kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме:"Буквы е - и в корнях с чередованием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Цель урока:

Формирование орфографических умений по данной теме.

Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать   логическое   мышление   и   повышать   речевую   активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме:"Буквы е - и в корнях с чередованием" »

Титова Ирина Константиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Половодовская ООШ» Соликамского района, Пермского края


Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС


Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.


Цель урока:

Формирование орфографических умений по данной теме.


Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.


Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал




Ход урока


Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

1.Постановка учебной задачи.


- Здравствуйте, ребята!

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!

-Сформулируйте мораль данной притчи.

-Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?


личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция


2. «Открытие нового знания» .


Проблемная ситуация

- Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать зам..реть – зам..рать ,зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать

-Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены.

-У вас получились разные ответы. Почему?

-Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:

безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне?

- Попробуйте вывести правило. ...

Какова наша цель?

Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

- Сформулируем тему урока.

Буквы Е-И в корнях с чередованием.



- Поскольку подобные темы мы не изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.


По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.


СЛАЙД №5

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Назовёт и выпишем корни глаголов с чередованием.

На доске (учитель) и в тетрадях запись:

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

- Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

- Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. Внимание на экран.


(часть речи появляется по мере ответов)


СЛАЙД № 5 (добавляются слова)


ИЗБИРАТЕЛИ - существительное

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ - прилагательное

БЛЕСТЯЩЕ

- Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

- Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

- Вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».


Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.


СЛАЙД №6


1. Выделяю в слове (корень).

2. Ставлю (знак ударения).

3. Нахожу (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)


- Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение


постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)





3.Первичное закрепление.


- А теперь выполним задание в тетрадях. Запишите под диктовку следующие пословицы , найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически : 1. Едешь на день – хлеба бери н а неделю.

2. Мягко стелет, да жёстко спать.

3.Лето - припасиха, зима- прибериха.

4.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.



-Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Как её можно связать с нашим уроком?


1) Динамическая пауза: 2 группы по 5 человек подходят к указанным столам и выбирают карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.

Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ, СОБ_РАЮТ МЁД, ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА, ВЫБ_РАТЬ ПРОГРАММУ, БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА, СТ_РЕТЬ С ДОСКИ, БЛ_СТЯЩЕЕ ПЛАТЬЕ, УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫТ_РЛА РУКИ, РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

Фломастером вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.

2) Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо.

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).

в

ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ.





познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)




4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?

Выполните задания самостоятельно по вариантам. Упражнение 647. 1в-1часть, 2в.-2часть.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по ключу.

Буквенный диктант. (е-и). 

  1. бл..стеть, заб..раться, заж..гать

2 уд..рать, зап..реть, обж..гать

3.б..ру, ст..лет, зам..реть



регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера


5.Тренировочные упражнения.


Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

1.Фронтальный опрос.


Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.


2. Работа с диагностической картой.

Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте


Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+ -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте


+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме





познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,


логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,



6. Рефлексия деятельности (итог урока).


Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…



личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.



Домашнее задание

Домашнее задание (дифференцированный подход):

  1. № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),

  2. Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -

  3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +

  4. Всем Упр.112 стр. 112



коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме:"Буквы е - и в корнях с чередованием"

Автор: Титова Ирина Константиновна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства