Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»»
Конспект урокапо теме
«Правописание -Н-НН-в суффиксах причастий и прилагательных»
Данный конспект урока может быть использован учителями русского языка на уроках повторения и обобщения материала по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных» в 10-11 кл.
Цель: повторить правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных. Задачи:
1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий».
2. Закрепить умение написания -Н-НН- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.
3. Развивать логическое мышление учащихся (при работе с алгоритмами выбора написания Н и НН), их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.
Оборудование: справочные таблицы с правилами «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»; карточки с заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент
II. 1) Обобщение и систематизация материала (написание причастий и отглагольных прилагательных)
Задание 1: определить части речи.
а) блестящие выступления (прилагательное)
блестящие от радости глаза (причастие)
б) Крашеный пол (отглагольное прилагательное)
Крашенный дома пол (причастие)
Слово учителя: сведения об отглагольных прилагательных, их отличие от причастий.
Алгоритм рассуждения выбора написания Н и НН в данных словах:
есть в слове приставка (кроме НЕ-)?
есть ли зависимые слова?
оканчивается ли слово на –ованный, -ёванный?
от глагола какого вида образовано слово?
Зачитывание пункта справочной таблицы о написании Н в отглагольных прилагательных и причастиях.
2)Закрепление написания отглагольных прилагательных и причастий
Задание 2 (на карточке): образовать от глагола прилагательное и причастие, составить словосочетания, объяснить написание -Н- и -НН-:
Образец: белить (гл. нес.вида) - белёный дом (прил.), давно побеленные стены (прич.);
5)Повторение материала (написание слов, где -Н входит в состав корня)
Задание 4: определить часть речи, объяснить написание Н, подобрать однокоренные слова: юный, зеленый, пряный, румяный
6)Повторение и закрепление материала (написания слов, написание которых зависит от значения)
Задание 5 (на карточке): составить словосочетания со следующими словами:
ветреный (т.е. =с ветром) - день, погода; в переносном – юноша (с ветром голове);
ветряной (приводимый в движение ветром) - двигатель, мельница.
Слово учителя: оба эти слова пишутся с Н: ветреный – исключение, ветряной - по правилу.
безветренный - с НН, когда добавляется приставка - это уже не исключение, поэтому пишется по правилу.
Задание 6 (на карточке): вставить пропущенные буквы.
маслЕный (=пропитанный, запачканный) блин; в переносном значении – глаза, неделя
маслЯный (=из масла, на масле) двигатель, насос.
7)Обобщение и систематизация
Задание 7 (на карточке): найдите ошибки в рассуждениях.
Стреляный воробей пишется с Н, т.к. образовано от глагола стрелять несовершенного вида.
Бешенные деньги пишется с НН, т.к. это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.
Заколдованый круг пишется с Н, т.к. суффикс -АН- пишется с одной Н.
Нехоженые тропы пишется с Н, т.к. образовано от глагола ходить несовершенного вида, а приставка НЕ- не учитывается.
Кованная мастером изгородь пишется с НН, т.к. это причастие, у которого есть зависимое слово.
8)Повторение и закрепление
Задание 8: определить в какой форме даны слова, определить часть речи. Затем самостоятельно подобрать примеры слов в каждую колонку.
деревья зелены
клятва священна
поле засеяно
9) Повторение материала (написание слов-исключений)
Задание 9 (на карточке): «Третий лишний»
ряженая невеста, посаженый отец, названый брат
ряженая невеста – лишнее, т.к. пишется по правилу (рядить – НСВ); посаженый отец, названый брат – являются исключениями, также как и приданое невесты, смышленыйребенок.
Дать определение словам посаженый отец, названый брат.