Урок русского языка в 5 классе "Россия... Знаменка... Глубинка..."
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Закрепить знания учащихся по теме « Имя существительное».
2. Повторить пройденный материал по темам « Фонетика», «Лексика», «Словообразование».
3. Развитие учебно – познавательной деятельности учащихся.
4. Совершенствование устной и письменной речи школьников.
5. Воспитание чувств любви и ответственности к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ТСО, карта путешествия, наглядность: портрет Н.Н.Гончаровой, альбом « Знаменская земля – благодатная земля»; дидактический и игровой материал: карточки для индивидуальной работы, перфокарты, тесты, игра «Лото»; выставка книг по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "РОССИЯ... ЗНАМЕНКА... ГЛУБИНКА..." »
РУССКИЙ ЯЗЫК – 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА:
« РОССИЯ…
ЗНАМЕНКА…
ГЛУБИНКА…»
ЦЕЛИ УРОКА:
Закрепить знания учащихся по теме « Имя существительное».
Повторить пройденный материал по темам « Фонетика», «Лексика», «Словообразование».
Развитие учебно – познавательной деятельности учащихся.
Совершенствование устной и письменной речи школьников.
Воспитание чувств любви и ответственности к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ТСО, карта путешествия, наглядность: портрет Н.Н.Гончаровой, альбом « Знаменская земля – благодатная земля»; дидактический и игровой материал: карточки для индивидуальной работы, перфокарты, тесты, игра «Лото»; выставка книг по теме.
УЧИТЕЛЬ: Н.Е.ВИСКОВА
Вступление.
Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и постарайтесь определить: о каком старинном доме ведется в не речь?
( звучит музыка « Чистые пруды», № 3188)
Старинный дом, манящий светом.
Как в те далекие года,
и пахнет листьями и снегом
над ним холодная звезда…
Он нашей памятью согретый
да теплотой родной земли.
Здесь родилась жена поэта,
его отрада – Натали.
Е. Начас
О каком доме ведется речь в стихотворении?
Где он находится?
Кто такая Натали?
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой Родины. Сегодня мы проведем урок в форме путешествия « Россия… Знаменка… Глубинка…»
История нашей знаменской земли уходит далеко в века. Полтысячи лет назад на месте, где сейчас расположен этот старинный дом, было так называемое Дикое поле. Позже стали селиться по берегам рек люди, появились деревни и села, в том числе и с. Кариан.
СТРАНИЦА « СТАРАЯ ЗНАМЕНКА».
Прочитайте текст, записанный на доске.
Трудно найти на старых картах Тамбовской губернии Знаменку. Село сменило за свою историю несколько названий. Оно принадлежало помещикам Загряжским. Здесь расположено одно из лучших дворянских гнезд, в котором в 1812 году родилась Н. Н. Гончарова.
Какие названия сменило село? ( в 18 веке Екатерина 1 пожаловала генералу-поручику Артемию Григорьевичу Загряжскому с. Кариан с пятью деревнями).
В каком году родилась Н.Н.Гончарова? ( 1812, была окрещена в местной церкви, вместе с мамой прожила здесь до осени 1813 года).
Сегодня на уроке мы будем повторять пройденный материал по теме « Имя существительное».
Что такое имя существительное?
Как изменяется имя существительное?
Назовите все падежи вместе с вопросами?
Какого рода бываю имена существительные?
ЗАДАНИЕ № 1
(работа с текстом ) определить род, число, падеж имен существительных
фонетический разбор слова ЗДЕСЬ,
ЗАДАНИЕ № 2 (работа с технологической картой по теме «Имя существительное»).
САМОПРОВЕРКА. Подведение итогов работы ( учащиеся получают жетоны за выполненные работы)
2. СТРАНИЦА « ОБРАЗОВАНИЕ ЗНАМЕНСКОГО РАЙОНА»
Шли годы. Знаменка развивается. В 1941 году вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР « Об образовании Знаменского района Тамбовской области»
ЗАДАНИЕ № 3 ( работа с карточками).
Прочитайте текст.
С 1928 года в Знаменк... стали появлят (?) ся к...лхозы. Время было трудное. Техники (не) хватало. Р..боты пров..дились вруч (?)ную.
Встал вопрос об об(?)ед..нении к..лхозов. Так образовался Знаменский район. Совхоз Кузьминский был принят в его состав 5 июня 1941 года.
Во главе района ст..яли разные руководители.
В настоящее время гл..вой администрации Знаменского района являет (?)ся В.Ф. Грициенко.
Почему встал вопрос об объединении колхозов?
Когда в состав Знаменского района был принят с-з « Кузьминский?
Кто в настоящее время является главой администрации?
ЗАДАНИЕ№ 3
выписать существительные 1, 2, 3 склонений, время работы 2 минуты,
найти слово в тексте, которое соответствует заданной схеме,
ЗАДАНИЕ № 4 ( тесты по теме « Словообразование»)
СТРАНИЦА « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».
21 июня 1941 года. Вечер. В Знаменской средней школе выпускной бал. Нарядные, счастливые десятиклассники веселились от души, каждый мечтал о своем пути в дальнейшей жизни…
А на следующее утро ( звучит музыка « Вставай, страна огромная!», № 5003) 22 июня гитлеровская Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.
( Чтение текста).
На фронт ушли тысячи знаменцев они мужественно защищали Родину.
Многие из них награждены орденами и медалями.
Пять человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза Алешин С.М., Архипов Ю.М….
День 9 мая 1945 года великий праздник всего нашего народа.
Закончилась Великая Отечественная война и жители района с победой вернулись домой.
Имена героев навсегда останутся в нашей памяти.
Объясните правописание слов с большой буквы.
Какие имена существительные относятся к именам собственным?
Какие имена собственные пишутся в кавычках?
ЗАДАНИЕ №5
В данном тексте не расставлены знаки препинания. У вас на столе лежат карточки со схемами предложения. Необходимо установить соответствие их с записанными предложениями. Время работы 2 мин.
( Проверка работ).
ЗАДАНИЕ № 5а
Синтаксический разбор предложения № 6.
ИТОГ. В 1971 году был открыт в честь погибших на полях сражений воинов-знаменцев памятник.
В 1995 году к 50-летию Победы в Тамбове выпущена «Книга памяти», которая состоит из нескольких томов. Наш район представлен во 2-ом томе. Из него мы узнаем, что ушли на войну 10830 человек, вернулись 4580 человек. А на сегодняшний день ветеранов остается все меньше и меньше, а наших кузьминцев только 8 человек
На фоне музыки « День Победы» ученица читает стихотворение
Сегодня Знаменский район один из лучших в области. Развивается экономика, меняется облик райцентра и сел. Улучшается благосостояние народа.
Большой вклад в развитие района вносят работники сельского хозяйства, педагоги, медработники, работники культуры.
Знаменской земле есть чем гордиться, она богата талантливыми людьми.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ : СОЧИНЕНИЯ « ИМИ ГОРДИТСЯ РАЙОН».
ИТОГ УРОКА.
Имена лучших людей района можно продолжать и продолжать, ведь знаменцы – трудолюбивый и талантливый народ, который во все времена находил выход из самых трудных ситуаций.
Знаменская земля – это благодатная земля, на которой свято чтут и берегут историю своих предков, своих дедов и прадедов.
На фоне музыки « Край Тамбовский» звучит стихотворение:
Край любимый, родной, благодатный,
Преумножим богатства твои!
Колосятся пусть тучные нивы
И заводов сверкают огни.
Нашим гимном пусть будет « Славянка»,
Мы ее пронесем сквозь века!
Процветай, становись все прекрасней
Сердцу милая наша земля!.
ЗАДАНИЕ №3
Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы, определить склонение имён существительных.
С 1928 года в Знаменк... стали появлят (?) ся к...лхозы. Время было трудное. Техники (не) хватало. Р..боты пров..дились вруч (?)ную.
Встал вопрос об об(?)ед..нении к..лхозов. Так образовался Знаменский район. Совхоз Кузьминский был принят в его состав 5 июня 1941 года.
Во главе района ст..яли разные руководители.
В настоящее время гл..вой администрации Знаменского района являет (?)ся В.Ф. Грициенко.
ЗАДАНИЕ №3
Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы, определить склонение имён существительных.
С 1928 года в Знаменк... стали появлят (?) ся к...лхозы. Время было трудное. Техники (не) хватало. Р..боты пров..дились вруч (?)ную.
Встал вопрос об об(?)ед..нении к..лхозов. Так образовался Знаменский район. Совхоз Кузьминский был принят в его состав 5 июня 1941 года.
Во главе района ст..яли разные руководители.
В настоящее время гл..вой администрации Знаменского района являет (?)ся В.Ф. Грициенко.
ЗАДАНИЕ №3
Списать предложения, вставить пропущенные орфограммы, определить склонение имён существительных.
С 1928 года в Знаменк... стали появлят (?) ся к...лхозы. Время было трудное. Техники (не) хватало. Р..боты пров..дились вруч (?)ную.
Встал вопрос об об(?)ед..нении к..лхозов. Так образовался Знаменский район. Совхоз Кузьминский был принят в его состав 5 июня 1941 года.
Во главе района ст..яли разные руководители.
В настоящее время гл..вой администрации Знаменского района являет (?)ся В.Ф. Грициенко.
КОКОРЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ –
Родился в Знаменке, в крестьянской семье. Своим упорным трудом достиг значительных результатов в учебе, а потом в науке.
Сейчас он член корреспондент Российской Академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления социально – экономическими процессами Алтайского Государственного университета.