kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразно подобраны и использованы компьютерные ресурсы, практические упражнения и методическая литература. Активизируются навыки работы в команде, и в нестандартных ситуациях решаются многие задачи. При такой организации уроков русского языка можно достичь того, что ученики научатся-таки грамотно писать и говорить, что немаловажно в наши дни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ»

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.


Цель:

  1. Проследить и выяснить, как «работают» односоставные предложения в художественном тексте – «Затесях» Виктора Астафьева, как помогают они создавать художественный образ.

  2. Формировать у учащихся умение обнаруживать односоставные предложения в авторском тексте.

  3. Развивать умение применять в своей речи и в нужном контексте односоставные предложения.


Тип урока: изучение нового.

Форма урока: исследование.


Оборудование:

Интерактивная доска

Ноутбуки

Таблица "Односоставные предложения".

Раздаточный материал


Ход урока

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

«Затеси» Виктора Астафьева – это короткие рассказы-воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни.

Что же такое затесь? Затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая. Это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце ее возникали зимовье, заимка, затем село и город... И вот сегодня мы с вами, ребята, постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, проследим, как у В.Астафьева в «Затесях» «работают» односоставные предложения.

Какие предложения называются односоставными?


Ученики. Односоставные предложения – это особый тип простого предложения. В них имеется один главный член. К односоставным предложениям относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные. Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных предложений.


Учитель. Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особенности, сферу распространения и стилистического использования. Рассмотрим каждый тип отдельно. Работаем по группам. Каждой группе на ноутбуках предложены миниатюры Астафьева, в которых нужно выделить односоставные предложения. Первая группа работает с назывными предложениями, вторая группа – с определенно-личными, третья группа – с неопределенно-личными, четвертая группа – с обобщенно-личными, пятая группа – с безличными.


Назывные предложения

Прочитайте следующие миниатюры.


МЕЛОДИЯ

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная падает с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!


ПРЕДЕЛ


Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.

Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.

Провал. Забытье.


Учитель. Встретились ли в миниатюрах односоставные предложения? Какие преобладают?


Ученики. В первой миниатюре все предложения односоставные. Из шести предложений пять назывных, одно безличное. Во второй миниатюре восемь предложений односоставных: пять назывных, одно безличное, два определенно-личных.


Учитель. Какова роль назывных предложений в данных текстах?


Ученики. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящем времени. В первом тексте они позволяют лаконично изобразить картины осенней природы, а во втором – передать внутреннее состояние больного человека.

В первом тексте автор сосредотачивает наше внимание на отдельных предметах, тем самым выделяя их в пейзаже. Эти детали представляются нам особенно важными, помогают воссоздать картину в целом. Все лишнее, ненужное опускается.


Учитель. Обратите внимание, как во втором тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это одно назывное предложение.

Как вы думаете, ребята, могут ли быть назывные предложения отрицательными? Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?


Ученики. Назывные предложения бывают только утвердительными. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. (Сравни: Ночь. – Была ночь. – Будет ночь.)


Учитель. Почему в первом тексте употреблены распространенные назывные предложения?


Ученики. В первом тексте назывные предложения являются распространенными: автору необходимо как можно полнее нарисовать картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Во втором тексте автор отдает предпочтение нераспространенным назывным предложениям. Они являются удобной формой передачи личного состояния автора.


Определенно-личные предложения.


Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению миниатюр «Приветное слово», «Какое сырое утро!» и «Паутина».


Миниатюры транслируются на интерактивную доску



ПРИВЕТНОЕ СЛОВО


Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

– Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» – хочется крикнуть и мне, да не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, – боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

– Ей пока еще все люди – братья!

Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.


КАКОЕ СЫРОЕ УТРО!


За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает...

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть...

Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федор на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась.

Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.


ПАУТИНА


Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.

А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии.

Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна.

Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.


Учитель. Сколько всего предложений входит в первый текст?


Ученики. В первом тексте 18 предложений, из них два сложных, три предложения с прямой речью, остальные простые. В данной миниатюре 14 односоставных предложений, являющихся самостоятельными, а также входящих в состав сложных или предложений с прямой речью.


Учитель. Распределите односоставные предложения по типам.


Ученики. Определенно-личных – 6 предложений, неопределенно-личных нет, безличных – 7, одно назывное предложение.


Учитель. Выпишите определенно-личные предложения.


Ученики. Первый текст: Иду. Кашляю. Скриплю. Длястуй, дядя! Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое! В составе сложного: да не успеваю.


Учитель. Какие односоставные предложения называются определенно-личными?


Ученики. Определенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо.


Учитель. Докажите, что выписанные вами предложения являются определенно-личными.


Ученики. В этих предложениях из личной формы глагола видно, что действие совершается определенным лицом (иду, кашляю, скриплю, полежу, успеваю – только я; заденешь, раздерешь – только ты).


Учитель. Почему формы 3-го лица глагола и единственного числа прошедшего времени не могут быть сказуемыми определенно-личных предложений?


Ученики. При них возможны различные действующие лица и предметы. В предложенных текстах есть такие случаи: бежит, фыркает – разгорелась, оглянулся... При подчеркнутых сказуемых необходимы выраженные подлежащие, так как из форм бежит, фыркает, разогрелась, оглянулся действующее лицо неясно.

Например, форму оглянулся можно отнести к разным лицам (я, ты, он), и только контекст выявляет определенное действующее лицо. Это двусоставное неполное предложение. В определенно-личных предложениях отсутствие словесно обозначенного подлежащего не создает неполноты предложения, так как главный член содержит точное указание на производителя действия (говорящий или собеседник).


Учитель. В чем особенность употребления определенно-личных предложений?


Ученики. Они дают возможность избежать повторения личных местоимений, делают повествование динамичным, живым, непринужденным, так как все внимание сосредотачивается на действии, самом важном для автора. Особая экспрессия достигается употреблением ряда определенно-личных предложений: Иду. Кашляю. Скриплю.


Учитель. М.В. Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях, что «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». Как вы понимаете слово скриплю? Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.


Ученики. Это слово имеет лексическое значение «продолжать жить, еле поддерживая свое существование», употребляется обычно в разговорной речи.


Учитель. Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным предложениям с подлежащим, выраженным личным местоимением. Как вы думаете, оправданны ли личные местоимения в предложениях: Я вожу ручкой по бумаге; Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитяко мое! – хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.


Ученики. Обойтись, конечно, можно. Но автор в этих предложениях употребляет личные местоимения в роли подлежащих, так как стремится их выделить логически.


Учитель. Для того чтобы наше представление о способах выражения главного члена в определенно-личных предложениях было более полным, попытайтесь в известных вам текстах Астафьева найти еще примеры.


Ученики. На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам («Современный жених»). Сказуемые живите, делите выражены глаголами в форме повелительного наклонения.

Шагаем с приятелем по берегу Койвы – притока Чусовой («Зеленые звезды»).

Мы изживаем второе тысячелетие. Перевалим ли? («Временное жилище»). Сказуемые в двух последних предложениях шагаем, перевалим выражены глаголами в форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени.


Учитель. Настроение мрачное. Односоставным или двусоставным является это предложение?


Ученики. Это – двусоставное предложение.


Неопределенно-личные предложения.


Учитель. Ребята, какие предложения называются неопределенно-личными?


Ученики. Неопределенно-личными называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени или формой множественного числа прошедшего времени и указывает на действие, совершаемое неопределенными лицами.


Учитель. Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен?


Ученики. Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица. Говорящий не знает производителя действия или не хочет, не считает нужным его называть. Однако его отсутствие не создает неполноты предложения. Неопределенность действующего лица передается и значением форм третьего лица, которые, в отличие от форм первого и второго лица, обладают меньшей конкретностью.


Учитель. Встречаются ли в известных вам миниатюрах В.Астафьева неопределенно-личные предложения? Найдите примеры и запишите их.


Ученики. Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно («Родные березы»).

Однажды бабушку Одарку тронули за плечо («Заклятье»).

А раньше, если человек терялся в тайге или не являлся домой к ночи, в этом старом уральском городе звонили в церковный колокол («Раньше здесь звонил колокол»).

Ту военную картину больше не показывают на экранах, должно быть, лента износилась от долгого употребления или потеряла всю свою силу («Старое кино»).

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным медовым круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лучиками («Игра»).

Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба («Рукою согретый хлеб»).

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? («Есенина поют»).


Учитель. Хорошо. Молодцы! Вы нашли много неопределенно-личных предложений. Посмотрите и скажите, какое наклонение в основном характерно для глагольного сказуемого в неопределенно-личных предложениях.


Ученики. Изъявительное наклонение. Реже встречается сказуемое в форме сослагательного наклонения.


Учитель. Давайте подумаем и установим причины, в силу которых действующее лицо представлено неопределенно. Используйте для поиска ответа приведенные примеры


Ученики. Прежде всего лицо нельзя назвать, так как оно неизвестно ни говорящему, ни слушающему («Заклятье»). Действующее лицо может быть всем известно, и поэтому нет надобности его называть («Игра»).

Действующие лица могут не называться и потому, что они известны из обстановки, ситуации («Рукою согретый хлеб»).


Учитель. Подумайте: в неопределенно-личных предложениях подразумевается несколько лиц? множество? или одно действующее лицо?


Ученики. Может подразумеваться одно (миниатюры «Раньше здесь звонил колокол», «Заклятье). Контекст позволяет это доказать: Однажды бабушку Одарку тронули за плечо. Она нехотя открыла глаза и долго рассматривала человека, стоявшего перед нею, закопченного, потного, усатого.


Обобщенно-личные предложения.


Учитель. Теперь попытайтесь найти обобщенно-личные предложения. Что вы знаете об обобщенно-личных предложениях?


Ученики. В обобщенно-личных предложениях действие, названное глаголом-сказуемым, относится к широкому кругу лиц. «Обобщенное» лицо выражается глагольными формами 2-го лица единственного числа (реже множественного числа) изъявительного и повелительного наклонений. Глагол возможен и в форме 3-го лица множественного числа настоящего – будущего времени. Обобщенно-личные предложения особенно характерны для пословиц, поговорок, разного рода сентенций (нравоучений, назиданий и пр.).


Учитель. Обратимся к миниатюре «Лунный блик».


ЛУННЫЙ БЛИК


Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.


Ученики. В последнем предложении 2-е лицо воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим лицам, а как бы объединяется с ними, действие может совершить любой человек. В этом заключается обобщающий характер данной конструкции.


Учитель. А.М. Пешковский по этому поводу писал так: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при чисто личной форме». Обобщенно-личные предложения – продуктивный тип предложений, это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям. Каким является предложение: Ветреницей лечат суставы («Первовестник») – неопределенно-личным или обобщенно-личным?


Ученики. Скорее всего это предложение обобщенно-личное, поскольку так делают многие, это свойственно многим людям. В миниатюре «Земля просыпается» тоже есть обобщенно-личное предложение: Право же, есть доля справедливости в том, что весной разрешают бить селезней, а не уток.


Учитель. Впрочем, некоторые лингвисты утверждают, что нет резкой границы между неопределенно-личными и обобщенно-личными предложениями.


Безличные предложения


Учитель. А сейчас мы посмотрим, как в тексте Астафьева «трудятся» безличные предложения. В. Бабайцева писала: «Безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, – самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений». Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка.

Я надеюсь, что, читая миниатюры В.Астафьева, вы почувствуете, какими богатыми возможностями обладают безличные предложения.

Какие предложения называются безличными?


Ученики. Безличными называются односоставные предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительным падежом. Невозможно ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении.


Учитель. Сказуемое в безличном предложении может быть выражено по-разному. Способы выражения сказуемого в безличном предложении указаны в таблице. Ваша задача – заполнить таблицу примерами безличных предложений из миниатюр Астафьева.


Учитель. Какого типа бывают сказуемые в безличных предложениях?


Ученики. Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными (простыми и составными) и составными именными.


Учитель. Как видно из таблицы, безличные предложения очень часто употребляются у Астафьева. Чем можно объяснить эту распространенность?


Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Думается в основном о конце света. («Приветное слово») Мне с детства повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. («Больше жизни»)

Личным глаголом в безличном значении

Каплет с черемух. («Какое сырое утро!»)

Завыло, запело вдали густо, пронзительно. («Последний осколок»)

Еще жидкую и нестойкую рожь на взгорьях прижало к земле. («Сильный колос»)

Тонкий лед отмыло от берегов, и копны озерной травы плавали в промытых лунках. («Слякотная осень»)

Инфинитивом

Но клеща в эту пору не убить. («И милосердия...»)

Идти дальше некуда. («Раньше здесь звонил колокол»)

Слов не понять. («Печаль веков»)

Словом категории состояния на -о (предикативным наречием)

За окном мутно. («Какое сырое утро»)

На душе было легко и грустно. («Источник»)

Не работалось, тревожно на сердце было, и от одиночества я часто ходил к обрыву, смотрел на реку, на горы. («Самый памятный гонорар»)

Тоскливо мужику. («Герань на снегу»)

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Однако надо было разводить костер. («Летняя гроза»)

Не часто приходится просыпаться от тишины. («Земля просыпается»)

О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно и занятно. («Осенью на вырубке)

Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

Пора уж разводить костер и варить уху. («Ах ты, ноченька»)

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Нет сна, есть видимость его. Покоя тоже нет и не будет его до первого листа. («Он живой!»)

Не стало гармонии. («Паутина»)

В небе ни одного облачка. («Ах ты, ноченька»)

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В номере было накурено. («Старая, старая история»)

Ученики. Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходит действие, для выражения различных модальных оттенков – необходимости, долженствования, возможности и т.п. Безличные предложения позволяют передать субъективное восприятие действительности, смягчая при этом категоричность высказывания, делая повествование более лиричным. (Ср.: И я хочу сказать – Мне хочется сказать.) С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности. Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или невозможности осуществления.


Учитель. Напишите в тетрадях слова, которые для вас на этом уроке стали открытиями. Объясните: почему?

(Учащиеся выполняют данное задание.)


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание. Проанализируйте миниатюры «Долбят гору» и «Тоска», определив в них роль односоставных предложений. Исследуйте орфографию и пунктуацию данных текстов. «Соберите» и устно объясните орфограммы и пунктограммы.


ДОЛБЯТ ГОРУ


Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье.

Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесем.


ТОСКА

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.


Домашнее задание


1. Из миниатюры «Затеси» подберите примеры для определения видов односоставных предложений.


2. Найдите примеры из миниатюр В.Астафьева (задание по группам).


1 группа. Безличные предложения о стихийных, неведомых силах.

2 группа. Безличные предложения о состоянии природы.

3 группа. Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном).

4,5 группа. Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Емелина Татьяна Сергеевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства