выполнить задание? – Вы сделали всё правильно или были недочёты? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Оцените свою работу с помощью «волшебных линеечек». Создана ситуация успеха. | Учащиеся самостоятельно выполнили задания небольшого объёма на новый способ действий. Проверка с обсуждением. Дети проводят самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать других. Личностные: самоопределение; Познавательные: логические- подведение под понятие, доказательство. |
Третья стадия – рефлексия. | | | |
7. | Включение в систему знаний и повторение. | Приём «Обучение сообща» Творческое задание. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов. ____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени. Скоро _________ яблони, акации._______ песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы. Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют. | Работа в группах. Зачитывают получившиеся тексты, называют время глаголов. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе, разрешение конфликтов. Познавательные: действия постановки и решения проблем- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. |
8. | Рефлексия деятельности. | Подведём итоги. - Какую задачу мы перед собой ставили на этом уроке? Приём «Составление инструкции» - К какому выводу мы пришли? -Кто может сказать, что он может правильно определить время глагола? – Как определить время глагола? – В чём испытали затруднения? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? - Хотелось бы вам что-то ещё узнать о глаголах? - Тогда на следующем уроке мы продолжим исследование . Д.з. обязательный уровень - упр.144, по желанию - придумать 3 предложения на тему «Весна», применяя глаголы будущего времени. | Соотносят цель и результаты деятельности на уроке. Проговаривается правило. Составляют инструкцию в группах, зачитывают. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. | Личностные: самоопределение; смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: оценивание усваиваемого содержания |