Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока русского языка-систематизировать знания учащихся по теме, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать.Задачи-формировать умение видеть орфограмму в корне слова, расширять словарный запас учащихся.На уроке используется электронное приложение к учебнику 2 класса как для фронтальной, так и для индивидуальной работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс УМК "Школа России" »
Программа «Школа России»
Урок русского языка во 2 «Д» классе
«Безударные гласные в корне слова»
Учитель начальных классов
Шувалова И.Н.
ГБОУ СОШ №1980 ЮЗАО г.Москвы
12 ноября 2014 г.
Конспект открытого урока по русскому языку по программе «Школа России» во 2 «Д» классе ГБОУ СОШ №1980
Тема: «Безударные гласные в корне слова»
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Задачи:
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
расширять словарный запас учащихся;
воспитание познавательного интереса к родному языку.
Ход урока
Организационный момент
-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха;
-А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! Я буду много знать!
Орфографическая минутка
-отгадайте загадки. Запишите отгадки
1. она не бурёнка, но всё же пока
Даёт ежедневно кувшин молока.
Ей дай только волю- семь дней не пройдёт-
Повсюду с деревьев кору обдерет. (коза)
2. в лесу обитает, дичью питается,
да в курятники забирается,
хитрым зверем считается. (лиса)
3.Расселась барышня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
4. Её никто не пугает, а она вся дрожит. (осина)
5.Два огромных страшных глаза, кругом вертит голова
Ты ее узнаешь сразу, коль заухает .. ( сова)
6. В поле родился, на заводе родился,
На столе растворился. ( сахар)
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Что объединяет эти слова?
- на какие две группы можно разделить слова? (слова с безударной гласной, которую можно проверить и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить)
- в каких словах мы запоминаем безударную гласную? ( капуста, осина, сахар)
Самоопределение к деятельности
-как проверить безударные гласные в остальных словах?
- какие звуки мы слышим на месте гласных букв?
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
-как мы называем такие места в словах? (ошибкоопасные)
-На уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.
Словарная работа
-Отгадайте слово (записывайте его частями).
Первый слог, как первый в слове озеро (о)
Дальше идут две буквы как две первые буквы в словарном слове дежурный (де)
Дальше идёт буква, обозначающая звонкий всегда твердый согл., парный глухому звуку ш (ж)
Дальше идет слог, как ударный слог в слове подарок (да)
-назовите слово (одежда)
-назовите его лексическое значение (предметы гардероба). В каком словаре можно узнать лекс. значение слов?
-запишите транскрипцию этого слова. [одэшда]
-Откройте учебник на стр.97. выполняем упр.149.
-найдите предложение с новым словарным словом.
-какой жанр? Что это? (пословица) как вы понимаете её смысл?
Спишите, поставьте ударение, выделите безударные гласные в словах.(один работает у доски)
Сделаем звуко-буквенный анализ слова дела.
Дела- 2 сл.,4 б., 4 зв.
д-[д]- согл., мягк., зв., парн.
е-[и] – гл., безуд.
л-[л]- согл., тв., зв., непарн., сонорн.
а-[а]- гл., уд.
4 б., 4 зв.
Какие вы еще знаете пословицы с родственным словом одежда (По одежке встречают, по уму провожают)
Как вы ее понимаете?
Подберите родственные слова к слову одежда (одежонка, одёжный, переодеваться, переодеть) корень д
На доске транскрипция. [пишы да ни спиши] .
- Что это? (пословица).
Такой совет давала Мальвина. Кому? Буратино!
Физкультминутка (песня из кинофильма «Приключения Буратино» Бу-ра-ти-но)
Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На меня все посмотрели.
Работа по теме урока.
Работа с электронным приложением к учебнику:
Работа с деформированным текстом.
( На берёзе грачиное гнездо.
Оно сделано из прутьев, глины и травы.
В гнезде трое грачат.
Птицы громко пищали.
Вот прилетели родители.
Грачи стали кормить птенцов жирными червями.)
- какую роль играет мягкий знак в слове осенью?
- в каких словах все согл.буквы обозначают звонкие звуки? (берёза)
- в каких словах все согл.буквы обозначают мягкие звуки? (берёзе, пищали)
- в каких словах все гласные обозначают твердость согласных? (травы)
- в каких словах все согл.буквы обозначают твердые звуки? (вот, громко)
- найдите в 1 предложении прилагательное, слово-признак (грачиное). К какому слову оно относится? (гнездо)
-Запишите в тетрадь последнее предложение. Найдите грамматическую основу предложения.
-запишите 3 родственных слова к слову берёзе.
- Какие слова являются родственными? (общий смысл, одинаковый корень)
- что такое корень? (главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов)
Работа в рабочей тетради
упр.100. Работа с электронным приложением к учебнику.
Резерв- упражнение «Вставь букву»
Развитие речи
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим
-Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть).
-О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)
-быть в постоянных хлопотах, суетиться (как белка в колесе)
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (Козёл отпущения)
-О том кто сам не пользуется, и другим не дает (собака на сене)
-чувствовать себя уверенно (как рыба в воде).
На доске появляются картинки: яблоко, белка, козёл, собака, рыба, ласточка.
Какое слово лишнее (яблоко-неодушевлённое, остальные слова-животные)
Итог урока. -Найдите слово с безударной гласной проверяемой (козёл).
- А как работать с безударными проверяемыми?
- Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?
- А для чего нам нужно всё это?
Рефлексия. - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни!