kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи по тексту М.М. Пришвина "Мои тетрадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке представлены материалы на повторение теории и практические задания, словарная работа по тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи по тексту М.М. Пришвина "Мои тетрадки"»

Урок развития речи. 8 класс.

Подготовка и написание изложения по тексту

М.М. Пришвина «Мои тетрадки»

1. Ребята, сегодня мы проводим два урока развития речи, из которых на одном ­– готовимся к написанию изложения, на другом – пишем изложение по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки».

И наша задача – как можно ближе к тексту пересказать воспоминания М.М. Пришвина; определить тему, идею, тип и стиль данного текста, разделяя его на микротемы; а также оценить текст с нравственной точки зрения, научиться беречь духовные ценности человека.

Итак, тема урока «Подготовка к изложению по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки».

2. Слово учителя.

Человек всю свою жизнь трудится, и то, что он заработал, приобрёл, старается сохранить, чтобы этим накопленным могли воспользоваться и он сам, и его дети, и внуки. Таков закон природы.

Важно, чтобы накопленное, приобретённое было заработано честным трудом.

Накапливать, собирать можно всё, что пригодно для сохранения:

И строения (дом, сарай, колодец),

И животных (лошадь, корову, овцу, кур),

И вещи, нужные в обиходе (топор, кадушки, посуду, одежду, телевизор, радиоаппаратуру и т.п.);

И опыт, и собственные мысли или различные жизненные ситуации (случаи), занесённые в тетрадку в виде коротких записей.

Для каждого из нас в собранном нами есть нечто самое ценное, самое дорогое.

Одни дорожат домом и мебелью в нём, другие – нарядами, третьи – собранными книгами, четвёртые – нарисованными картинами.

Посмотрим, что было самым дорогим для писателя М.М. Пришвина. Прочтём его рассказ «Мои тетрадки» и ответим на вопрос: - Что было самым ценным для писателя Пришвина?

3. Чтение рассказа М.М. Пришвина «Мои тетрадки».

4. Беседа о прочитанном.

- Какое настроение у вас после чтения рассказа?

(Воодушевлённое. Рады, что у человека есть любимое и полезное дело).

- Определите тему рассказа, то есть о чём он?

(тема рассказа – ценное в жизни автора).

- А к какому из типов речи относится данный текст? Вспомнить вам поможет таблица, которую мы с вами ранее заполняли.

(Это повествование). (Автор нам просто рассказал (поделился с нами) о своём увлечении (деле жизни)).

Рассказывая о своей жизни, Пришвин избирает такой драматический случай, который требовал от него без колебаний решить, что самое ценное в его приобретениях. Как вы заметили, повествование ведётся от первого лица, постарайтесь сохранить его при изложении текста.

- Определите стиль речи.

(Книжный. Язык художественной литературы).

- А как вы думаете, этот рассказ – вымышленная история или биографический факт?

Писатель может рассказывать и о себе, и с чужих слов про кого-то другого, он имеет на это право.

Но в тексте есть случай, который неопровержимо свидетельствует, что рассказанная история – факт биографии писателя. Укажите это место.

Для большей убедительности, что это его собственное мнение, а не чьё-то, от имени которого он, как автор, имеет право писать, он указывает конкретную дату происшествия – 1909 год, а ещё тот факт, что повествование ведётся от первого лица. Всё это означает, что история, им рассказанная, - одна из страниц его биографии.

Повествование благодаря этому приобретает деловой, документальный характер, в него нельзя не верить.

Переживая вместе с автором его утрату, как вы воспринимаете личность автора? (- Что он за человек?)

(Интеллектуально развит, заинтересован полезным делом – собирает выразительные народные слова; честен - даёт оценку самому себе; сентиментален – переживает за свой труд. И в первую очередь в – момент беды - спасает тетрадки. И по всему он духовно богатый человек – есть в жизни интересное дело.

- Что было самым ценным для автора?

(Самым ценным для автора были его тетрадки, записи).

- Почему ему так дороги его тетрадки?

(А дороги они были потому, что это был труд большей части его жизни, и тем более – интересного дела).

- Как он их (тетрадки) называет?

(Пришвин называет их тетрадки. Вроде небрежно. И он ни разу, хотя это великая ценность, не сказал тетради).

- Почему, как вы думаете?

(Это звучит как-то по-родному, по-своему. С одной стороны, вроде и серьёзно, полезно, с другой – непроизвольно, легко, приятно произносится, даже как-то ласково).

- В чём волшебство тетрадок?

(Волшебность этих тетрадок, а точнее слов, которые он собирал, заключаются в том, что до многих миллионов читателей дошли пришвинские слова, и до нас тоже).

Записи в них, размышления в ходе записей воспитывают того, кто записывает, как по волшебству, делают лучше, умнее, мудрее.

- На сколько частей разделим текст?

(На две. В тексте две части. Одна о том, как автор стал писателем, другая – угроза гибели «волшебных тетрадок»).

– Прочтите начало и конец частей.

- Можно ли поменять местами эти части?

Порядок частей менять нельзя, даже если первую часть переписать как объяснение.

При том порядке, какой у автора, читатель подготовлен к решению и сам вместе с Пришвиным стремится обязательно спасти на пожаре драгоценные тетрадки, прежде всего тетрадки. И нет даже той жалости к деньгам, шубе и прочим ценностям, какие могли быть при изменении порядка частей.


Значит, создавая повествование, нужно готовить либо читателя, либо слушателя к тому, о чём далее будет рассказываться, - чтобы читатель мог нужным образом сразу понять последующее развитие действия, воспринять его так, как хотелось бы автору, и согласиться в итоге с той мыслью, которую автор утверждает как основную, то есть как идею.

- Какова же основная мысль автора в этом тексте?

(Размышляя над случаем во время пожара, мы приходим к мысли автора текста, что самое дорогое у человека – его духовные ценности, знание жизни и самого себя, достигнутое на основе длительной умственной и нравственной работы).

Эту мысль Пришвин доказал всей своей писательской жизнью – ни в какое сравнение с его бесценными произведениями не идёт то сгоревшее добро, которое он не успел вытащить из огня.

Духовные ценности – высшие ценности человека.

Пророчески звучит заключение рассказа: «… Волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не сгорели».

И мы имеем возможность их читать.

5. Пересказы учащихся. Словарная работа с текстом.

Прочитаем текст ещё раз, но очень медленно, вдумываясь в каждое слово.

Давайте установим, в каком темпе нужно читать первую часть? Вторую часть?

(Первая часть читается неторопливо, с чувством нескрываемой гордости за свои тетрадки, за свой повседневный труд.)

(Начало второй части интонационно иное.)

Дата и особенно слова «вздумал я», в которых нужно передать сожаление (вроде «дёрнуло меня»), влекут за собой чувство огорчения, раскаяния, ожидания чего-то.

Имея ввиду будущее несчастье, автор сознательно говорит о том, что привёз туда «всю свою библиотеку и всё имущество».

Как человек книжный, на первое место в этом перечислении автор ставит библиотеку – её он не может забыть до сих пор.


Далее будем вести словесный анализ текста. Следующий подзаголовок «Словарная работа».

- Как вы думаете, что для данного текста лучше – «служил агрономом» или «работал агрономом»? Почему?

(лучше подходит употреблённое в тексте словосочетание «служил агрономом», так как всё основное время писатель уделял своему любимому делу, которое в будущем повлияло на его жизнь – он стал писателем).

- Можно ли считать, что предложение « Год за годом проходили …» способствует выразительности мысли о постоянной работе с тетрадками, о быстром их пополнении? Если так, то что этому способствует?

(Прошло много лет, прежде чем собралась такая большая «словесная кладовая». И это долгий труд, требующий много сил, терпения и воли.)

Поэтому, чтобы собрать достаточную коллекцию слов, надо немало времени. И автор долгое время работал над своей коллекцией.

- На протяжении всего повествования автор говорит «тетрадки» (не тетради). А как он ещё называет свой бесценный труд?

Создадим синонимический ряд, выберем из текста слова, которые иначе называют слово «тетрадки», подчёркивая, что это бесценный труд.


Тетрадки – особая тетрадка, моя драгоценная словесная кладовая, кладовая записанных слов и переживаний, волшебные тетрадки.


И вот эти самые тетрадки Пришвин и спас из огня.

- Как по-вашему, останавливался ли Пришвин, хотя бы на мгновение, перед горящим домом? Как это показано в тексте?

(Нет, не останавливался. «Когда я прибежал … Вбежал я …).

- Какие глаголы использует автор, чтобы изобразить свои действия в горящем доме? Запишем их.

(Глаголы движения, причём мгновенного действия: прибежал, вбежал, бросился бежать, бросился к тетрадкам, схватил, больше оставаться нельзя, вылетел, прискакал).

Одним словом, вырисовывается картина моментального решения действовать в сложной ситуации, практически не думая, так как нет времени, автор производит эти действия.

Итак, прочитаем текст ещё раз, попробуем пересказать его, сохраняя авторское использование слов и их соединений.

6. Пересказы учащихся.

7. Написание изложения учащимися.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока развития речи по тексту М.М. Пришвина "Мои тетрадки"

Автор: Мельникова Ирина Анатольевна

Дата: 17.05.2016

Номер свидетельства: 327907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства