kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»»

Конспект урока по теме

«Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»



Данный конспект урока может быть использован учителями русского языка на уроках повторения и обобщения материала по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных» в 10-11 кл.



Цель: повторить правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных. Задачи:

1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий».

2. Закрепить умение написания -Н-НН- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

3. Развивать логическое мышление учащихся (при работе с алгоритмами выбора написания Н и НН), их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Оборудование: справочные таблицы с правилами «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»; карточки с заданиями.



Ход урока

I. Организационный момент

II. 1) Обобщение и систематизация материала (написание причастий и отглагольных прилагательных)

Задание 1: определить части речи.

а) блестящие выступления (прилагательное)

блестящие от радости глаза (причастие)

б) Крашеный пол (отглагольное прилагательное)

Крашенный дома пол (причастие)



Слово учителя: сведения об отглагольных прилагательных, их отличие от причастий.

Алгоритм рассуждения выбора написания Н и НН в данных словах:

  • есть в слове приставка (кроме НЕ-)?

  • есть ли зависимые слова?

  • оканчивается ли слово на –ованный, -ёванный?

  • от глагола какого вида образовано слово?

Зачитывание пункта справочной таблицы о написании Н в отглагольных прилагательных и причастиях.



2) Закрепление написания отглагольных прилагательных и причастий

Задание 2 (на карточке): образовать от глагола прилагательное и причастие, составить словосочетания, объяснить написание -Н- и -НН-:

Образец: белить (гл. нес.вида) - белёный дом (прил.), давно побеленные стены (прич.);

  • плести - плетеное кресло - сплетенная дедушкой корзина

  • кипятить - кипяченая вода - вскипяченный утром чайник

  • ковать - кованый сундук - кованная мастером калитка

  • варить - вареные овощи - сваренный на обед суп

  • вязать - вязаный свитер - связанный бабушкой свитер





3) Повторение материала

(Повторение написания отыменных прилагательных)

Вопрос: Как пишутся суффиксы с Н в полных прилагательных, образованных от существительных?

Зачитывание пункта справочной таблицы о написании Н в полных прилагательных, образованных от существительных.



4) Закрепление написания отыменных прилагательных

Задание 3(на карточке): распределить прилагательные по группам:



-ан-,-ян-;-ин-

-онн-, -енн-

н -н-

лебединый

серебряная

кожаный

дискуссионный письменная государственный

каменный

иностранный

парусинные






Слово учителя: Суффиксы -АН- ,-ЯН- имеют значение « сделанный из…».

Алгоритм определения верного написания гласных в суффиксах –ан-,-ян-, -енн- по М.М. Разумовской:

1. Ударение на окончании?


да нет


-ан-(-ян-)


2. Есть значение «состоящий, сделанный из чего-нибудь?»


да нет


-ан-(-ян-) -енн-

Исключения: клюквенный, тыквенный, огненный, соломенный



5) Повторение материала (написание слов, где -Н входит в состав корня)

Задание 4: определить часть речи, объяснить написание Н, подобрать однокоренные слова: юный, зеленый, пряный, румяный



6) Повторение и закрепление материала (написания слов, написание которых зависит от значения)

Задание 5 (на карточке): составить словосочетания со следующими словами:

ветреный (т.е. =с ветром) - день, погода; в переносном – юноша (с ветром голове);

ветряной (приводимый в движение ветром) - двигатель, мельница.

Слово учителя: оба эти слова пишутся с Н: ветреный – исключение, ветряной - по правилу.

безветренный - с НН, когда добавляется приставка - это уже не исключение, поэтому пишется по правилу.

Задание 6 (на карточке): вставить пропущенные буквы.

  • маслЕный (=пропитанный, запачканный) блин; в переносном значении – глаза, неделя

  • маслЯный (=из масла, на масле) двигатель, насос.



7) Обобщение и систематизация

Задание 7 (на карточке): найдите ошибки в рассуждениях.

  • Стреляный воробей пишется с Н, т.к. образовано от глагола стрелять несовершенного вида.

  • Бешенные деньги пишется с НН, т.к. это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.

  • Заколдованый круг пишется с Н, т.к. суффикс -АН- пишется с одной Н.

  • Нехоженые тропы пишется с Н, т.к. образовано от глагола ходить несовершенного вида, а приставка НЕ- не учитывается.

  • Кованная мастером изгородь пишется с НН, т.к. это причастие, у которого есть зависимое слово.



8) Повторение и закрепление

Задание 8: определить в какой форме даны слова, определить часть речи. Затем самостоятельно подобрать примеры слов в каждую колонку.



деревья зелены

клятва священна

поле засеяно







9) Повторение материала (написание слов-исключений)

Задание 9 (на карточке): «Третий лишний»

ряженая невеста, посаженый отец, названый брат

ряженая невеста – лишнее, т.к. пишется по правилу (рядить – НСВ); посаженый отец, названый брат – являются исключениями, также как и приданое невесты, смышленый ребенок.

Дать определение словам посаженый отец, названый брат.

III. Обобщение и закрепление

Словарный диктант

Вязанный бабушкой свитер, масленая каша, нехоженая дорога, ветреная погода, масляное пятно, скошенная трава, серебряное украшение, напуганный кот, вытканный ковер, безветренная зима, бешеный пульс, заколдованный круг, плетенная давно корзина, победа желанна, уроки сделаны, иностранная монета, традиционный обряд, девушка юна, стреляный воробей, посаженый отец.



IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по теме «Правописание -Н-НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Автор: Рыбаренко Евгения Юрьевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137737


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства