Цели урока:
1. Формирование умения "читать” картину, понимать идейный замысел художника.
2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника П. Брейгеля, репродукция картины "Охотники на снегу".
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного нидерландского художника Питера Брейгеля. Вам предстоит написать сочинение по одной из его картин.
(Портрет художника).
2. Подготовительная беседа
О жизни Питера Брейгеля сохранилось не очень много сведений. Например, мы не знаем точной даты его рождения. Учёные говорят, что будущий художник появился на свет между 1525 и 1530 гг. Но как бы там ни было, в 1545 году человек по имени Питер Брейгель пришёл в большой город Антверпен. Там он начинает изучать живопись настойчиво, увлечённо. И теперь спустя почти 500 лет картины Брейгеля поражают и завораживают. Кажется, что художник поднимался над повседневностью на крыльях своего таланта. На своих картинах он чаще всего изображал крестьян. Отсюда у Питера Брейгеля появилось прозвище Мужицкий. Крестьяне строили дамбы, сеяли зерно, собирали урожай, ходили зимой на охоту, строили дома, растили детей – всему этому и посвящено творчество Брейгеля. Картину «Охотники на снегу» мы с вами сегодня рассмотрим подробно. У Брейгеля был целый цикл картин, посвящённых временам года, но сохранилось только пять, и эта картина самая известная.
3. Оформление работы.
- Итак, открыли все тетради и записали: число, сочинение по картине П. Брейгеля «Охотники на снегу».Обратите внимание, как пишется слово СОЧИНЕНИЕ, правильно напишите фамилию художника.
(запись на доске)
4. Знакомство с картиной
- А теперь отложите тетради в сторону. Вот эта картина, посмотрите на нее. Как вы думаете, почему картина называется «Охотники на снегу», ведь на ней изображены и другие люди?
(Охотники являются главной деталью композиции. Они вместе с собаками целенаправленно движутся из нижнего левого края к центру картины. Такая композиция помогает нам понять пространственную глубину картины и увидеть изображённый мир перспективно удалённым, хотя он и написан на плоской доске. Все фигуры на заднем плане хорошо прорисованы, это даёт ощущение очень чистого зимнего воздуха)
- Теперь давайте выясним, что ещё вы видите на этой картине?
(ответы детей).
4. Беседа по содержанию картины.
- Давайте подробно опишем каждый фрагмент картины. В картине Брейгель использовал особый приём – это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины. Художник располагается как бы на пригорке у куста, поэтому долина видна как на ладони.
· Что изображено на переднем плане? ( По заснеженному холму шагают замёрзшие охотники со сворой собак. Они стремятся к теплу домашнего очага. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Зеленые и красно-коричневые наряды охотников четко отделяются от снежного фона. Три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них)
· Ближе всего к нам изогнутые ветви кустарника. Обратите на него внимание.
(На ветках еще сохранились редкие пожелтевшие листья. Зима, видно, началась недавно, и порывистый зимний ветер еще не успел оборвать всю листву).
· Слева гостиница, на ней вывеска с надписью «У оленя» и изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Что ещё вы видите на этом фрагменте?
(Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы приготовить свинью.)
· Теперь рассмотрим другой фрагмент картины. Что здесь изображено?
(водяная мельница. Ее колесо покрывают сосульки — в них превратились водяные струи, стекавшие с колеса, когда оно было остановлено на зиму. По каменному мосту, шагает крестьянка в белом фартуке с вязанкой хвороста на плечах).
· Обратите внимание на речку и пруд. Что произошло с ними зимой?
(Река и пруды замерзли, они скованы зеленоватым льдом)
· Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Посмотрите внимательно на них. Чем они занимаются? Как они одеты?
(На льду играют дети — девочки в красных платьях и белых чепцах и мальчики в темных костюмах с круглыми шапками на голове. Они катаются на коньках и санках. А если мы поглядим внимательней, то увидим, что в руках у многих ребят клюшки и они гоняют по льду что-то вроде шайб: играют в старинный хоккей.)
· Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей, окружающую их природу?
(возникнет чувство свежести, радостное ощущение, что недавно выпал первый снег, недавно наступили первые морозы. Звонкая радостная ясность охватывает душу. Несмотря на обыденную суету, праздничный вид имеют заснеженные улицы, нарядные домики, башенки, колокольня, возвышающаяся вдали. Над всем этим белым великолепием, уходящим далеко за горизонт, разливается покой и счастье)
- Посмотрите на дорогу, которая тянется вдаль, в направлении гор. Что здесь изображено?
(медленно движется груженая телега с высокими колесами — ее тянет пара лошадей) - Печи в домах, видно, уже истопили — над трубами ни единого дымка.
· Вдалеке за церковью изображен дом, к которому сбежались люди. Рассмотрите внимательно этот фрагмент картины, что происходит?
(У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур)
· Широко раскинув крылья, над головами людей летит птица. Она отмечает и высоту, и глубину изображенного пространства. Без нее сразу потеряются пространственные ориентиры.
(На тонких черных ветвях деревьев сидят черные вороны. Большая черная птица летит мимо этих деревьев к далеким утесам)
· Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора. Что вы видите на дальнем плане?
(расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы. Кажутся таинственными и одинокими заснеженные скалы у горизонта. Покрытые снегом вершины утесов возвышаются на горизонте, замыкая огромное пространство, запечатленное на картине.)
- Мы подробно рассмотрели отдельные фрагменты картины. Скажите, какие краски использовал художник для изображения неба, речки, пруда, людей?
(Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелеными оттенками льда и неба и белизной снега. Оранжевым пламенем полыхает костер, разведенный на снегу. Столь противоположные тона, теплые и холодные, не спорят между собой, а создают общую чудесную гармонию красок)
- Какое настроение создаётся у вас при взгляде на картину?
(Ощущение умиротворения и спокойствия создается во многом благодаря колориту картины. Главная мысль понятна каждому: счастье - в обычном мирном труде на бескрайних просторах земли, которая должна быть для человека уютным домом, а не обителью печали)
5. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения.
- Давайте подберём опорные слова и словосочетания, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо (небесный свод, небесная вышина) – высокое, зеленовато-серое, величавое, холодное, спокойное, голубовато-бирюзовое, холодное, бездонное
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий.
Снег – белый, пушистый, чистый.
Крыши – островерхие, заснеженные
Деревья – поднявшиеся к небу
Скалы (утёсы, вершины) – величественные, далёкие, таинственные, одинокие, покрытые снегом
Охотники – усталые, замёрзшие, сопровождаемые собаками
Картина, полотно, пейзаж
Разворачивается панорама, передний/задний план, бесконечное пространство открывается взору, тишина зимнего дня, завораживающая тишина, гармония человека и природы, изогнутые ветви кустарника, заняты повседневным делами, человеческие фигуры, зеленые и красно-коричневые наряды охотников, белое великолепие, ощущение умиротворения, нежно голубеет лед рек и прудов, колесо покрывают сосульки, крестьянка в белом фартуке, извивается узкая речка, скованы зеленоватым льдом, катаются на коньках и санках, чувство свежести, радостное ощущение, холодные цвета зимы, бескрайние просторы земли
6. Составление плана.
1. Лучшая картина цикла П. Брейгеля - "Охотники на снегу"
2. Описание картины:
Ø Охотники и собаки, кустарник;
Ø Гостиница;
Ø Мельница и крестьянка с хворостом;
Ø Дети, катающиеся на коньках;
Ø Гружёная повозка;
Ø Горящий дом;
Ø Птицы и деревья;
Ø Скалы;
Ø Цвета и оттенки в картине.
3. Взаимосвязь с личными ощущениями, переживаниями, эмоциональный настрой картины (впечатление, произведённое картиной)
7. Пример сочинения.
Лучшая картина цикла - "Охотники на снегу". Картина Брейгеля является частью серии из шести картин, изображающих времена года. Именно в ней художнику удалось подняться до самых вершин своего творчества. Когда смотришь на полотно, бесконечное пространство открывается взору.
По заснеженному холму шагают замёрзшие охотники со сворой собак. Они стремятся к теплу домашнего очага. Снег недавно выпал: ноги проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Зеленые и красно-коричневые наряды охотников четко отделяются от снежного фона. Три уставших и понурых человека, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. По склону холма сбегают вниз крестьянские кирпичные домики с островерхими заснеженными крышами.
Ближе всего к нам изогнутые ветви кустарника. На них еще сохранились редкие пожелтевшие листья. Зима, видно, началась недавно, и порывистый зимний ветер еще не успел оборвать всю листву.
Слева - гостиница, на ней вывеска с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы приготовить свинью. Оранжевым пламенем полыхает костер, разведенный на снегу. Столь противоположные тона, теплые и холодные, не спорят между собой, а создают общую чудесную гармонию красок.
Чуть дальше — водяная мельница. Ее колесо покрывают сосульки — в них превратились водяные струи, стекавшие с колеса, когда оно было остановлено на зиму. По каменному мосту шагает крестьянка в белом фартуке с вязанкой хвороста на плечах.
Река и пруды замерзли, они скованы зеленоватым льдом. Пасмурное небо тоже кажется серовато-зеленым. На льду играют дети — девочки в красных платьях и белых чепцах и мальчики в темных костюмах с круглыми шапками на голове. Они катаются на коньках и санках. А если мы поглядим внимательней, то увидим, что в руках у многих ребят клюшки и они гоняют по льду что-то вроде шайб: играют в старинный хоккей.
По дороге, которая тянется вдаль, в направлении гор, медленно движется груженая телега с высокими колесами — ее тянет пара лошадей. Печи в домах, видно, уже истопили — над трубами ни единого дымка.
У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур.
На тонких черных ветвях деревьев сидят черные вороны. Большая черная птица летит мимо этих деревьев к далеким утесам. Покрытые снегом вершины утесов возвышаются на горизонте, замыкая огромное пространство, запечатленное на картине.
Едва поглядишь на эту картину, как возникнет чувство свежести, радостное ощущение, что недавно выпал первый снег, недавно наступили первые морозы. Звонкая радостная ясность охватит душу.
Картина Брейгеля написана более четырехсот лет назад, но до сих пор ею не устают восхищаться люди. Глядя на эту картину, возникает ощущение умиротворения и спокойствия. Главная мысль понятна каждому: счастье - в обычном мирном труде на бескрайних просторах земли, которая должна быть для человека уютным домом.
Картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля признана одним из величайших шедевров мировой пейзажной живопис них просторах земли, которая должна быть для человека уютным домом.
Картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля признана одним из величайших шедевров мировой пейзажной живописи.