Методические приемы: беседа-диалог, исследовательская деятельность, лингвистическая игра
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
II. Проверка Д/З:
III. Тест.
Работа по теме.
1. Работа с фразой.
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.
(учащиеся читают)
Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
Учитель: А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?
(учащиеся отвечают и записывают тему урока: Согласные звонкие и глухие»).
А какие цели вы поставите себе на этом уроке? (целеполагание) (учащиеся формулируют цели урока: знать, какие согласные звонкие, а какие глухие, научиться их различать)
Учитель: А теперь проведём лабораторно-исследовательскую работу.
Перед вами лежат листочки с названием «Лабораторная работа». Вы работаете в них, а я на доске. Я называю слова, мы их записываем.
Наша цель: проанализировать слово и выявить фонетический процесс, происходящий в нём.
Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.
1
2
3
4
5
Алмаз [ с ]
Посадка [ т ]
Молотьба [д ]
Вокзал [ г]
Проезжал [ж ]
Спортсмен [ц]
Аллея [ л ]
Масса [ с ]
Сердце [ - ]
Солнце [ - ]
Фонетический процесс
оглушение
озвончение
слияние родственных звуков
слияние одинаковых звуков
выпадение звука
ВОПРОС: какие из них сомнительные, какие непроизносимые?
сомнительные
непроизносимые
Учитель: какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной работы-наблюдения? Я начну, а вы продолжите фразу:
Согласные звуки могут быть сомнительными, если ______________ (происходит озвончение или оглушение), непроизносимыми, если___________
(при слиянии родственных или одинаковых звуков или выпадении звука)
2. Работа с таблицей. (приложение)
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш
л м н р й
ч щ ц
Парные по звонкости-глухости
Всегда звонкие (сонорные)
Всегда глухие
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
- А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (стр.83-84).
!У. Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими и ли только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
А сейчас поиграем.
ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»
Учитель: Мы с вами отправимся в страну «Русский язык». Многие из вас воспринимают русский язык только как предмет, который кажется скучным, трудным, неинтересным. Но это не совсем так. Сейчас вы увидите, что он очень занимательный, интересный, и можно с ним справиться, зная его законы.
Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3.
В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)
Задание 4.
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час
Задание 5.
В каком слове все согласные звуки глухие?
А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон
Задание 6.
Написание какого слова не расходится с произношением?
А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать
Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.
«Снежная принцесса» («Снежная королева»)
«Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
«Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
«Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
«Ледяная королева» («Снежная королева»)
Итог урока.
Учитель: Мир знаний необъятен, и вы должны идти дальше, узнавать больше, чтобы страна под названием «Русский язык» была для вас интересной и занимательной.