kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в технологической карте "Как определить падеж неизменяемых имён существительных". 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выстроен в технологической карте в соответствии с учётом требований ФГОС: этапы урока, содержание деятельности учителя и учащегося; формируемые способы деятельности учащихся.

Тип урока: освоение нового материала.

Педагогические задачи: Создать условия для ознакомления с алгоритмом определения падежа неизменяемых имён существительных; учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; совершенствовать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; способствовать развитию умений обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в учебнике; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапам урока; определять самостоятельно критерии оценивания, давать само и взаимооценки.

коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

личностные: пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Несклоняемые имена сущ»


Тема: Как определить падеж неизменяемых имен существительных

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с алгоритмом определения падежа неизменяемых имен существительных; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных; учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; совершенствовать умения исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; способствовать развитию умений обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с алгоритмом определения падежа неизменяемых имен существительных; с происхождением и значением несклоняемых существительных; научатся правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; определять падеж неизменяемых имен существительных в предложении; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи; выражать уважительное отношение к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке









Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Мотивация








Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!

Сядьте в парах. Проверьте выполнение д/ задания.

(Жетоны)

Без ошибок - «5» (жёлтый жетон)

1-2 ошибки – «4» (зелёный жетон)

3-4 ошибки – «3» (зелёный жетон)

5 и более – «2» (красный жетон)

Наш урок: открытие новых знаний. Построим его план (Слайд 2)

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).




Рассказывают о выполненной дома работе

Отвечают на вопросы учителя, называют основные моменты урока.


Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта.

.







Продолжение табл.

1

2

3

4

II.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (работе
по тетради).

Минутка чистописания

Проводит минутку чистописания.

– Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.


– Главный член предложения, который отвечает на вопрос «что делать?».

– Главная неизменяемая часть слова.

– Непроизносимая согласная в слове «солнце».

– Изменяемая часть слова.

– Имена существительные бывают собственные и…

– Существительные имеют форму множественного и …

– В какой форме стоят существительные единственного числа, именительного падежа?

– Гласная буква, которая пишется в слоге «жи»?

– Соединительная гласная в сложном слове «вездеход».

– Прочитайте получившееся слово. (Слайд 3)

– Запишите это слово красиво на следующей строке три раза.

Сформулируем тему урока, (Слайд 4)

Выясним что вы уже знайте о склонениии?

– Что называется склонением? (Слайд 5)

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите их по порядку. (Слайд 6)

- Как определить падеж имён существительных? (Слайд 7)


Выполняют чистописание. Записывают буквы и буквосочетания.

С К Л О Н Е Н И Е


– Сказуемое.

– Корень.

– Л.

– Окончание.

– Нарицательные.

– Единственного числа.


– Начальная форма.

– И.

– Е.


– Склонение.

- Откроем тайну склонения.

– Склонение – изменение существительных по падежам.

– 6 падежей.

– Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-казанные мнения по существу полученного задания



Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа над словами с непроверяемым написанием




III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

1. Нужно найти слово, от которого зависит имя существительное, и от этого слова задать вопрос.

2. По падежному вопросу и предлогу.

3. По роли в предложении (Слайд 8)


Следующий этап работы ( Слайд 9)

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте задание 124. Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 10)

Взаимопроверка. (Слайд 10)


Следующий этап урока. (Слайд 11)


Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Работа в группах

Проблемный вопрос: Все ли имена существительные изменяются по падежам. т.е. склоняются?

– Подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму. (Слайд 12)


-Сегодня на уроке будем учиться определять падеж неизменяемых имен существительных

Выполняют задание.







Взаимопроверка.

Библиотека, радио, шофер, шоссе, билет, кофе, пассажир, вокзал, телефон, коллекция, эскимо, солнце, метро, такси.







Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.


Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу







Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом
















Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.


