Русский язык 3 класс учебник В.В. Репкин, Е.В. Восторгова
Тема: Правописание личных окончаний в слове ГНАТЬ (исключение)
Цель: обнаружить слова действия, которые не подчиняются ЗРП.
Тип урока: Решение частных задач.
Ход урока
Учитель
1. Эмоциональный настрой
Сейчас урок русского языка. Надеюсь, он принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Сообщение темы.
Посмотрите на доску (на доске схема).
Я предлагаю вам уточнить схему и объяснить, что показано на ней. (дети уточняют и преобразовывают схему)
Инф.
- и ть у 2-е спр
- а ть у
Вывод: вы можете определить, какое слово относится ко 2 спряжению по суффиксу инфинитива, а как узнать признаки слов 1 спр.?
Зная способ определения спряжения слова, вы сможете проверить орфограммы в его личных окончаниях.
3. Создание ситуации успеха.
Предлагаю вам выполнить задание.
(слайд с текстом)
Вот уж снег последний в поле та…т,
Тёплый пар восход…т от земли,
И кувшинчик синий расцвета…т,
И зовут друг друга журавли.
Проверка. (слайд с полным текстом)
Выполните самопроверку и оцените свою работу.
Вывод: к 1 спряжению относятся слова с суффиксами -е-, -а-, основа НУ
4. Постановка частной задачи.
Создание ситуации разрыва.
Читая стихи русских поэтов о весне, меня заинтересовал такой отрывок из стихотворения Тютчева: (слайд)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Как вы думаете, а что именно могло заинтересовать?
Фиксирует проблему на доске.
ГОН ? Т
Вывод
- Действительно, слово ГНАТЬ не подходит к нашей схеме. Слово ГНАТЬ – это единственное, слово 2 спряжения, у которого перед - АТЬ не шипящий звук.
Моделирование открытого способа.
- Как бы вы уточнили схему? (добавляют в схему слово ГНАТЬ как исключение)
- Образуйте от слова ГНАТЬ новые слова с помощью приставок ВЫ-, ПЕРЕ-, ПРИ-, СО-, У-
(запись на доске)
- Как вы думаете, одинаковые ли у этих слов окончания и у слова ГНАТЬ?
- Нужно ли вносить эти слова в схему?
- Прочтите текст и решите грамматическую задачу.
(слайд)
- Эй, косые! Вон собаки бегут. Догон__ те?
- Пожалуй, да.
- Что ж не догоня__ те?
- А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?
Одинаковые ли буквы вы напишите в окончаниях слов ДОГОН___ТЕ и ДОГОНЯ__ТЕ?
Проверка.
- Одно и то же действие или разные называют эти слова? Можно ли употреблять их в речи одно вместо другого?
5. Рефлексия.
Игра «Не ошибись»
(слайд)
Итог (побеждает команда набравшая большее количество )
Работа с текстом (слайд)
Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набега…т холодок.
Проверка (слайд)
Работы сдают учителю.
6. Итоговая рефлексия.
- Что нового узнали для себя?
- Какую задачу поставите на следующий урок?
7. Домашнее задание.
Узнать, есть ли еще слова-исключения. Найти такие слова –исключения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (Система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова). »