Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку.Понятие о глаголе как части речи »
Учитель начальных классов Кузьмичёва Р. Б.
Тема урока: Понятие о глаголе как части речи
Цели деятельности учителя: уточнить признаки отличия глаголов от других частей речи, определить роль глаголов в речи (динамизм фразы, информационность); учить определять глагол в тексте, делить их по значению.
Планируемые результаты: личностные: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
метапредметные: регулятивные - научатся самостоятельно организовывать своё рабочее время, понимать цель выполняемых действий;
познавательные - научатся находить, сравнивать, группировать слова; получать возможность научиться находить, классифицировать части речи;
коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
предметные: научатся определять глаголы в тексте, делить глаголы по значению; получат возможность научиться использовать части речи в предложении.
Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы.
( На интерактивной доске появляется слайд №2)
Гор..д, л..пата, а…ея, г..зета, ..враг, л..тит.
Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
( Учащиеся выполняют данный вид работы самостоятельно, по окончании выполнения, на интерактивной доске появляется слайд №2)
Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов
в тетради с их написанием на слайде.
( Осуществляется самопроверка правильности выполнения словарной работы учащимися)
Учитель. Поднимите руку те ученики, которые столкнулись с трудностями при выполнении словарной работы.
( Поднимают руку дети, которые допустили ошибки в выполненной работе)
Учитель. Поднимите руку те ученики, которые справились с заданием без ошибок.
( Поднимают руку дети, которые выполнили работу без ошибок)
Учитель. Молодцы! Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
Почему оно лишнее?
Дети. Слово летит– обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Слова гор..д, л..пата, а…ея, г..зета, ..враг– существительные.
Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?
Дети. Эти слова мы употребляем в речи; они обозначают предметы и отвечают на вопросы (кто?) и (что?).
Учитель. Что ещё знаем об имени существительном?
Дети. Имя существительное относится к одному из трёх родов – женскому роду, мужскому роду, среднему роду ; бывает множественного и единственного числа; является одушевлённым и неодушевлённым; собственным и нарицательным.
(Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где появляется слайд №3)
Слайд №3
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Употребляем в речи данное слово?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет?
Значит это…
3.Постановка учебной задачи
Учитель. Давайте ещё раз вспомним, почему слово летит лишнее?
Дети. Это слово обозначает действие предмета.
Учитель. Попробуйте угадать по первым буквам каждого слова тему урока.
Город, лопата, аллея, газета, овраг, летит.
- Кто смог расшифроватьтемуурока?
Дети. Глагол.
Учитель. Молодцы!
Открывается слайд №4.
(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.)
4.Открытие нового знания
Учитель. О чем же будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе.)
Дети. Мы должны выяснить, для чего нужны глаголы в речи.
Учитель. А что такое глагол?
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам… (глагол).
2. И г р а «Лишнее слово».
Учитель. Выписать из каждой строчки лишнее слово.
З а п и с ь н а д о с к е:
снег зима идет дождь
прыгают игра мяч кукла
загадки дети люди нарисует
Учитель. Какие слова записали?
Дети.Идет, прыгают, нарисует.
Учитель.Что можно сказать о записанных словах?
Дети.Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
Учитель.Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?
В ы в о д.: глагол – это слово (часть речи), которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что делают? и т. п.
Физминутка
5. Упражнение в распознавании глагола среди других частей речи. Я Учитель. Ябуду читать стихотворение, а вам нужно назвать слова, с помощью которых автор передает действия (или хлопать в ладоши).
У меня друзей немало,
Но я их всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит,
Света светит,
Катя катит,
Соня спит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню –
Подрисую что-нибудь.
Г. Комаровский, Г. Ладонщикова
– К какой части речи относятся эти слова?
– Как узнаем глагол?
6. Работа с учебником.
У п р а ж н е н и е 244, с. 4 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Какое сравнение есть в этом стихотворении?
– Как вы думаете, для чего в речи нужны глаголы?
– Прочитайте это стихотворение, не называя слов, отвечающих на вопрос что делает?
– Что заметили?
– Для чего нужны в речи глаголы?
– Сделайте свой вывод.
7. Рефлексия
Учитель. Молодцы!
1.Какую ставили задачу?
2.Как удалось её реализовать?
3.Какое открытие сделали?
Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как много действий мы совершили сегодня на уроке! Не зря в стихотворении о глаголе, эта часть речи напоминает нам: « А я приду – всё в действие придёт...» И разве нужно вас убеждать, что слова, которые хотя и не называют предметы, явления и их признаки, но зато заставляют всё двигаться и действовать, в нашей речи просто необходимы?