Конспект урока русского языка"Имя прилагательное как часть речи"
Конспект урока русского языка"Имя прилагательное как часть речи"
??Данный конспект урока может быть использован для про ведения открытого урока. На уроке учащиеся повторяют ранее изученный материал по теме "Имя прилагательное" , закрепляют роль прилагательных в поэтической речи, развивают орфографические навыки, развивают мотивацию к аналитической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка"Имя прилагательное как часть речи" »
Тема: Имя прилагательное как часть речи (5 класс)
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока
Слово учителя
Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока "Имя прилагательное как часть речи".
Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом поможет? Почему?
Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мыбудем заниматься?(Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).
Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом. Было, например, платье. Попробуйте его описать.
А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кистью. Какимстало платье? (красивое, лёгкое, ситцевое, синее).
Мы сейчас назвали приметы, по которым признаем летнее платье. Что жеобозначает имя прилагательное? (признак предмета).
Работа по теме урока
Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» и определите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Правильно, вопросы какой, какая, чей.
А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из комедии Фонвизина "Недоросль". Обратите внимание, как недалёкий Митрофанушка объясняет,что такое имя прилагательное. (Инсценировка детьми явления 8 из IV действия комедии «Недоросль»)
Стародум: Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Госпожа Простакова: Всем наукам, батюшка.
Митрофан: Всему, чему изволишь.
Правдин: Чему ж бы, например?
Митрофан (подаёт ему книгу): Вот, грамматике.
Правдин(взяв книгу): Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много.Существительна да прилагательна
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вон эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему ж?
Митрофан: Потому что она приложена к сврему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Госпожа Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силён.
Ребята, а вы как думаете, к чему прилагается имя прилагательное?(К существительному).
Давайте прослушаем сказку о прилагательном и о его связи с существительным (сказку выразительно читает заранее подготовленный ученик).
От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
–А что если попросить их у Существительных, - мечтали Прилагательные, пока не решились поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут с тех пор Прилагательные, согласовываясь с Существительными в роде, числе и падеже. Вместе дружба, вместе и служба.
Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что значит согласуется, подберитеоднокоренные слова. (соглашение, согласен).
Закрепление изученного материала
Работа с текстом
А теперь выполните следующее задание.
Прочитайте выразительно четверостишие из стихотворения А. А. Бунина:
…Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Задание: Посмотрим, соответствует ли сказка действительности. Выпишите словосочетание из стихотворения И. А. Бунина, соответствующее схеме:
ПРИЛ. + СУЩ. (на доске), и докажите правомерность сказки:
Терем расписной (м.р., ед. ч, В. п).
Обратите внимание, что в самом имени части речи содержится намёк на то, что оно к чему-то «прилагается» (латынь – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное»). Имени прилагательные хитрые, они приспосабливаются, присоединяются к роду, числу, падежу существительных.
Задание:Выпишите из стихотворения остальные словосочетания по данной схеме (трое – у доски, остальные в тетрадях).
Лес лиловый, золотой, багряный (м. р, ед. ч, И.п.).
Весёлой, пёстрою стеной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).
Над светлою поляной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).
Вопрос: В чём отличие рода существительных от рода прилагательных? (род сущ. – постоянный признак, а род прил. – непост. признак: они меняют род, как хамелеоны меняют цвет своего тела; во множ. числе род прил. не определяется).
5. ФИЗМИНУТКА. Пришло время физкультминутки.(1 мин)
Раз - поднялись, потянулись
Два - согнулись, разогнулись
Три - руками три хлопка, головою три кивка
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – тихонько всем присесть.
Синтаксическая роль прилагательных.
И ещё один очень важный вопрос. Нам необходимо выяснить, какимчленом предложения является имя прилагательное. На доске записано предложение, в котором вам нужно найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Свежий воздух тих и прозрачен.
Да, действительно, имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.
Мир состоит из предметов. Когда мы всматриваемся в эти предметы, мы начинаем понимать, что они состоят из своих свойств и качеств.
Я не стану именовать предмет, а скажу: «Огромный, тёмно-серый, т…лст…ногий, т…лст…кожий, х…ботоносый…» (на доске). Стоп! Вы уже давно догадались, что это…слон!!!
Задание: Составьте предложение со словом «слон» и с одним из прилагательных так, чтоб в первом прилагательное являлось определением, а во втором – сказуемым (Один ученик в это время вставляет пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы).
Огромный слон скучал в зоопарке.
Наш слон огромный.
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вместо пропусков вы вставляете нужные слова или словосочетания и, таким образом, у нас появится готовое правило об имени прилагательном.
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.
Зачитайте, что у вас получилось.
А теперь откроем учебник и сравним правило с нашим выводом.
Читаем по пунктам и разбираем, все ли признаки прилагательного мы назвали?
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):