kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка Не с существительными 6 класс с элементами сингапурской методики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Не с существительными", который содержит элементы сингапурской методики. По типуэто урок повторения и систематизации знаний, предполагающего отработку и систематизацию навыков слитного и раздального написания  НЕ с существительными, также параллельно отрабатывается навык работы с этимологическим словарем. В конце урока предполагается проврочная работа, предполагающая самопроверку полученных результатов учащихся.Текст проверочной работы прилагается. Уникальность данной разработки заключается в том, что использована сингапурская методика, технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Не с существительными 6 класс с элементами сингапурской методики»

Конспект урока русского языка Тема: "НЕ с именами существительными"

Класс: 6

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН. Цели урока:

образовательные: отрабатывать и систематизировать навыки правописания не с именами существительными;

развивающие: формировать умение пользоваться этимологическим словарем; продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

воспитательные: воспитывать интерес к традициям УНТ и культурным традициям русского народа.

Оборудование:

  • Русский язык: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, 2010,

  • карточки с заданиями,

  • этимологические словари,

  • мультимедийный проектор, компьютер.

Методы: практический; метод творческой деятельности; метод контроля.

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас я прочту стихотворение (стихотворение записано доске), а вы ответьте на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока?

Витька – вьюн и непоседа.
Весь урок толкал соседа.
“Не мешай”,- сказал Серега.
Витька фыркнул: “Недотрога”.

Ученик: На предыдущем уроке мы познакомились с правописанием не с именами существительными.

Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?

Ученик: Непоседа, недотрога.

Учитель: Объясните причину слитного написания не в этих словах.

Ученик: Эти слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним другие случаи написания не с именами существительными.

Работа учащихся по технологии инсайд-аутсайд секл (внутренний и внешний круг)-обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами).

Не с существительными пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.

Неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).

Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.

Не правда, а ложь. Не друг, а враг.

Учитель: Объясните написание НЕ с существительными (слайд 1)

Работа учащихся по технологии Ол райт раунд робин (все пишут раунд робин)- обучающая структура, в которой ученик по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики либо записывают, либо вносят изменения в свои листки).


(Не) место красит человека, а человек место.

(Не)правдой не проживешь.

Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

Умный человек с одного слова поймет, а (не)вежде и сто слов не поможет.

(Не)друг поддакивает, а друг спорит.

 

  1. Отработка орфографической зоркости.

Учитель: А сейчас посмотрите на доску, где записаны два слова – “невежа” и “невежда”. Обратимся к этимологическому словарю за разъяснением их значений (на каждом столе – этимологический словарь).

Ученики ищут толкование этих слов по словарю.

Невежа. Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа – “знаток”. Буквально – “грубый, невоспитанный человек”.

Невежда. Это слово, имеющее значение “малосведущий человек”, было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа.

Учитель: А теперь прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?( слайд2)

Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
“Спасибо!” - говорил.

Учитель: Кто же этот ребенок – невежа или невежда?

Ученик: Этот ребенок – невежа.

Учитель: И.А.Крылов – мастер крылатых выражений, о невежах и невеждах в своих баснях говорил: “Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк”.(слайд3)

«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

  1. Работа по углублению и обобщению знаний учащихся.

А теперь вы, ребята, попробуйте составить пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило.

Работа учащихся по технологии Тимбилдинг( совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек)

А труд работа (не )наслаждение.

Слезы выпускает (не)счастье.

Быть (не)друг мудрее учит.

Грех (не)правда всякая.

Самопроверка (Слайд 4)

  • Работа не наслаждение, а труд.

  • Несчастье слезы выпускает.

  • Недруг учит быть мудрее.

  • Всякая неправда грех.

  1. Работа по систематизации знаний. Цель следующего задания - умение подобрать синонимы  к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой, задача – найти синоним для каждого слова.  

Учитель:  А что такое синонимы?  ( Ответы учащихся)

(На доске записаны в 2 столбика слова: в одном  - слова с НЕ, в другом – синонимы к ним).

Неприятель                выдумка

Небылица                грубость

Несмелость                противник, враг

Ненависть                робость

Невежливость        вражда

  1. Учитель: Сейчас запишем предложение и выполним его синтаксический и пунктуационный разборы. ( Один – у доски, остальные в тетрадях).

Невнимание на уроке – причина многих бед.



6. Самостоятельная работа учащихся.

Задание в формате ЕГЭ.

Тема: «НЕ с существительными».

1) В каком словосочетании не пишется раздельно?

  1. какая (не) ряха

  2. случилось (не)счастье

  3. мой (не)приятель

  4. (не)веселье, а грусть

2) В каком предложении не пишется слитно?

  1. Звучала (не)правда, а ложь.

  2. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.

  3. Он мне (не)друг, а враг.

  4. Это был (не) сон, а явь.

3)В каком предложении не пишется раздельно?

  1. (Не)знакомца предупредили.

  2. Мы ценим (не)преданность, а труд.

  3. Дурное слово друга делает (не)другом.

  4. (Не)честность всегда вредит.

4) В каком слове не является частью корня?

  1. Неправда

  2. Недруг

  3. Ненастье

  4. Непогода

5) В каком слове не является частью корня?

  1. Несчастье

  2. Нездоровье

  3. Невнимательность

  4. Неряха



6) В каком слове не является отрицательной частицей?

1. (Не)урожай

2. (Не)собака

3. (Не)домогание

4. (Не)воля



6. Рефлексия. Сверяем ответы (СЛАЙД 5)

1

2

3

4

5

6

4

2

2

3

4

2



Учитель: Кто не допустил ни одной ошибки? (зеленый стикер)

Кто допустил 1 и более ошибки? (красный стикер)

Работы сдаются учителю.





Домашнее задание:

1-я группа: параграф 43, упражнение 243;

2-я группа: составить связный рассказ о правописании НЕ с  существительными, упр. 241.























Задание в формате ЕГЭ.

Тема: «НЕ с существительными»

1) В каком словосочетании не пишется раздельно?

  1. какая (не) ряха

  2. случилось (не)счастье

  3. мой (не)приятель

  4. (не)веселье, а грусть

2) В каком предложении не пишется слитно?

  1. Звучала (не)правда, а ложь.

  2. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.

  3. Он мне (не)друг, а враг.

  4. Это был (не) сон, а явь.

3)В каком предложении не пишется раздельно?

  1. (Не)знакомца предупредили.

  2. Мы ценим (не)преданность, а труд.

  3. Дурное слово друга делает (не)другом.

  4. (Не)честность всегда вредит.

4) В каком слове не является частью корня?

  1. Неправда

  2. Недруг

  3. Ненастье

  4. Непогода

5) В каком слове не является частью корня?

  1. Несчастье

  2. Нездоровье

  3. Невнимательность

  4. Неряха



6) В каком слове не является отрицательной частицей?

1. (Не)урожай

2. (Не)собака

3. (Не)домогание

4. (Не)воля

1

2

3

4

5

6










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Яруллина Гузель Рашитовна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства