Конспект урока по русскому языку на тему "Разговорный стиль (по письму А.С. Пушкина"
Конспект урока по русскому языку на тему "Разговорный стиль (по письму А.С. Пушкина"
Урок русского языка по письму А.С. Пушкина. Цель урока: углубление знаний учащихся о русском языке как многоуровневой системе.Урок способствует развитию лингвостилистической культуры учащихся.Формирование развития речи на уроке. Использованы технологии по ФГОС.Урок проводится в форме семинара.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Разговорный стиль (по письму А.С. Пушкина"»
Конспект урока по литературе
Фаина Филловна Менякова,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
село Хоринцы
Олёкминского района
Республика Саха (Якутия)
Урок по теме «Разговорный стиль» (по письму А.С. Пушкина)
Цели урока: - углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе;
- способствовать повышению лингвостилистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка;
- содействовать развитию у детей наблюдательности;
- развитие речи ( подготовка к выполнению задания ЕГЭ, к написанию С 1 на ЕГЭ).
Эпиграф к уроку:
Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! (Н. В. Гоголь)
Тип урока: обобщение.
Форма урока: семинар.
Ход урока 1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания.
Учитель. Начну с печального заявления. Русский язык под угрозой. И его книжные стили: художественный, научный, публицистический, и уж тем более разговорный. Послушайте, как мы говорим. Круто, стрёмно, предки, бабки. А как мы пишем смс – ки: здр.,пр., ммм., аа. Сегодняшний урок и посвящён нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на примере писем А.С. Пушкина, каким красивым может быть текст разговорного стиля.
Запись темы урока. Беседа о том, кто из учащихся пишет письма. Почему не пишут.
Учитель. Писали письма мы, когда учились далеко от дома, потому что не было ни сотового телефона, ни интернета. Мы общались с родителями, с друзьями. По линии КИД (клуб интернациональной дружбы) переписывались с пионерами из других братских республик. Писал письма и Пушкин. Перед вами его письмо. Чужие письма читать неприлично. Письма же Пушкина опубликованы, и они для нас – прежде всего произведение искусства, образец для подражания. Однако посланы они близким людям, другу и брату. И в них отчётливо видны черты разговорного стиля.
Прочитаем первое письмо, адресованное другу А.С. Пушкина П.А. Плетнёву.
Чтение письма подготовленным учеником
Письмо первое . 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.
Письмо твоё от 19 –го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрёт и Жуковский, умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жёны наши – старые хрычёвки, а детки будут славные, молодые, весёлые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдёт, были бы мы живы, будем когда – нибудь и веселы.
Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, - мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху.
Кстати, скажу тебе новость ( но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную - нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?
Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера!
Прощай. Кланяюсь всем твоим. 22 июля.
Учитель: Не правда ли, красивое, изящное, интересное письмо? О нём можно сказать словами Гоголя, которые и будут эпиграфом к нашему уроку: Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!
Записывание эпиграфа урока.
- Какие признаки разговорного стиля отчётливо видны в этом письме? Их можно систематизировать при помощи таблицы (ученики её сделали заранее и уже самостоятельно заполнили первые две части).
Разговорный стиль. Характеристика (примеры взяты из писем А.С. Пушкина)
Сфера применения:
В устной речи
В письменной речи
Средства языка, характерные для разговорного стиля:
1)фонетические;
2) словообразовательные;
3)лексические;
4)морфологические;
5)синтаксические
Учитель: Посмотрим, что у вас получилось. Ученики: Цель текста разговорного стиля – обмен с близкими людьми информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. Применяется этот стиль в неофициальной обстановке: в беседах, дружеских письмах.
2. Семинар
Учитель: Продолжите заполнение таблицы, а именно – раздел «Средства языка, характерные для разговорного стиля».
Язык – это сложная, многоуровневая система, что и отражено в нашей таблице. Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы. Мы сейчас попробуем это доказать. У каждого из вас на столе конверт с заданием. Вы делаете его, заполняя нужную строку таблицы.
Вопросы и задания
(индивидуально каждому ученику)
Самостоятельная индивидуально - групповая работа по вопросам
Уровень I
Выпишите из письма 1 личные и притяжательные местоимения. Подумайте, в какую часть таблицы их нужно записать?
Найдите в письмах вопросительные предложения. В какую часть таблицы вы их запишете?
Найдите в письмах восклицательные предложения. Запишите в нужную часть таблицы.
Уровень II
Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова?
Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской.
Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2.
Выделите из письма 1 глаголы в форме повелительного наклонения.
Отметьте употребление междометия в письмах А.С. Пушкина.
Выделите из писем обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом?
Уровень III
10. Найдите в письме 2 интересно звучащую фамилию. О чём свидетельствует такое произношение фамилии?
11. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения?
12. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому … мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?
3. Корректировка работы учителем учащихся.
Учитель: Итак, что у вас получилось? Начнём с фонетики. Фонетика имеет не так много средств для создания разговорной экспрессии в письменной речи, но Пушкин эти средства использует. Прочитаем письмо Д.М. Шварцу, наше условно второе письмо.
Письмо второе
Около 9 декабря 1824 г. из Михайловского в Одессу.
Чтение письма подготовленным учеником
Буря, кажется, успокоилась, осмеливаюсь выглянуть из моего гнезда и подать вам голос, милый Дмитрий Максимович. Вот уже 4 месяца, как нахожусь я в глухой деревне, - скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет ни саранчи, ни милордов Уоронцовых. Уединение моё совершенно – праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз её видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно. Об Одессе ни слуху, не духу. Сердце вести просит – долго не смел затеять переписку с оставленными товарищами – долго крепился, но не утерпел. Ради Бога, слово живое об Одессе – скажите мне, что у вас делается, - скажите, во – первых, выздоровела ли маленькая графиня Гурьева, я сердечно желаю всем счастья, почт. и благ.
Учитель: В этом письме вы должны обнаружить интересно произнесённую русскую фамилию. О чём свидетельствует такое произношение?
Ученик: Это фамилия Уоронцов. Звучит она у Александра Сергеевича на английский лад, тем самым подчёркивается ироническое отношение автора письма к данному человеку, к его англомании.
Ученики записывают фамилию в строку «фонетические особенности» с пометкой ироническ.
Учитель: Что является следующей после звука единицей языка?
Ученик: Морфема – следующая единица языка.
Учитель: Специалисты по словообразованию сейчас поделятся с нами своими наблюдениями.
Ученик: Мы нашли в письме П.Плетнёву следующие слова с уменьшительно – ласкательными, шутливыми или пренебрежительными значениями: хрычовки, детки, девчонки.
Дети записывают в нужную строку таблицы данные слова, выделяя суффиксы и в скобках записывая их значения.
Учитель: А теперь найдём в этом письме слова без ярких разговорных суффиксов, но относящиеся к разговорной лексике. Ребята, работавшие по этому заданию, называют слова любо, вздор. Все записывают их в часть таблицы под названием «лексические особенности».
Сюда же записываем и разговорный фразеологизм - ни слуху ни духу (у Пушкина с запятой).
Учитель: Слово может рассматриваться и как грамматическая единица, как часть речи. Давайте вспомним, какие части речи и грамматические формы характерны для разговорного стиля.
Ученик: Для разговорного стиля характерны глаголы в форме повелительного наклонения: смотри, не хандри.
Далее в форме диалога между группами: ( руководит координатор группы, у каждой группы вопросники, учитель наблюдает со стороны, не участвует в диалоге).
- Что выражает глагол в повелительном наклонении?
- Приказ, просьбу, пожелание.
- А что у Пушкина?
- В письме автор выражает просьбу.
- И даже просьба смягчается. Каким образом?
- Просьба в письме Пушкина смягчается междометием: Эй, смотри.
- Назовём и запишем другие междометия.
- Ещё для разговорного стиля характерно частое употребление личных и притяжательных местоимений. ( Ученики записывают местоимения из пушкинских писем в часть таблицы под названием «морфологические особенности разговорного стиля»).
- А какую синтаксическую конструкцию использует Пушкин, чтобы избежать повтора личных местоимений?
- Чтобы избежать повтора личных местоимений, Пушкин использует односоставные предложения: Опять хандришь…( ученики записывают предложение в «Синтаксические особенности разговорного стиля», в скобках указывают его тип).
Учитель: Одной группе было задание подобрать к безличному предложению … мне грустно без него… синтаксический двусоставный синоним и сопоставить эти предложения.
Ученик: Мы подобрали его: Я грущу без него. Безличное предложение звучит непосредственнее, эмоциональнее, выражение грусти в нём сильнее.
Ученик: Употребление неполных предложений – также характерная черта разговорного стиля. ( неполное предложение из писем «Вот уже 4 месяца…»).
Ученик: Неполное предложение позволяет сосредоточить внимание читающего на самом главном, придаёт речи естественность и непринуждённость.
Ученик: А ещё признаком разговорного стиля является наличие обращений. ( душа моя, брат).
Учитель: Согласитесь ли вы, что и текст разговорного стиля, имеющий свои особенности, совсем не похожий на строгий научный, может быть создан так, что, что о нём можно сказать: Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!
(Беседа)
Домашнее задание. Подготовить устное сообщение по таблице о разговорном стиле.