Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 6 класс на тему: «Подготовка к написанию сочинения -описания по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер»»
Конспект урока русского языка 6 класс на тему: «Подготовка к написанию сочинения -описания по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер»
Учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д. Новое Задубенье: Фомкина Л.А.
Подготовка к написанию сочинения -описания по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер» Слайд 1-2 Цели и задачи:
Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».
Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Интернетресурсы:
«Крымов Н. картины» ;
Русские художники. Крымов Николай Петрович.;
Крымов, Николай Петрович — Википедия
Оборудование: раздаточный материал, выставка рисунков о зиме, медиапроектор, компьютер.
Вступление
Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Николая Петровича Крымова «Зимний вечер».
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Увас на столе лежат карточки, возьмите их и если вы пришли с прекрасным настроением –красная карточка, с хорошим –жёлтая, немного грустно – зелёная.
Я вижу, что у всех настроение прекрасное, бодрое поэтому начнём работу, будем работать
В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с пейзажной живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку слова Н.П. Крымова
Любите природу ,изучайте её,
Пишите то, что вы по-настоящему любите.
Будьте правдивы, ибо красота в природе.
Работа с терминами.
1.Какие типы речи вам известны?
2. Что такое описание, что характерно для этого типа речи?
Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому в описании употребляются глаголы настоящего времени, прилагательные, обозначающие цвет, размер, объём, форму, материал.
Чем различаются научное и художественное описание?
В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Какой вид описания мы будем использоваться, при написании сочинения?
Что такое пейзаж?
Пейзаж – это отображение художником увиденной природы.
Пейзаж – это тип картины, изображающий природу или какую-либо местность
Художник пытается изобразить, то что уже сотворено природой.
В сельском пейзаже художника привлекает деревенский быт его естественная связь с окружающей природой.
УЧ-ся подготовил сообщение о Н.П. Крымове, давайте его послушаем.
Слайд 3
Сообщение о художнике В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам зрителям. Слайды 4- 15
Демонстрация картин.
Какое время года изображено на картине?
- В каждом времени года есть своё очарование, поэты и художники, искатели красоты, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность.
А, что у вас ассоциируется со словом зима?
Какие стихи вы знаете о зиме?
Пословицы, поговорки, загадки?
Ребята, вы нарисовали рисунки на тему «Зима в деревне»?
В чём на ваш взгляд особенность каждой зимней картины?
Вот, оказывается, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди?
Слайды 16-20 Работа с картиной А сейчас мы с вами приступим к описанию картины, ваша задача, создание черновых набросков, миниатюр-зарисовок на основе беседы.
Вечер - одно из самых любимых состояний природы.
2. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?
На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.
3. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!
4. Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?
Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.
5.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?
Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.
6.Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.
7. Какими изображены деревья?
На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.
8. Опишите деревушку.
Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.
9. Один из современников в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?
Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...
10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? Палитра художника?
Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.
Приведите примеры предметов, написанных тёплыми и холодными цветами.
11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.
Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.
Слайд 21
12.Словарная работа:
Какие из синонимов потребуются вам для описания картины? – учебник, стр.132.
Какими синонимами можно заменить слова
Картина – полотно, произведение, репродукция, пейзаж, работа…
Художник – Н.П.Крымов, автор, живописец, создатель, пейзажист, мастер…
употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного накартине:белый, жемчужно-белый, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лиловатый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.
13. Обобщение.
Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!»- так можно сказать о картине. Художник любуется вечерними сумерками.. Он хочет показать, как же прекрасна наша природа!
Действительно, пейзаж – это портрет природы, хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение.
Небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.
Составление плана
С чего бы вы начали описание картины?
О чем бы обязательно написали?
Чем бы закончили сочинение?
Слайд 22 Примерный план
Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
Зима в изображении художника :
А) снег;
Б) небо;
В) тени;
Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
Написание сочинения-описания.
А сейчас попробуйте устно на основании составленного плана описать картину.
А сейчас давайте составим устный рассказ по картине.
Как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г. Свиридова «Пастораль»
Ребята, мы готовились к работе по описанию картины. Соберитесь, подумайте и ответьте на вопрос:
Могу ли я самостоятельно написать сочинение? Если «да» поднимите зелёную карточку, «нет» - красную, « нужна помощь» -жёлтую.
Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.