kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для обучающихся по профессии "Повар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме «Письмо» предназначена для использования  в системе начального профессионального образования, потому что в ходе урока дается задание с учетом получаемой профессии. В ходе урока обучающиеся изучают историю образования почты, развивают навыки написания писем. Ход урока сопровождается показом презентации, которая придает уроку больше интереса. Обучающиеся пишут письма себе, которые они получат вместе с дипломами, после окончания училища.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для обучающихся по профессии "Повар" »

Методическая разработка урока для группы обучающихся по профессии «Повар, кондитер» по теме:

Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)

Цель:
Ознакомление учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Задачи:
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Содействовать развитию интереса к эпистолярному жанру. (Соблюдать стилевое единство письма, выделять смысловые части письма.)
Развивать ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Воспитывать любовь к родному языку.

(У каждого ученика на столе лежит конверт для практической работы, в котором две карточки: «!» и «?»)

Ход урока

(Ход урока сопровождается слайдами)

1. Организационный момент

- В рамках знакомства с разными стилями речи и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. На уроке мы совершим путешествие в прошлое – в историю письма и переписки. Вы любите путешествовать? Почему? (Ответы учащихся).

Тема урока – Как писать письма – запишите ее в тетрадь. (Запись темы, сообщение цели урока, задач.) (Слайд 1)



2. Объяснение нового материала

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма)

В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? (Ответы учащихся)

- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (В них не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

- Ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Ко мне в руки попало письмо. Я не знаю, что с ним делать. Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:

«На деревню дедушке Константину Макарычу»

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, доставить письмо. (Если не получается помочь – оставить до конца урока).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно подписывать конверт, узнаем о правилах написания писем, познакомимся с письмами из художественной литературы, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.

Сообщение №1 (выступление ученика) (Слайд 2)

«Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано самое первое письмо. Послушайте интересную историю: «Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало. А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке. Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец. И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать. Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка, которую нужно хорошенько отшлепать за то, что ты такая шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.

- Понравилась вам сказка? Как можно связать действие, описанное в данном эпизоде, с вашей будущей профессии? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички. В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое.

Итак, письмо написано, что же делать дальше? (Нужен почтовый конверт)

Послушайте историю создания почтового конверта.

Сообщение №2 (выступление ученика) (Слайд 3)

“В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной - листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось. Вскоре Бревер изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Со дня изобретения конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям”.

- Что же делать дальше? (Нужно сбросить письмо в почтовый ящик)

- Послушайте ещё одну историю.

Сообщение №3 (выступление ученика) (Слайд 4)

«Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня».

- Ну, вот теперь вы знаете, как был изобретен почтовый ящик. Но ведь письма нужно было каким-то образом доставлять по адресу, об этом следующая история.

Сообщение №4 (выступление ученика) (Слайд 5)

“В XVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу. Петр-I решил сломить эту традицию и сделать все, как в Европе. При нем для подачи сигнала стал вводиться почтовый рожок. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки. В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но почтовый рожок и лихая почтовая тройка так и не смогли соединиться на бескрайних российских просторах. Однако выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок все же остался почтовым символом, а вот колокольчику в этом смысле не повезло».

- Спасибо ребятам, благодаря их рассказам, мы очень много узнали об истории развития почты в России.

3. Релаксация (Слайд 6)

- Давайте немного отдохнем. Сядьте удобнее, представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, согните их в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь и не грустите, он ещё прилетит к вам. (Учащиеся совершают действия)

- Наш урок продолжается, мы перейдем к практической части урока.

Подумайте, каких видов бывают письма? (Слайд 7)

Письмо деловое

Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

- Чем отличаются письма делового и личного характера? (Ответы учащихся)

- А теперь давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром - узнайте слово по его значению (устная словарная работа):

  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо)

  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)

  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес)

  • Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс)

  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон)

- Эти слова вы хорошо знаете, познакомимся еще с несколькими словами, связанными с эпистолярным жанром (Слайд 8), запишите их в тетрадь:

  • Эпистола - литературный жанр, послание в форме письма.

  • Адресат – тот, кому адресовано письмо.

  • Адресант – тот, кто пишет письмо.

- Мы забыли еще два слова, без которых не обходится ни одно письмо. Что это за слова? (Слайд 9)

  • Здравствуйте – живите и будьте здоровы.

  • До свидания – до скорого свидания.

- Какие еще слова приветствия и прощания вы знаете? (Примеры)

- От чего зависит выбор форм приветствия и прощания? (От вида письма)

- Подумайте, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?) (Слайд 10). Запишите в тетрадь:

  • Сообщить, оповестить

  • Поздравить

  • Извиниться

  • Поделиться чувствами, впечатлениями

  • Поблагодарить и т. д.

- Из каких частей состоит письмо? (Слайд 11). Запишите в тетрадь:

Алгоритм написания письма:

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

  5. Подпись. Дата.

4. Первичное закрепление

- А теперь достаньте конверты, будем учиться их правильно подписывать.
(Слайд 12)

Правила заполнения конверта.

  • От кого Иванова И. И.

  • Откуда ул. Советская д.4 с. Белый Яр Алтайский район Республика Хакасия

  • Индекс 655650

  • Кому Сидорову А.П.

  • Куда ул. Новая д.148 кв. 23 г. Красноярск

  • Индекс 660112

Практическая часть (Слайд 13)

Задание №1

- Представьте, что вы получили письмо следующего содержания:

Привет, Диман! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит – ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Диман, увидимся.

До встречи. Твой Леха.

- Чего не хватает в этом письме?

- Без чего можно было бы обойтись?

- Каким стилем написано это письмо?

- Интересно ли было читать это послание?

Задание№2

- Послушайте письмо, которое звучит на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Слайд 14).



(Учащийся читает наизусть Письмо Татьяны Онегину)

- Чем интересно это послание? (любовное)

- Чего не хватает в этом письме? (Ответы учащихся)

- Какие стили здесь смешаны? (художественный, разговорный)

- Интересно ли было читать это послание? (Ответы учащихся)

Задание №3

Послушайте ещё одно известное письмо С.А. Есенина (Слайд 15).

(Учитель читает наизусть стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери»)

- Каким стилем оно написано? (Ответы учащихся)

- Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их. (Ответы учащихся)

- Какого вида письма, услышанные вами? (личные)

- Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным)

- А деловые? (официально – деловым)

- Ребята, запомните основные правила написания писем (Слайд 16):

  1. Указывайте дату и место написания письма.

  2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.

  3. Не употребляйте обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т д.

- Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы напишете письмо.

5. Домашнее задание

- Соблюдая правила написания письма и все, о чем говорилось на уроке, напишите письмо личного характера, адресат выберите самостоятельно, расскажите о своей будущей профессии, ее значимости, особенностях, поделитесь полученными знаниями.

6. Заключительная часть урока (рефлексия) (Слайд 17)

- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, с алгоритмом написания письма, послушали примеры писем из художественной литературы.

Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа Чехова – Ванька Жуков (Слайд 18). Давайте поможем ему исправить ошибки, чтобы письмо дошло до адресата. (Учащиеся называют ошибки, допущенные при заполнении конверта).

7. Итоги

- Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат подписанные вами конверты, в них – две карточки: «!» и «?». Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите карточку с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите карточку с вопросительным знаком; поднимите выбранные вами карточки. (Учащиеся поднимают карточки).

- По вашим карточкам видно, что у вас по данной теме вопросов нет.

Урок окончен.

- Еще один момент. Иногда после прощания подписываются английские буквы PS – постскриптум, где автор письма пишет добавочную информацию, которая не была написана в письме.

PS
- Спасибо всем за работу на уроке.

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для обучающихся по профессии "Повар"

Автор: Измайкина Ольга Алексеевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства