Конспект урока русского языка по теме "Повторение сведений об имени числительном. История родного города"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение сведений об имени числительном. История родного города"
Урок повторения и обобщения сведений по теме "Имя числительное" предлагается провести в форме интерактивного путешествия обучающихся. Данная форма соответствует возрастным особенностям шестиклассников; групповая организация урока позволит детям проявить отвественность, самостоятельность, умение взаимодействовать друг с другом. Особенностью урока является включение краеведческого компонента, что существенно расширяет кругозор обучающихся и укрепляет метапредметные связи. Работа на уроке предполагает использование мультимедийной презентации, однако учитель по мере необходимости может заменить презентацию на плакаты или рисунки, выполненные учащимися на этапе подготовки к уроку (с помощью рисунков можно оформить выставку).
Урок соответствует требованиям ФГОС, способствует формированию УУД обучающихся, спроектирован с использованием тьюторской и проектной технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Повторение сведений об имени числительном. История родного города" »
Урок русского языка
Тема: «История родного города. Повторение сведений об имени числительном»
Тип урока: урок повторения и обобщения сведений по теме.
Форма урока: урок-путешествие.
Класс: 6-й.
Автор: Е.Ю.Резаева
Ход урока
Класс делится на 5 команд, поэтому столы в кабинете расставлены соответственно. На каждом столе – флажок и пакет с набором карточек. При входе в кабинет ученикам предлагается вынуть из непрозрачной коробки жетон. Согласно цветам выбранных жетонов ребята занимают места за столами.
1. Оформление тетрадей.
2. Вступительное слово учителя (беседа с учениками)
Вы любите экскурсии? Почему вас так привлекают экскурсии в старые города?
Сегодня я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по нашему родному городу. Мы вспомним его прошлое, затронем современные его проблемы. Какую роль сыграет имя числительное в нашем путешествии?
Итак, вы еще раз убедитесь в значимости такой части речи, как числительное, ведь сегодня нам предстоит повторить все сведения по теме “Имя числительное”, проверить успешность применения на практике ваших теоретических знаний.
Что необходимо путешественнику?
Для того, чтобы было удобно путешествовать, необходим маршрут. (На экран выводится маршрут путешествия) вам предстоит пройти несколько станций, выполняя задания. За правильность и быстроту выполнения заданий вы будете получать жетоны, команда, набравшая к концу урока наибольшее количество жетонов, станет победителем. Итак, в путь.
3. Станция 1. Письменная работа по карточке.
(На экране крупным планом Покровская гора).
Мы находимся на Покровской горе. Именно она считается местом зарождения г. Брянска. Более подробную информацию об этом вы найдете в карточке №1.
Карточка №1
Дата становления Брянска до сих пор еще не уточнена. Достоверно лишь, что как город Брянск возник в промежутке времени от конца X века до первой половины XII века. В 1146 году он уже значится городом. Зародившись в виде поселения на Петровской горе с крепостью на горе Покровской Брянск постепенно сливается со слободами и поселками возникавшими на пр_овражных землях и левобережной те(р,рр)асе реки Десны.*
Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Спишите отмеченное предложение, вставьте пропущенные знаки препинания, произведите синтаксический анализ.
Замените числа словами, укажите разряды числительных по значению и по составу.
Проверка
Команда, быстрее всех справившаяся с заданиями, дает ответ. На экран выводится отмеченное в карточке предложение. По ходу ответа учеников учитель вставляет пропущенные в словах буквы, расставляет знаки препинания, а синтаксический анализ предложения проверяется на слух. Затем появляются правильно записанные числительные. В случае необходимости участники других команд комментируют и дополняют ответ.
4. Станция 2. Теоретический ответ.
Поскольку мы путешествуем не только по памятным местам города Брянска, но и по собственным знаниям, то существует еще один маршрут, каждая станция которого также очень важна. (Запись на доске: 1. Имя числительное как часть речи, 2. Числительные, обозначающие целые числа, и дробные числительные, 3. Собирательные числительные, 4. Порядковые числительные. Представитель каждой команды выбирает билет, где записан вопрос и его порядковый номер, после чего та команда, которой достался вопрос №1, отвечает.
5. Станция 3. Морфологический разбор числительного.
(На экране улица Калинина: Покровский собор, здание женской гимназии (ныне редакции газеты “Брянский рабочий”).
С Покровской горы мы спустились на улицу Калинина. Это очень старая улица. Изначально она была Московской, потом – им. 3-го Интернационала. На этой улице располагались наиболее значительные торговые заведения, почта, рынок, извозчичья биржа, церкви, в числе которых известный Покровский собор конца XIX века и колокольня князей Барятинских – памятник архитектуры 1698 года. Были и гражданские здания: 3-этажные женская и мужская гимназии, особняк купца Могилевцева, здание церковной библиотеки-читальни и 2-3 менее значительных.
Проверка : Та команда, которая справилась с письменным заданием первой, получает право ответа, делает записи на доске. Класс дополняет и, если нужно, комментирует ответ.
6. Cтанция 4. Рассказ о числительных, обозначающих целые числа.
7. Станция 5. Письмо по памяти.
Далее нам необходимо попасть в сельцо Губонино. Незнакомое название? Так раньше называлась Бежица. Воспользоваться нам придется услугами извозчика, а пока едем, послушаем такую информацию.
(Воспроизведение аудиозаписи)
Село Бежица образовалось из сельца Губонино. Здесь в 1874 году начал действовать Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод. В течение первых 10 лет существования завода село стало поселком. Основной фонд – землянки с нарами в 3 этажа и полами на глубине 1 метра. Деревянные бараки-казармы появились лишь в конце XIX века. В 10 годы 20 века в поселке насчитывалось свыше 25000 человек населения, из которых около 9000 рабочих. Поселок занимал территорию в 3500 гектаров, на которых располагались, 34 казармы для рабочих, 15 жилых домов для семейных мастеров, в 80 домах и коттеджах проживали служащие, 2 церкви и больницу. Было отведено место для 42 жилых бараков. Каменные и тем более двухэтажные дома были редкостью.
Карточка №2.
1874 год
свыше 25000 человек населения
3500 гектаров
42 бараков
34 казармы
80 домах и коттеджах
2 церкви
Восстановите с помощью карточки текст и запишите его в тетрадь.
Проверка : Та команда, которая справилась с письменным заданием первой, получает право ответа, делает записи на доске. Класс дополняет и, если нужно, комментирует ответ.
Дополнительные жетоны получает тот, кто рассказывает о супплетивных формах числительных.
8. Станция 5. Следующая станция находится уже в XX веке. Чтобы выполнить задания этой станции , нужно вспомнить о дробных числительных.
9. Станция 6 (на экране жилые дома начала XX века).
20 век принес много изменений в жизни нашего родного Брянска, как качественных, так и количественных. К примеру, значительно выросло население города, в связи с чем возникли определенные трудности.
(Текст на экране)
К середине 20-х годов XX века в Брянске насчитывалось свыше 44.3 тысяч человек, в Бежице около 31.8 тысяч человек. Однако жилые дома почти не строились, поэтому значительно сокращалась жилая площадь на одного человека – с 7.3 кв.м до 3.4 кв.м. Сейчас в Брянске проживает более 500000 человек, и на каждого приходится в среднем 8.8 кв.м жилой площади. 3/4 населения проживают в благоустроенных жилищах.
44.3 – какое числительное по значению? А 7.3? найдите дробное число самостоятельно его просклоняйте.
10. Станция 7 (на экране здание драматического театра).
Рассказ о собирательных числительных.
11. Станция 8. Рассказ о порядковых числительных.
12 . Станция 8. Используя собирательные и порядковые числительные, составьте краткий рассказ о известных вам культурных памятниках города.