kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по учебной дисциплине "Русский язык" на тему "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Знаки препинания в сложносочиненном предложении".

Цель урока: Совершенствовать пунктационные умения и навыки анализа языковых едениц различного уровня по определенным характеристикам.

Учащийся знакомятся с содержание параграфа "Принцопы русской орфографии" в учебнике В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко "Русский язык. 10 и 11 класс"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по учебной дисциплине "Русский язык" на тему "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"»

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пеннзенский многопрофильный колледж»

Торгово-экономическое отделение














Конспект урока по учебной дисциплине

«Русский язык » на тему





«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»













Преподаватель:

Мишалова Людмила Венадиевна





Пенза,2013


Конспект урока русского языка



Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель этапа:

    • преподаватель – проверить готовность учащихся к выполнению учебных действий;

    • учащиеся – проверить свою готовность к учебной деятельности.

– Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, знакомит с предварительным планом работы.

  1. Актуализация знаний и умений учащихся. Предъявление учебной цели.

Цель этапа:

    • преподаватель – организовать учебную деятельность учащихся, направленную на самостоятельный анализ языковых единиц; мотивировать познавательную активность студентов посредством мини-исследования; выявить уровень сформированности орфографических навыков; предъявить тему и учебную цель занятия;

    • учащиеся – провести анализ языкового материала, сгруппировать языковые единицы в соответствии с поставленной задачей; аргументировать свой выбор.


1. Словарный диктант.

Элегантный костюм, зачарованный зарёй, разглагольствовать до бесконечности, чересчур опасный, превзойти ожидания, широкая панорама, прогнозировать события, грандиозный персонаж, интересное сочетание, стремительно вскочить, уравнять условия, приамурский регион, бессмыслица происходящего, расстелить ковер.


Вопросы преподавателя:

– Трудно ли вам было выполнять это задание? Почему?

– Какое количество орфограмм, по-вашему, нужно знать, чтобы быть по-настоящему грамотным человеком?

– Что такое орфограмма? Подберите синоним, отражающий суть этого понятия (инструкция).

– Определите смысловые различия между словами «инструкция» и «принцип» (в отличие от инструкции принцип выявляет общие закономерности какого-либо явления).

– Какую помощь может оказать нам знание общих закономерностей, основных принципов, которым подчиняется правописание слов в русском языке?

– Распределите примеры из словарного диктанта на группы в зависимости от закономерностей в их правописании.


2. Самостоятельное выполнение задания в парах: устный анализ и группировка языковых единиц, подготовка ответа для выступления.


3. Комментарий преподавателя: положительно оцениваются все попытки произвести и обосновать классификацию языковых единиц, объявляется тема («Принципы русской орфографии») и цель занятия: познакомиться с основными принципами русской орфографии, выявить закономерности подчинения правописания слов определённым принципам.


. Изучение нового материала.

Цель этапа:

    • преподаватель – организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового материала;

    • учащиеся – в процессе самостоятельной работы познакомиться с новым материалом, оценить степень его новизны для себя; сделать обобщающие выводы.


1. Работа в группах.

1 группа. Учащиеся знакомятся с содержанием параграфа «Принципы русской орфографии» в учебнике В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы».

2 группа. Учащиеся знакомятся с аналогичным материалом в учебнике Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

3 группа. Учащиеся, используя ПК, знакомятся с содержанием электронного модуля информационного типа «Графика. Орфография. Принципы русской орфографии» из коллекции Федерального центра цифровых образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/card/10046/grafika-orfografiya-principy-russkoy-orfografii-il.html).

2. Обсуждение результатов работы в группах.

– Перечислите основные принципы русской орфографии. В чем особенность каждого из них? (учащиеся, работавшие с учебником Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, дополняют своих товарищей, называя дифференцирующий принцип).

– Какой из этих принципов, по-вашему, является основным? Почему? (Правописание более 94 % слов в русском языке базируется на морфологическом принципе.)

– Почему традиционный принцип написания иногда называется этимологическим?

– Какую интересную информацию почерпнули вы, работая с содержанием электронного модуля? (Помимо сведений об основных принципах русской орфографии, модуль содержит сведения об истории русской орфографии, о знаменитых лингвистах, занимающихся этой проблемой.)

3. Составление обобщающей схемы «Принципы русской орфографии», отражающей основные характеристики данных принципов.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Цель этапа:

    • преподаватель – организовать деятельность, направленную на формирование обобщенных способов действия с языковыми единицами;

    • учащиеся – в процессе наблюдения над языковым материалом формировать умения работы с языковыми единицами.

– Выпишите из словарного диктанта слова, иллюстрирующие каждый принцип орфографии. Объясните алгоритм действий при выборе написания.

V. Тренировочные упражнения.

Цель этапа:

    • преподаватель – организовать деятельность, направленную на повторение изученных ранее орфограмм и совершенствование орфографических навыков, на предотвращение речевых ошибок с паронимами;

    • учащиеся – в ходе выполнения тренировочных упражнений работать над закреплением орфографических навыков, формированием грамотной речи.