Свой творческий отчёт представляет 1-ая группа(Слайд 13-14)

Проверка

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) (Слайд 15)


Свой творческий отчёт представляет 2-ая группа(Слайд 16-17)

- Что особенного вы заметили при склонении этих имен существительных? (Слайд 18)

- Некоторые существительные не изменяются по падежам. Во всех падежах они имеют одну и ту же форму (Слайд 18)

- Как называются такие имена существительные?

(Слайд 19)

- Какие имена существительные к ним относятся? (Слайд 20)

- Сформулируйте точную тему нашего урока.

(Слайд 21)

- Как определить падеж несклоняемых имен существительных? (Слайд 22)


Следующий этап работы ? (Слайд 23)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.


Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

В прописи

(упражне-

ние 125)


Работа

В учебнике

(упражне-

ние 151)










Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте стихотворение О. Захарова. Почему вы улыбнулись? Что интересного и необычного в этом стихотворениии?

- Подчеркните предложение, где имя существительное пальто употреблено в правильном падеже. (Слайд 24)


– Прочитайте стихотворение О. Григорьева. Почему строчки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол «одел», а когда – «надел»? (Приложение 1)

– Рассмотрите рисунок и объясните, когда в речи употребляются глаголы «одеть» и «надеть».



– По каким признакам можно определить падеж имени существительного «пальто»? (По вопросам, так как слово «пальто» не изменяется.)


Отвечают на заданные вопросы.







Объясняют, когда в речи употребляются глаголы «одеть» и «надеть».








Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию










Окончание табл.

1

2

3

4

VI. Итог урока. Рефлексия


















Домашнее

задание

Следующий этап урока (Слайд 25)

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называются неизменяемыми?

– Сколько падежей у имени существительного?

– Перечислите падежи.

– На какие падежи стоит обратить особое внимание, чтобы не перепутать их между собой?

– Как определить падеж неизменяемых имен существительных?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

(Слайд 26)





Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить в учебнике упр.152, или со с. 158 учебника выписать 5 несклоняемых существительных и записать с ними предложения. (Слайд 27-28)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.



Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…





Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


















Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи



Приложение 1

Работа по учебнику (упражнение 151)

Одеть – кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…

Надеть – что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-нибудь, что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Пальто – [палто́] – 2 слога.

п – [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

а – [а] – гласный, безударный;

л – [л] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

ь – [ ]

т – [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о – [о] – гласный, ударный.

––––––––––––––––––––––––––––

6 букв, 5 звуков.



Просмотр содержимого документа
«карточки помощницы»

Карточка – «Помогай-ка»

Проблемный вопрос: Все ли имена существительные изменяются по падежам. т.е. склоняются? Подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.



  1. Расскажите какое задание выполняла группа.

(Мы искали ответ на проблемный вопрос ... )

  1. Что вы предприняли для выполнения задания.

а) Мы изменили имена существительные по падежам;

б)Нашли и подчеркнули имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.

  1. Представьте результат своей работы.

( Назовите эти имена существительные.)

  1. Оцените работу своей группы

а) Группа ( полностью, частично) справилась с работой

б) Группа не справилась с работой.





Карточка – «Помогай-ка»

Проблемный вопрос: Все ли имена существительные изменяются по падежам. т.е. склоняются? Подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.

  1. Расскажите какое задание выполняла группа.

(Мы искали ответ на проблемный вопрос ... )

  1. Что вы предприняли для выполнения задания.

а) Мы изменили имена существительные по падежам;

б)Нашли и подчеркнули имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.

  1. Представьте результат своей работы.

( Назовите эти имена существительные.)

  1. Оцените работу своей группы

а) Группа ( полностью, частично) справилась с работой

б) Группа не справилась с работой.

Просмотр содержимого презентации
«Склонение имён существительных»

Презентация к уроку по теме:  «Как определить падеж неизменяемых имён существительных». Миронова Раиса Александровна,  учитель начальных классов  МБОУ Ямновская общеобразовательная школа С. Ямново

Презентация к уроку по теме: «Как определить падеж неизменяемых имён существительных».

Миронова Раиса Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ Ямновская общеобразовательная школа

С. Ямново

Наш девиз: Запрещается лениться!  Не болтать и не крутиться!  Лишь учиться и трудиться!  В жизни это пригодится!

Наш девиз:

Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодится!

План урока Словарная работа Минутка чистописания Подготовка к новой теме (что мы уже знаем?) Изучение новой темы Закрепление изученного Итог урока Домашнее задание

План урока

Словарная

работа

Минутка

чистописания

Подготовка

к новой теме

(что мы уже знаем?)

Изучение

новой темы

Закрепление

изученного

Итог

урока

Домашнее

задание

Склонение 900igr.net

Склонение

900igr.net

Откроем тайну склонения 900igr.net

Откроем тайну склонения

900igr.net

Склонение имен существительных  Склонение - это изменение существительных по падежам

Склонение имен существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам

В русском языке 6 падежей И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п.  О ком? О чем?

В русском языке 6 падежей

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Т.п. Кем? Чем?

П.п. О ком? О чем?

Как определить падеж имен существительных?

Как определить падеж имен существительных?

Чтобы определить падеж имен существительных:  1. Нужно найти слово, от которого зависит имя существительное, и от этого слова задать вопрос.  2. По падежному вопросу и предлогу.  3. По роли в предложении

Чтобы определить падеж имен существительных:

1. Нужно найти слово, от которого зависит имя существительное, и от этого слова задать вопрос.

2. По падежному вопросу и предлогу.

3. По роли в предложении

План урока Словарная работа Минутка чистописания Подготовка к новой теме (что мы уже знаем?) Изучение новой темы Закрепление изученного Итог урока Домашнее задание

План урока

Словарная

работа

Минутка

чистописания

Подготовка

к новой теме

(что мы уже знаем?)

Изучение

новой темы

Закрепление

изученного

Итог

урока

Домашнее

задание

Словарная работа Б..блиотека,рад..о, ш..фёр, ш..ссе, б..лет, кофе, п..сс..жир, в..кзал, т..л..фон, к..ллекция, эскимо, со..нце, м..тро, такси. и и о о а а и е о е о л е

Словарная работа

Б..блиотека,рад..о, ш..фёр,

ш..ссе, б..лет, кофе, п..сс..жир, в..кзал, т..л..фон, к..ллекция, эскимо, со..нце, м..тро, такси.

и

и

о

о

а

а

и

е

о

е

о

л

е

План урока Словарная работа Минутка чистописания Подготовка к новой теме (что мы уже знаем?) Изучение новой темы Закрепление изученного Итог урока Домашнее задание

План урока

Словарная

работа

Минутка

чистописания

Подготовка

к новой теме

(что мы уже знаем?)

Изучение

новой темы

Закрепление

изученного

Итог

урока

Домашнее

задание

Все ли имена сущестительные изменяются по падежам?  (Работа в группах упр.124) Найдите и подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму. 1группа – первые 7 слов 2группа – следующие 7 слов . Для этого измените каждое  слово по падежам  12

Все ли имена сущестительные изменяются по падежам? (Работа в группах упр.124)

Найдите и подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют

одну и ту же форму.

1группа – первые 7 слов

2группа – следующие 7 слов .

Для этого измените каждое

слово по падежам

12

Отчет 1-ой группы о проделанной работе 1. Расскажите какое задание выполняла группа. 2. Что вы предприняли для выполнения задания. 3. Представьте результат своей работы. 4. Оцените работу своей группы.  Проверь себя!

Отчет 1-ой группы о проделанной работе

1. Расскажите какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Проверь себя!

И.п. Радио, шоссе, кофе  Р.п. Радио, шоссе, кофе  Д.п. Радио, шоссе, кофе  В.п. Радио, шоссе, кофе  Т.п. Радио, шоссе, кофе  П.п. Радио, шоссе, кофе Молодцы!

И.п. Радио, шоссе, кофе

Р.п. Радио, шоссе, кофе

Д.п. Радио, шоссе, кофе

В.п. Радио, шоссе, кофе

Т.п. Радио, шоссе, кофе

П.п. Радио, шоссе, кофе

Молодцы!

