kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Времена глаголов"./с использованием технологии критического мышления/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Времена глаголов"./с использованием технологии критического мышления/»

  1. Самсонова Светлана Николаевна

  2. МОУ «СОШ № 94» г. Саратов

  3. Учитель начальных классов


Предмет: русский язык

Учебник: Полякова А.В. Русский язык: учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2./А.В. Полякова. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

Тема: «Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее».

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о глаголе.

Задачи:

Обучающая: формирование умения определять время глаголов

Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развивать речь обучающихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор

Учитель начальных классов: Самсонова Светлана Николаевна, высшая категория.








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

Первая стадия- вызов.




1

Самоопределение к деятельности.

Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»



Дети называют правила организации учебного процесса, работая в парах, проверяют готовность к уроку.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.


Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

самоопределение.



2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


На экране:

Свет, светлый, светить.

Мороз, морозить, морозный

Белить, белый, побелка.

– Что вы скажете о группах этих слов?


– Выделите корень.
– Назовите проверяемые и проверочные слова.

Приём «Корзина идей»

– Как можно еще сгруппировать эти слова?





– Распределите слова по частям речи.







Приём «Кластер»

-Что вы знаете об этих частях речи? Предлагаю построить кластеры «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»






- Почему не смогли справиться с созданием кластера о глаголе?










-В каждой группе однокоренные слова.


Дети отвечают.



Предложения детей записываются на доске.

Появилось предложение сгруппировать по частям речи.

-По частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.


Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, сверяя со слайдом, комментируют результат.




Выполняя задание, работают в группах, опираясь на знания полученные ранее.

Указывают на кластере

1. Самостоятельная часть …
2. Обозначает …

3. Отвечает на вопросы: …

4.Изменяется…


- Не знаем, как изменяется глагол.




Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе.

Познавательные: Логические- синтез как составление целого из частей, общеучебные- поиск и выделение информации; обобщение по признакам, представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



3.

Постановка учебной задачи.

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

-Какие шаги обычно мы делаем, чтобы достичь цели?

-Выберите пункты, которые приблизят нас к нашей цели.

Приём «Перепутанные логические цепочки»




-Что у нас получилось?





- Выяснить, как изменяется

глагол.


Составляем план.






На карточках написаны пункты планов и некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки и восстановить порядок записи. 


 


-Примерный план:

  1. Сравнить глаголы в предложениях.

  2. Поставить вопросы к глаголам.

  3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

  4. Составить правило.

















:



Регулятивные: целеполагание. оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели, логические- построение логической цепи рассуждений, действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других.








Вторая стадия- осмысление.





4

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагаю обратиться к упражнению №142 с. 72 .

-Прочитайте.





-Сравните глаголы в предложениях.

- Поставьте вопрос к глаголу, который указывает, что действие происходит сейчас, (в настоящее время). Напишите этот глагол вместе с вопросом, на который он отвечает.

-Обратите внимание, кроме вопроса что делают? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы : что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает?

Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени.

Напишите глагол, который указывает, что действие происходило раньше, (в прошедшее время) На какой вопрос он отвечает? Напишите.

Кроме вопроса что делали? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы : что делал? что делала? что делало? что сделал? что сделало? что сделала ? что сделали?

Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени.



- Напишите глагол, который указывает, что действие ещё только будет происходить,( в будущем времени.)

Найдите другие вопросы, на которые отвечают глаголы в будущем времени. Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в будущем времени: что сделает? что будет делать? что сделают? что сделаю? что буду делать?



Исходя из вышесказанного, назовите тему урока.

Приём «Свободное письмо»











Конкретизирую тему урока. (Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее)

Какую схему вы бы составили по новой теме?

-Сравните схему, составленную вами с правилом на с.73.


-Как будем работать с учебно-научным текстом. (Текст после правила)
















Вывожу на слайде план.

Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении глаголов по временам.)






Сегодня в классе дежурят Вера и Костя.

Вчера дежурили Лена и Алёша.

Завтра будут дежурить Оля и Таня.





- Что делают? Дежурят.








Дети устно пополняют перечень вопросов настоящего времени.







- Что делали? Дежурили.






Дети продолжают устно пополнять перечень вопросов.













-Что будут делать? Будут дежурить.





Дети подбирают вопросы.


















Фиксация идей и выделение предположений. Все идеи записываются на листе ватмана. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.



- Изменение глаголов по временам.







Дети составляют схему на магнитной доске.


Дети читают правило, рассказывают друг другу в парах.


-В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части.

- Если задать вопрос к каждой части , то получится план текста:

1. Как изменяются глаголы?

2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?

4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?



Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов.

общеучебные- извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, смысловое чтение, представление информации в виде схемы.

Регулятивные: планирование, развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.














Физминутка

Ориентируясь на таблицы с вопросами глаголов, выполните задания. Если услышите глагол н.в.- поднять руки вверх, б.в. – наклониться вперёд, п.в. – подпрыгнуть.

Слова: учили, учу, выучу;

бегут, убежали, побегут;

прочитали, читают, будут читать.





5.

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику.

а) Упр. 143 – развивается умение находить глаголы в тексте и определять их время. Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется.

Запись:

Дождик (что делает?) скачет (н.в), …




Работа в парах.

(Проговаривание нового способа действия во внешней речи)
















ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в паре; умение выражать свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Познавательные:.логические - подведение под понятие, доказательство.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание на карточках выполняется по вариантам самостоятельно.

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

1-вариант – в форме настоящего времени

2-вариант - в форме прошедшего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Сверяют свою работу по эталону на экране.

Приём «Самооценка» с помощью «волшебных линеечек».

Формируя алгоритм самооценки, задаю вопросы:

– Что нужно было сделать?

– Вам удалось выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Оцените свою работу с помощью «волшебных линеечек».

Создана ситуация успеха.













Учащиеся самостоятельно выполнили задания небольшого объёма на новый способ действий.



Проверка с обсуждением.






Дети проводят самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать других.


Личностные: самоопределение;

Познавательные: логические- подведение под понятие, доказательство.


Третья стадия – рефлексия.





7.

Включение в систему знаний и повторение.

Приём «Обучение сообща»

Творческое задание.

Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов.

____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени. Скоро _________ яблони, акации._______ песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.

Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.



Работа в группах.











Зачитывают получившиеся тексты, называют время глаголов.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе, разрешение конфликтов.


Познавательные: действия постановки и решения проблем- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.


8.

Рефлексия деятельности.

Подведём итоги.

- Какую задачу мы перед собой ставили на этом уроке?





Приём «Составление инструкции»


- К какому выводу мы пришли?

-Кто может сказать, что он может правильно определить время глагола?

– Как определить время глагола?

– В чём испытали затруднения?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?


- Хотелось бы вам что-то ещё узнать о глаголах?


- Тогда на следующем уроке мы продолжим исследование .

Д.з. обязательный уровень - упр.144,

по желанию - придумать 3 предложения на тему «Весна», применяя глаголы будущего времени.

Соотносят цель и результаты деятельности на уроке.


Проговаривается правило.


Составляют инструкцию в группах, зачитывают.






Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.






Личностные: самоопределение; смыслообразование.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.


Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные: оценивание усваиваемого содержания










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самсонова Светлана Николаевна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства