kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока разтитя речи в 8 классе.Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающая: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;

Развивающая: развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры;

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока разтитя речи в 8 классе.Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве »

Урок развития речи в 8 классе

Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве


Цели:

Обучающая: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;

Развивающая: развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры;

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Слайд 2

На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращается движение потока людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом поэта.

  1. История создания памятника

  • Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник А. С. Пушкину. Но прежде всего я расскажу об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего рассказа запишите ключевые слова.

Слайд 3

Памятник был открыт в Москве в 1880 году. Его с полным основанием можно назвать не только первым, но и народным памятником А. С. Пушкину. Ведь он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. В конкурсе на лучший памятник участвовали многие выдающиеся скульпторы. Но победил А. М. Опекушин.

Слайд 4

Его жизнь не была радостной и лёгкой. Он родился 11 ноября 1838 года в семье крестьянина, крепостным. Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком. Опекушина отдали на обучение в Петербург.

Его жизнь – это постоянная нужда, болезни и голод юности, потом заботы о семье, нелёгкий труд копииста днём и работа по ночам в мастерской. Свободу свою он купил на скопленные по грошам деньги.

Слайд 5

В 1860 году было принято решение о создании 1-ого памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать памятник великому поэту, и он весь отдался работе.

  1. Отзывы современников о внешности А. С. Пушкина

Внешность Пушкина не была красивой – это всем известно, но лицо его было очень живо, обаятельно. И современники это отмечали. Вот как они его описывали.

Слайд 6

По свидетельству одного из близких друзей А. С. Пушкина поэта В. П. Горчакова, Пушкин был «человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие».

Слайд 7

И. А. Гончаров так описывает наружность поэта: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».

  • Почему так отличаются эти отзывы о внешности Пушкина, как вы думаете? (Горчаков – друг Пушкина, к тому же, видимо, знавший его в юности, а Гончаров – сторонний наблюдатель, он видел Пушкина в поздние годы, которые были для поэта особенно сложными)

  1. История создания (продолжение)

Попробуем представить себе, каким путём зародилась у Опекушина идея памятника. По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия поэта:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь свои мечтам.

Он мог совершенно отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут широкий свободный плащ, сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему.

  1. Открытие памятника

Слайд 8

Послушайте, как об открытии памятника вспоминал писатель Г. Успенский:

«Около двух часов дня, перед глазами большой, хоть и не особенно, толпы, упала скрывающая памятник поэта холстина, и перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим, вдумчивым взором, фигура Пушкина и положительно скажу, все, кто ни был тут, пережили и никогда не забудут не столько сильного, сколько – нового впечатления этой минуты. … Ново было именно это думающее доброе лицо, новое было торжество во имя человека, который и славен только работой своей мысли… Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые»…

Слайд 9

А вот что писали в те дни газеты:

«… И вот среди сбитого с толка и растерявшегося общества, среди тяжёлых условий его жизни, на Тверской площади вдруг встала величавая фигура дорогого народного поэта! Чем-то новым, свежим, живым и свежим пахнуло в душном воздухе, и нам почудилось присутствие великого духа. Грустно смотрит Пушкин вдаль, и тайная мысль заботит открытое чело вдохновенного художника…

«О чём грустит душа поэта?»

Пусть каждый разгадает эту заветную думу и даст себе ответ. Но нам кажется, что дух поэта грустит над нашим настоящим, тревожно смотрит в будущее и призывает нас к иным трудам и подвигам, указывает нам наши стремления».

  • Что объединяет эти воспоминания? (От памятника повеяло чем-то новым, доселе невиданным. Пушкин предстаёт как умный, добрый мыслитель, затаивший глубокую думу)

  1. Беседа. Словарная работа

Слайд 10

  • Давайте рассмотрим памятник в деталях

  • Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)

*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»

Слайд 11

  • Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)

  • Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой - сюртук. Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)

  • Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)

Слайд 12

  • Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу)

  • Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)

  • Слайд 13

  • Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку)

  • Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)

  • Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца, гениального поэта, но в то же время и простого человека)

Слайд 14

  • В какой момент Опекушин изображает поэта? (в момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения)

  • Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойно и приветливо, полно благородства и мысли)

  • Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глаза будто прозревают даль времён)

  1. Составление плана

Составим план нашего сочинения

  • О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)

  • Озаглавьте вступление (1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. 2. Создание памятника и история его открытия)

  • Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения, но и обычного человека)

  • Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)

  • С чего мы начнём описание памятника? (С позы)

  • Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)

  • Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)

  • Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)

  • Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)

  • Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым главным монументом поэту)

  • Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту)


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новичкова Екатерина Алексеевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства