Проблемная ситуация - Давайте прочитаем слова, записанные на доске: Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать зам..реть – зам..рать ,зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать -Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены. -У вас получились разные ответы. Почему? -Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне? - Попробуйте вывести правило. ... Какова наша цель? Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. - Сформулируем тему урока. Буквы Е-И в корнях с чередованием. - Поскольку подобные темы мы не изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? Ученики: Это глаголы. Учитель: Определите их вид. Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке. По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде. СЛАЙД №5 ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ Учитель: Назовёт и выпишем корни глаголов с чередованием. На доске (учитель) и в тетрадях запись: -ТЕР - -ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- - Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары! Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И. - Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи? Определите части речи. Внимание на экран. (часть речи появляется по мере ответов) СЛАЙД № 5 (добавляются слова) ИЗБИРАТЕЛИ - существительное БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ - прилагательное БЛЕСТЯЩЕ - Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»? Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. - Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Ученики (читают правило): Правильный. - Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях). - Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение». Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде. СЛАЙД №6 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (знак ударения). 3. Нахожу (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е) - Как графически будем выделять орфограмму? Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение |