Конспект урока русского языка Не с существительными 6 класс с элементами сингапурской методики
Конспект урока русского языка Не с существительными 6 класс с элементами сингапурской методики
Предлагается конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Не с существительными", который содержит элементы сингапурской методики. По типуэто урок повторения и систематизации знаний, предполагающего отработку и систематизацию навыков слитного и раздального написания НЕ с существительными, также параллельно отрабатывается навык работы с этимологическим словарем. В конце урока предполагается проврочная работа, предполагающая самопроверку полученных результатов учащихся.Текст проверочной работы прилагается. Уникальность данной разработки заключается в том, что использована сингапурская методика, технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Не с существительными 6 класс с элементами сингапурской методики»
Конспект урока русского языка Тема: "НЕ с именами существительными"
Класс: 6
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН. Цели урока:
образовательные: отрабатывать и систематизировать навыки правописания не с именамисуществительными;
развивающие: формировать умение пользоваться этимологическим словарем; продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
воспитательные: воспитывать интерес к традициям УНТ и культурным традициям русского народа.
Оборудование:
Русский язык: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, 2010,
карточки с заданиями,
этимологические словари,
мультимедийный проектор, компьютер.
Методы: практический; метод творческой деятельности; метод контроля.
Ход урока:
Актуализация прежних знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас я прочту стихотворение (стихотворение записано доске), а вы ответьте на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока?
Витька – вьюн и непоседа. Весь урок толкал соседа. “Не мешай”,- сказал Серега. Витька фыркнул: “Недотрога”.
Ученик: На предыдущем уроке мы познакомились с правописанием не с именами существительными.
Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?
Ученик:Непоседа, недотрога.
Учитель: Объясните причину слитного написания нев этих словах.
Ученик: Эти слова пишутся с неслитно, потому что без нене употребляются.
Учитель:Правильно. А теперь давайте вспомним другие случаи написания не с именами существительными.
Работа учащихся по технологии инсайд-аутсайд секл (внутренний и внешний круг)-обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами).
Не с существительными пишется слитно, если существительное с неможет быть заменено синонимом без неили близким по значению выражением.
Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не правда, а ложь. Не друг, а враг.
Учитель: Объясните написание НЕ с существительными (слайд 1)
Работа учащихся по технологии Ол райт раунд робин (все пишут раунд робин)- обучающая структура, в которой ученик по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики либо записывают, либо вносят изменения в свои листки).
(Не) место красит человека, а человек место.
(Не)правдой не проживешь.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
Умный человек с одного слова поймет, а (не)вежде и сто слов не поможет.
(Не)друг поддакивает, а друг спорит.
Отработка орфографической зоркости.
Учитель: А сейчас посмотрите на доску, где записаны два слова – “невежа” и “невежда”. Обратимся к этимологическому словарю за разъяснением их значений (на каждом столе – этимологический словарь).
Ученики ищут толкование этих слов по словарю.
Невежа. Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа – “знаток”. Буквально – “грубый, невоспитанный человек”.
Невежда. Это слово, имеющее значение “малосведущий человек”, было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа.
Учитель: А теперь прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?( слайд2)
Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребенку Воспитание. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших Мячик, Он их благодарил, “Спасибо!” - говорил.
Учитель: Кто же этот ребенок – невежа или невежда?
Ученик: Этот ребенок – невежа.
Учитель: И.А.Крылов – мастер крылатых выражений, о невежах и невеждах в своих баснях говорил: “Невежи судят точно так: в чемтолку не поймут, то все у них пустяк”.(слайд3)
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Работа по углублению и обобщению знаний учащихся.
А теперь вы, ребята, попробуйте составить пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило.
Работа учащихся по технологии Тимбилдинг( совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек)
А труд работа (не )наслаждение.
Слезы выпускает (не)счастье.
Быть (не)друг мудрее учит.
Грех (не)правда всякая.
Самопроверка (Слайд 4)
Работа не наслаждение, а труд.
Несчастье слезы выпускает.
Недруг учит быть мудрее.
Всякая неправда грех.
Работа по систематизации знаний. Цель следующего задания - умение подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой, задача – найти синоним для каждого слова.
Учитель: А что такое синонимы? ( Ответы учащихся)
(На доске записаны в 2 столбика слова: в одном - слова с НЕ, в другом – синонимы к ним).
Неприятель выдумка
Небылица грубость
Несмелость противник, враг
Ненависть робость
Невежливость вражда
Учитель:Сейчас запишем предложение и выполним его синтаксический и пунктуационный разборы. ( Один – у доски, остальные в тетрадях).
Невнимание на уроке – причина многих бед.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задание в формате ЕГЭ.
Тема: «НЕ с существительными».
1) В каком словосочетании не пишется раздельно?
какая (не) ряха
случилось (не)счастье
мой (не)приятель
(не)веселье, а грусть
2) В каком предложении не пишется слитно?
Звучала (не)правда, а ложь.
(Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.
Он мне (не)друг, а враг.
Это был (не) сон, а явь.
3)В каком предложении не пишется раздельно?
(Не)знакомца предупредили.
Мы ценим (не)преданность, а труд.
Дурное слово друга делает (не)другом.
(Не)честность всегда вредит.
4) В каком слове не является частью корня?
Неправда
Недруг
Ненастье
Непогода
5) В каком слове не является частью корня?
Несчастье
Нездоровье
Невнимательность
Неряха
6) В каком слове не является отрицательной частицей?
1. (Не)урожай
2. (Не)собака
3. (Не)домогание
4. (Не)воля
6. Рефлексия. Сверяем ответы (СЛАЙД 5)
1
2
3
4
5
6
4
2
2
3
4
2
Учитель: Кто не допустил ни одной ошибки? (зеленый стикер)
Кто допустил 1 и более ошибки? (красный стикер)
Работы сдаются учителю.
Домашнее задание:
1-я группа: параграф 43, упражнение 243;
2-я группа: составить связный рассказ о правописании НЕ с существительными, упр. 241.
Задание в формате ЕГЭ.
Тема: «НЕ с существительными»
1) В каком словосочетании не пишется раздельно?
какая (не) ряха
случилось (не)счастье
мой (не)приятель
(не)веселье, а грусть
2) В каком предложении не пишется слитно?
Звучала (не)правда, а ложь.
(Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.
Он мне (не)друг, а враг.
Это был (не) сон, а явь.
3)В каком предложении не пишется раздельно?
(Не)знакомца предупредили.
Мы ценим (не)преданность, а труд.
Дурное слово друга делает (не)другом.
(Не)честность всегда вредит.
4) В каком слове не является частью корня?
Неправда
Недруг
Ненастье
Непогода
5) В каком слове не является частью корня?
Несчастье
Нездоровье
Невнимательность
Неряха
6) В каком слове не является отрицательной частицей?