  1. Выполнение индивидуальных заданий у доски с последующей проверкой.

  1. Вставить пропущенные буквы, распределив слова по происхождению: исконно русские и заимствованные.

В…тчина, ар…мат, б…ссейн, б…стовать, зап…чатлён, гв…здика, бл…кнот, дост…верный, исп…щрённый, г…рбарий, гр…ндиозный, диаг…наль, к…варный, п…лисадник, т…ржество.

– По какому принципу пишутся пропущенные буквы в словах? (Традиционный.) Можно ли проверить правописание некоторых из них, обратившись к этимологии слов.

  1. Замените данные словосочетания синонимичными словами с приставками на -з, -с.

Не требующий оплаты (бесплатный), отсутствие денег (безденежье), не обладающий правами (бесправный), не причиняющий боли (безболезненный), отсутствие власти (безвластие), не имеющий голоса (безголосый), головной убор матроса (бескозырка), необъятный (бескрайний), отсутствие людей (безлюдье).

– Какому принципу подчинено правописание составленных слов? (Фонетический.)

  1. Фронтальная работа (выполняется параллельно с индивидуальными заданиями).

– Распределите в два столбика слова с суффиксами -ова-/-ева- и –ыва-/-ива-. Какому принципу подчинено написание суффиксов в словах? (Морфологический.) Объясните правописание слов.

Ревновать, выздоравливать, проветривать, командовать, потчевать, заведовать, перебрасывать, перекапывать, наклеивать, подрисовывать, танцевать, воевать, отвоёвывать.


3.Работа по предотвращению речевых ошибок в употреблении паронимов.

– С предложенными паронимами составьте словосочетания так, чтобы определялась разница в значениях. Какие принципы правописания представлены в данных словах?

Рассудительный – рассудочный (фонетический), редкий – редкостный (морфологический), эффектный – эффективный (традиционный).


V. Первичный контроль знаний.

Цель этапа:

    • преподаватель – проверить степень усвоения новых знаний на начальном этапе, выявить пробелы.

    • учащиеся – в ходе выполнения заданий определить наиболее трудные для себя моменты.

1. Базовый уровень – выполнение заданий электронных модулей практического типа из коллекции ФЦИОР (тема «Грамматика. Орфография. Принципы русской орфографии»). Выполненное задание сохраняется в электронном портфолио учащегося и затем проверяется преподавателем.

- http://fcior.edu.ru/card/8151/grafika-orfografiya-principy-russkoy-orfografii-il.html

- http://fcior.edu.ru/card/6187/grafika-orfografiya-principy-russkoy-orfografii-il.html

2. Углубленный уровень – аспектный анализ текста.

– Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на вопросы.

Слово «стилистика» пришедшее в русский из французского языка является производным от греческого «стилос». Так древние греки называли палочку с заостренным концом с помощью которой писали на покрытой воском дощечке. Вопросы стилистики своими корнями восходят к учению античных мыслителей о понятиях и нормах правильной речи о способах организации хорошего стиля. Для стилистики важно чтобы речь была правильной чтобы она была выразительной и конечно могла воздействовать на ум и чувства читателя и слушателя.

- Определите тип речи и стиль представленного фрагмента. Обоснуйте свой ответ. В произведениях какого формата можно встретить подобный текст?

- Из причастного оборота выпишите словосочетание с согласованием («русский язык»). Какое из слов в словосочетании опирается на традиционный принцип, какое – на морфологический?

– Из придаточного определительного предложения выписать словосочетание с управлением («писали на дощечке»). На каком принципе базируется правописание обоих слов?

– В предложении с однородными членами найдите слова, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом орфографии. (Античный, мыслители, вопросы.)


V. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа:

    • преподаватель – подвести итоги занятия, дать оценку проделанной учащимися работе, создать условия для анализа учащимися своей учебной деятельности;

    • учащиеся – осмыслить свою учебную деятельность на занятии.


  1. Преподаватель подводит итоги деятельности учащихся на занятии, выставляет оценки, обосновывает их, дает рекомендации по устранению ошибок.

  2. Преподаватель

– Проанализировав свою деятельность на занятии, продолжите высказывания:

«Сегодня мы познакомились с….. и научились…», «Наиболее трудным для меня оказалось…», «Знание принципов русской орфографии необходимо для…», «Наиболее полезной для меня оказалась информация о …», «Вызвало сомнения (несогласие) утверждение о том, что…».


V. Домашнее задание.

Цель этапа:

    • преподаватель – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

    • учащиеся – записать д.з.; выяснить непонятные для себя моменты.


1 вариант. Выполнить упражнение № 104 из учебника В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

2 вариант. Подобрать языковой материал для выборочно-распределительного диктанта по теме «Принципы русской орфографии».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мишалова Людмила Венадиевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства