kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку (программа УМК «Перспектива») по теме « Употребление разделительного ъ знака после приставок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Состав слова"Задачи урока: формирование и разхвитие умения ставитьпроблемный вопрос  и самостоятельно решатьего. Развивать коммуникативные умения и навыки. Создать условия для развития познавательной активностидетей,умения рассуждать,делать выводы, способствовать развитию орфографической зоркости,развивать умение работать в паре; развивать память,речь.Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, воспитание мотивов к учению, положительного отношенияк знаниям русского языка.

Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила,составление алгоритма, выполнение действий по алгоритму

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (программа УМК «Перспектива») по теме « Употребление разделительного ъ знака после приставок» »

Конспект урока по русскому языку (программа УМК «Перспектива»)

по теме

« Употребление разделительного ъ знака после приставок»

учитель МБОУ Горновская НОШ

Кириченко Ирина Васильевна

Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)

Задачи урока:
Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов к учению, положительного отношения к знаниям русского языка.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, закрепление материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Список использованной литературы:

  1. учебник русского языка 4 классЛ.Ф.Климанова Т.В.Бабушкина

  2. Рабочая тетрадь4 классЛ.Ф.Климанова Т.В.Бабушкина

Ход урока

I Организационный момент Запись числа и классной работы. Пожелание успешной работы

II. Чистописание

    -   Отгадайте загадки.   Кто в воде купался, а сух остался? (гусь)

                                           Кто приходит и уходит, все ее за руку водят. (дверь)

                                           Друг за другом чередой мирно ходят брат с сестрой

                                           Братец будит весь народ, а сестра наоборот,-

                                           Спать немедленно зовет! (день и

 У двух матерей по пять сыновей.

  Одно имя всем.  (пальцы)Учитель записывает отгадки на доске: гусь, дверь, день, ночь, пальцы. Что общего в этих словах? (мягкий знак) Какую роль играет ь в этих словах? Где пишется ь, обозначающий мягкость согласных? Что еще знаете про ь? Приведите примеры. Какой еще знак в русском языке не обозначает звука? Запишите эти буквы, чередуя друг с другом.

III. Работа по теме урока -  Мы не случайно отгадывали загадки, писали ъ и ь. Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока? ( Письмо слов с ъ и ь.)

Групповая работа. Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».

  Вот ваши знаки – ъ и ь. Разгадайте кроссворд, впишите правильно слова. Команды получают карточки.

Команда ь.       В  Ь  .  .  .                      1. Снежная буря

                          У  . Ь  .                           2. Домики для пчел

                          С  .  .  Ь  .                     3. Мать, отец, дети

                         Р  .  .  Ь  .                     4. Орудие для охоты

                        В  .  .  .  .  Ь  .                5. Ягоды, сваренные в сахаре

  Команда ъ.   О  .  Ъ  .  .  .  .                 1. Недоеденные куски

                        П  .  .  Ъ  .  .  .                 2. Вход в здание

                       И  .  Ъ  .  .                        3. Недостаток, неисправность

                       П  .  .  Ъ  .  .                    4. Действие, противоположное спуску

Отгадки детей учитель записывает  на доске.  Вьюга, ульи, семья, ружье, варенье; объедки, подъезд, изъян, подъем.

  • - Запишите слова себе в тетрадь, подчеркните ь и ъ одной чертой, а гласную, стоящую после них, двумя чертами

Отгадайте загадку Слайд

  • Было сели – стало съели.

  • Догадаться все сумели,

  • Почему случилось так?

  • Кто виновен?- Сделайте вывод о значении ъ и ь. Назовите гласные, перед которыми пишутся разделительные ъ и ь. Продумайте схему.

                             РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

                                 Ь                               Ъ

                                           ПЕРЕД

                  Е  Ё  Ю  Я  И                       Е  Ё  Я

Самую удачную схему выполняют в тетради.

  • Я солю щи солью.(в тетрадь)

  • Я сел и огурец съел

- Ребята, а сколько букв в русском алфавите? В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.  До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время  буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились.

IV. Физкультминутка

   -   Игра «Камень» - «Вата». Встанут мальчики, если нужно писать разделительный  ъ. Встанут девочки, если нужно писать разделительный ь. Слушайте внимательно слова. Листья, объявление, въезд, шьет, коньки, ручьи, муравьи, соловьи, альбом, съемка.  А почему девочки не всегда вставали? ( В словах коньки и альбом ь не разделительный.)

Y. Работа по учебнику стр 97 правило. Упр 159 помоги Робику слайд

(проверка документ камера) Составить предложение, выделить основу со словом поехал. Измени предложение, чтобы оно стало сложным. Измени предложение, чтобы оно было с однородными членам предложения

Слайд

Алгоритм 1. Выделяю корень. Он должен начинаться буквами е, ё, ю, я.2. Выделяю приставку. Она должна заканчиваться согласной буквой.3. Принимаю решение…

YI Игра разбей на группы По классу рассыпаны слова. Каждый из вас должен взять одно слово и поместить его на доску в нужный столбик, а затем сесть на свои места.

  • под…ём, под…езд, об…явление, об…ём, с…ёжился,с…езд (разделительный Ъ)

  • брат…я, крыл…я, мурав…и, лист…я, жил…ё, бел…ё, дерев…я, (разделительный Ь)

  • мал…чик, крыл…цо, сил…ный, мален…кий, ден…ки (ь, дающий мягкость согласных)

с…делал, раз…ыгрался, по…езд (нет знака)

Транскрипция слова съёжился

YII. Рефлекия

Тест 1.Где пишется разделительный твердый знак в словах? Выбери верное утверждение..

а) только в корне слова;

б) только после приставок.

2.Закончи предложение.

Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые _____________________________________________________________________

3.С каких букв должен начинаться корень? Поставьте знак « + » против правильного ответа.

□ с гласных

□ с согласных

4. С каких гласных должен начинаться корень слова. Обведи нужные буквы.

а, ё, ы, е, ю, и, я

5.*Что общего между правилом правописания разделительного твердого знака и правилом правописания разделительного мягкого знака? __________________

_____________________________________________________________

Чем отличаются эти правила? _________________________________________

______________________________________________________________________

YIII Итог Д/З упр161












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Ирина Васильевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства