Конспект урока по русскому языку "Глагол, он действовать привык. А действие стремится к результату"
Конспект урока по русскому языку "Глагол, он действовать привык. А действие стремится к результату"
Цели урока: • Определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи.
• Повторить морфологические признаки глагола; повторить правописание в инфинитиве и личных окончаниях глаголов.
• Поддержать интерес к урокам русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Глагол, он действовать привык. А действие стремится к результату" »
Открытый урок по теме: «Глагол, он действовать привык. А действие стремиться к результату».
Цели урока: • Определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи. • Повторить морфологические признаки глагола; повторить правописание в инфинитиве и личных окончаниях глаголов. • Поддержать интерес к урокам русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок по теме «Глагол он действовать привык. А действие стремится к результату» ( слайд1). Пройдет он в форме урока – путешествия в страну Глаголию( слайд2),где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме.
II. Рассказ ученика( слайд3).
– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?
III. Станция «Теоретическая»(слайд4).
Мы подъезжаем к станции «Теоретической». Чтобы проехать эту станцию необходимо вспомнить всё, что мы знаем о глаголе. (слайд 5)
(слайд6). – Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом Снежное покрывало покрывало поле. Со стекла стекла вода. – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы? (Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).
IV. Станция «Разбиралочка»(слайд7)
Синтаксический разбор предложения. Ребята остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток и разожгли костер.
- Начертите схему этого предложения. Дайте его характеристику.
V. Следующая станция «А ну-ка найди»( слайды8-9).
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули. Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем. После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы. Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.
VI. Станция «Орфографическая»(слайд10).
1)Не с глаголами. Запишите глаголы, присоединяя не в два столбика: 1) пишутся раздельно с не; 2) пишутся слитно с не. (Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать, (не)взлюбил, (не)хочу, (не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) хватило, (не) здоровилось.
3)Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих? (слайд11-12)
Пахуч лечь дремуч беречься плач гараж ночь жгуч грач хочешь много задач учишь колюч меч могуч стричь мимо дач стучишь горяч дочь с плеч
Зарубить на носу; - запомнить Клевать носом; - дремать Пропустить мимо ушей; - прослушать Вставлять палки в колёса; - мешать Делать из мухи слона; - преувеличивать Обвести вокруг пальца; - обмануть Держать язык за зубами. - молчать
VIII. ОСТАНОВКА « ВРЕМЕННАЯ» (слайд14).
– Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род. (слайд ) Любимым временем года П.И.Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
– Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд 15,16) Настоящее время Будущее время Прошедшее время обливает (3л. Ед. ч.) согревают (3л. Мн. ч.) тают (3л. мн. ч.) взлетают (3л. Мн. ч.) поют (3л. Мн. ч.) поглядывают (3л. Мн. ч.) зазеленеют (3л. Мн. ч.) потянут (3л. Мн. ч.) была (ж.р. Ед. ч.) отправился(м.р. Ед. ч.) зажурчал (м.р. Ед. ч.) выглянул (м.р. Ед. ч.)
X. ОСТАНОВКА « УГАДАЙ-КА»( слайд17).
Вариант1- выпишите глаголы I спряжения, вариант2- глаголы II спряжения. ГОВОРИТ, ВЬЮТСЯ, НЫРНЁТЕ, КРИЧИТ, ШЬЁМ, ЗВЕНЯТ, ШЕВЕЛЬНЁТ, ЗОВУТ,ГРЫЗЁТ, ЛЕТИШЬ, ГЛАСЯТ, ШЕВЕЛИТ, РАСТЁШЬ, СТРЕМИШЬСЯ, ПОЛЬЁТ, РАЗГЛЯДИШЬ, НАЧНУТ, БЛЕСТЯТ.
XI.ОСТАНОВКА «КОНЕЧНАЯ»( слайд18).
- Что мы вспомнили о глаголе? 1) Глагол – это… 2) В предложении… 3) Имеет 2… 4) Изменяется по … 5) Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются… 6) Частица не придает глаголу …
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.
Глагол – это серьезная часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит Нам с вами в жизни только лишь успех.