Физкульт-минутка 900igr.net

Физкульт-минутка

900igr.net

Отчет 2-ой группы о проделанной работе 1. Расскажите какое задание выполняла группа. 2. Что вы предприняли для выполнения задания. 3. Представьте результат своей работы. 4. Оцените работу своей группы.  Проверь себя!

Отчет 2-ой группы о проделанной работе

1. Расскажите какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

Проверь себя!

И.п. Эскимо, метро, такси  Р.п. Эскимо, метро, такси  Д.п. Эскимо, метро, такси  В.п. Эскимо, метро, такси  Т.п. Эскимо, метро, такси  П.п. Эскимо, метро, такси Молодцы!

И.п. Эскимо, метро, такси

Р.п. Эскимо, метро, такси

Д.п. Эскимо, метро, такси

В.п. Эскимо, метро, такси

Т.п. Эскимо, метро, такси

П.п. Эскимо, метро, такси

Молодцы!

Что вы заметили особенного при склонении этих имен существительных? Некоторые существительные  не изменяются по падежам.  Во всех  падежах они  имеют одну и ту же форму

Что вы заметили особенного при склонении этих имен существительных?

Некоторые существительные не изменяются по падежам. Во всех падежах они имеют одну и ту же форму

Как называются такие имена существительные?  Прочитайте правило на стр.88 учебника. Несклоняемые

Как называются такие имена существительные?

Прочитайте правило на стр.88 учебника.

Несклоняемые

К несклоняемым именам существительным относятся: 1. Существительные иноязычного происхождения, собственные и нарицательные, с конечными гласными – о , - е , - и , - у , - ю  и с конечным ударным – а  Например: пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Дюма

К несклоняемым именам существительным относятся:

1. Существительные иноязычного происхождения, собственные и нарицательные, с конечными гласными

– о , - е , - и , - у , - ю

и с конечным ударным – а

Например: пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Дюма

Тема: Как определить падеж несклоняемых имён существительных. 900igr.net

Тема: Как определить падеж несклоняемых имён существительных.

900igr.net

Как определить падеж несклоняемых имен существительных?  1.По падежному вопросу и предлогу 2 . Можно подставить слова  «лиса»  Молодцы!

Как определить падеж несклоняемых имен существительных?

1.По падежному вопросу и предлогу

2 . Можно подставить слова

«лиса»

Молодцы!

План урока Словарная работа Минутка чистописания Подготовка к новой теме (что мы уже знаем?) Изучение новой темы Закрепление изученного Итог урока Домашнее задание

План урока

Словарная

работа

Минутка

чистописания

Подготовка

к новой теме

(что мы уже знаем?)

Изучение

новой темы

Закрепление

изученного

Итог

урока

Домашнее

задание

Проверим упр.125  И поэтому никто  Не видал кота в пальто

Проверим упр.125

И поэтому никто

Не видал кота в пальто

План урока Словарная работа Минутка чистописания Подготовка к новой теме (что мы уже знаем?) Изучение новой темы Закрепление изученного Итог урока Домашнее задание

План урока

Словарная

работа

Минутка

чистописания

Подготовка

к новой теме

(что мы уже знаем?)

Изучение

новой темы

Закрепление

изученного

Итог

урока

Домашнее

задание

Уверен в своих знаниях В основном уверен Нужно ещё повторить Нуждаюсь в помощи  

Уверен в

своих знаниях

В основном уверен

Нужно ещё повторить

Нуждаюсь в помощи  

Домашнее задание В учебнике с.88 упр.152, или  Из словаря иностранных слов с.158 выписать 5 несклоняемых существительных и записать с ними предложения.

Домашнее задание

В учебнике с.88 упр.152, или

Из словаря иностранных слов с.158 выписать 5 несклоняемых существительных и записать с ними предложения.

Спасибо за урок! Молодцы!

Спасибо за урок!

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миронова Раиса Александровна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства