Тема | Слова с удвоенными согласными |
Педагогическая цель | Создать условия для актуализации знаний о написании двойных согласных в словах |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник, Тебе посвящаем урок мы сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Словарный диктант Создание проблемной ситуации | Четыре, восемь, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, картофель, вторник, среда, коллектив. - Какое слово «лишнее» («коллекция» и «коллектив» (оба эти слова когда-то образовались от существующего в латинском языке слова «колло», имеющего значение «соединяю», «объединяю») КОЛЛЕКТИВ- 3 слога, 9б, 8 зв. - Записать предложение с данным словом. ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Шарада. Первая буква есть в слове сурок Но нет этой буквы в слове урок. А дальше подумай, и краткое слово Средь умных ребят ты найдёшь у любого. Две буквы у мамы возьми без смущения, И в целом получишь итог от сложения. (С-ум-ма). | Вставляют пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Формулируют тему и цели урока |
| ПРАВИЛО стр. 121 ПРО ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали: – Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. И Алла разучилась писать свое имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала. – Почему ты плачешь? – спросила учительница. – Я не знаю, как пишется мое имя. Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала: – Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы! | Читают правило |
Игра «Эстафета» | Каждый вариант получает лист. Первый ученик записывает слово с удвоенной согласной и передает другому. Какой вариант быстрее и правильнее справится с заданием, является победителем. | Записывают по «цепочке» слова |
Закрепление Диктант-загадка. | УПРАЖНЕНИЕ № 235 стр122 Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … . | Многим вам она знакома, В ней купаться можно дома, Что же это за предмет? Догадались или нет? | Загадка для тебя легка: Пишусь всегда через два «к»; И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … . | Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, А называется … . | Чтоб каждый телевизор Работал без капризов, На крыше непременно Должна стоять … . | Во мне два «к», не забывайте, Таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом … . | По долинам, по отрогам Мчит широкая дорога, И она, как знают все, Называется … . | В магазин с сестрой ходили, Все, что надо, там купили: За батон, бутылку кваса Заплатили деньги в … . | Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … . | Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там, Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут ... . | Отгадки: класс, ванна, хоккей, перрон, антенна, аккуратный, шоссе, касса, грипп, аллея. | Образовывают слова Отгадывают загадки |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог | – Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? – Кто испытывал затруднения? Почему? Я узнал… Было интересно… | Отвечают на вопросы |