Конспект урока по русскому языку "Слово-маленькое чудо"
Конспект урока по русскому языку "Слово-маленькое чудо"
На открытом уроке русского языка проводилось исследование слова "доброта". Ребята исследовали его с разных сторон.Выяснили лексическое значение, подобрали к слову синонимы, познакомились с историей возникновения слова. Был проведён лингвистический эксперимент .Просмотр видеопритчи "Добро и зло.Кто побеждает?" позволил детям убедиться в том,что в каждом человеке есть и добро,и зло.И только от каждого из нас зависит,победит ли добро или восторжествует зло. Завершением исследования стала творческая работа "Планета Добра" .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Слово-маленькое чудо"»
Урок-исследование по русскому языку в 6 классе
Тема: Слово - маленькое чудо.
Учитель: Преснякова И.Н.,МБОУ «Чамзинская СОШ №2»
Цели:1)учить детей проводить исследование слова;2)развивать творческие способности учащихся, развивать представления о добре и зле;3)воспитывать стремление к добрым поступкам и делам
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Психологический настрой.
Ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог школы. У кого-то было хорошее настроение, а кто-то, может быть, и немного грустил. Но чтобы наш урок прошёл успешно, принёс вам радость открытия и чтобы вы забыли о грусти, мне бы хотелось подарить вам вот это солнышко.
-Посмотрите на него, пожалуйста. Какое чувство оно у вас вызывает?
- А теперь это солнце закрыла туча. Как стало вам без него? (Неуютно, холодно).
- И вот тучка ушла. Снова появилось солнышко. Изменило ли оно ваше настроение?
(Да, нам захотелось улыбнуться )
-Значит,чем наполнило нас солнце?
-А хотелось ли вам быть добрыми, чтобы вас всегда окружала доброта? И почему?
3.Слово учителя.
Доброта – это нужное и важное слово. Мир без него будет холодным, пустым и жестоким. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта, что солнышко» И сегодня мы будем исследовать его, для того чтобы убедиться в том, что слово-это маленькое чудо, потому что у него , как и у человека, есть своя интересная жизнь. И ваши наблюдения над словом «доброта»,которые вы проводили дома и будете проводить на уроке, помогут вам понять , каким глубоким смыслом наполнено оно и помогут создать свои заповеди доброты. Запишите, пожалуйста, в рабочем листе урока число и классную работу.
3.Лингвистический эксперимент.
- Итак, чтобы найти истину, проведём лингвистический эксперимент. На слайде вы видите вещества, которые мы каждый день употребляем в пищу. Назовите их. А сейчас представьте себя в роли учёных и попробуйте узнать, в каком же из них спряталось слово «доброта» и почему? Ответ обоснуйте. (работа в группах)
4.Подбор слов-ассоциаций
- Какие же слова вы сможете подобрать к слову «доброта»? Запишите их в раздел «Слова-ассоциации».
5.Каким цветом можно наполнить слово «доброта»? Почему?
6.На что похоже звучание слова «доброта?»
7.Как пахнет слово «доброта?»
8.Словесный портрет доброты.
А теперь создадим словесный портрет Доброты.
-А как бы вы продолжили это предложение?
9. Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
-Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.
- Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?
- Правильно, в толковом словаре.
- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”из Толкового словаря.
10.Подбор синонимов.
- А можно ли к слову “доброта” подобрать синонимы ?
- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
- О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)
-А о чём рассказали вам ваши наблюдения за этимологией этого слов?
13. Просмотр видеопритчи «Добро и зло. Кто побеждает?»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
-В чём смысл этой притчи? Как бы вы ответили на вопрос старика?
14. Актуализация личного опыта учащихся о проявлении доброты в жизни.
-Пришло время заглянуть в себя в себя. Закроем глаза и попробуем подумать, какие добрые поступки совершали вы? Запишите их в рабочем листе в графе «Добрые поступки».
Итак, слово мы исследовали с разных сторон. Теперь вам предстоит создать свою Планету Добра, на которой люди будут жить только по заповедям доброты.
16.Подведение итогов.
В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться и жить по законам доброты, потому что добрые дела и поступки живут вечно. А для этого нужно самое малое - сохранить в своей душе Планету Добра!
17.Домашнее задание: дать развёрнутый ответ на вопрос «Что помогло мне открыть слово ?»