Конспект урока по русскому языку"Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Конспект урока по русскому языку"Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Тема урока "Анализ художественного произведения с элементами рассуждения".Данный урок русского языка будет не только совершнствовать навыки учащихся,но и готовить к экзамену по материалам ЕГЭ. Предлагается рассказ В.Шукшина, предполагается вдумчивый,глубокий анализ.Итогом работы на уроке станут фрагменты написанных учениками сочинений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку"Анализ художественного текста с элементами рассуждения"»
Урок русского языка в 11 классе
Тема
«Анализ художественного текста
с элементами рассуждения»
в 11 классе
(с использованием
информационных технологий)
Учитель: Шовгорова Е.С-Г.
2014г
Цели урока: 1.Дать представление о В.М. Шукшине, его «деревенской прозе»; познакомить школьников с нравственным миром шукшинских героев на примере рассказа «Дядя Ермолай».
Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся; развивать умение анализа художественного текста; способствовать формированию у школьников навыка работы в группах.
Пробуждать у воспитанников совестливость, порядочность, честность и другие высокие нравственные качества; формировать у обучающихся адекватное восприятие жизни.
Оборудование: 1. Портрет писателя.
2. Рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай».
3. Компьютер.
4. Экран с мультимедиа.
5. Толковый словарь.
6. Материал для проектирования.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения, понимания чести, долга и справедливости; развитие интереса к литературе как науке.
Метапредметные: формирование навыка владения текстом, мастерством его анализа, всеми видами речевой деятельности; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать факты и понятия, а также применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Предметные : развитие умения работать с художественным текстом; овладение понятиями чести, правды, справедливости; выработка навыка свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: портрет писателя, текст художественного произведения, компьютер, материал для проецирования, рабочие тетради, толковый словарь. Основные понятия, изучаемые на уроке: жизнь, правда, долг, совесть, справедливость, истина.
Эпиграфы к уроку:
Мне бы только правду рассказать о жизни…
Не было бы добрых людей, жизнь давно бы
остановилась…
В. Шукшин
Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…
В. Шукшин
Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно…
В. Шукшин
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Анализ художественного произведения с элементами рассуждения». Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учёбы в школе, но и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку - экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. В центре нашего внимания будет прочитанный вами дома рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай». Пригодится вам также накопленный житейский опыт, ведь выбранный нами рассказ В.М. Шукшина предполагает вдумчивый, глубокий анализ. Итогом нашей работы станут фрагменты написанных вами сочинений.
Но вначале несколько слов о писателе В.М. Шукшине (выступление подготовленных учащихся).
В.М. Шукшин – писатель, драматург, кинорежиссёр, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусства РСФСР (1969 г.)
Шукшин – один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни.
Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором вечерней школы.
Окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
Герои Шукшина – деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попавшие в село.
О себе Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая – в лодке».
Герои Шукшина – это «чудики», «странные люди», однако их странность проявляется не во внешнем поведении; у них особый строй души, своё особое «видение» мира: необычайная, почти фантастическая требовательность к себе и к жизни, тоска по идеалу («Охота жить», «Позови меня в даль светлую», «Мастер», «Дядя Ермолай» и др.).
Рассказы Шукшина остроконфликтны, что выражено в динамике повествования, краткости реплик и диалогов, раскрывающих внутренние стимулы поступка, мотивирующие его.
Сюжет у Шукшина – только повод, чтобы начать разговор с читателем о вечном и главном.
О писателе получили представление. Переходим к следующему этапу – актуализации знаний.
Этап актуализации знаний (синквейн).
Сегодня мы будем размышлять о жизни, жизненных ситуациях. А что такое жизнь? Я предлагаю вам задуматься над этим словом. Произношу и проецирую слово жизнь.
Какие ассоциации у вас возникают?
Напишите под этим словом два прилагательных. (Фронтальный опрос учащихся, затем выведение на экран своих вариантов).
Придумайте три глагола к слову «жизнь». (Проецирование своих вариантов).
Составьте словосочетание или предложение, несущее некий вывод. (Проецирование)
Выразите одним словом, что для вас жизнь, используя существительное. (Проецирование)
ЖИЗНЬ
СЧАСТЛИВАЯ БЛАГОПОЛУЧНАЯ
МЕНЯЕТСЯ РАДУЕТ УЧИТ
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ
ПРАВДА И СОВЕСТЬ
Работа с текстом.
Теперь, ребята, мы работаем с текстом В.М. Шукшина, классика русской литературы второй половины 20 века, его размышлениями о жизни.
(Выразительное чтения текста учеником)
Вспоминаю из детства один случай.
Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо синим-сине, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил.
- Не будет никакого дождя. Пронесет все с бурей, - ему охота было домолотить скирду. Но… все уж собирались, и он скрепя сердце тоже стал собираться.
До бригадного дома километра полтора. Пока добрались, пустили коней и поужинали, густая синева небесная наползла, но дождя не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль… Во мгле трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было.
- Самая воровская ночь, - сказал дядя Ермолай. - Ну-ка, Гришка… -дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему, - Гришка с Васькой, идите на точок - там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая. Мы с Гришкой пошли на ток.
Полтора километра, которые мы давеча проскакали мигом, теперь показались нам долгими и опасными. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым - резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь.
Когда вверху вспыхивало, все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали.
Мы наконец заблудились. Сбились с дороги и потеряли ту скирду, у какой молотили. Их было много. Останавливались, ждали, когда осветит: опять все
вроде подскакивало, короткий миг висело в воздухе, в синем, резком свете, и все опять исчезало, и в кромешной тьме грохотало.
- Давай залезем в первую попавшую скирду и заночуем, - предложил Гришка.
- Давай, конечно.
- А утром скажем, что ночевали на точке, кто узнает?!
Залезли в обмолоченную скирду, в теплую пахучую солому. Поговорили малость, наказали себе проснуться пораньше… И не заметили, как и заснули, не слышали, как ночью шел дождь.
Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. Мы проспали. Но так как ночью хорошо промочило, наши молотить рано не поедут, мы знали. Мы пошли в дом.
- Ну, караульщики, - спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. - Как ночевали?
- Хорошо.
- Все там в порядке? На точке-то?
- Все в порядке. А что?
- Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. "А что?", - а сам все смотрит.
Мне стало не по себе.
- Зерно-то целое?
- Целое, - у Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. - А что?
- Да вы были там?! На точке-то?
У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами.
- Как это "были"?…
- Ну да, были вы там?
- Были. А где же мы были?
Эх, тут дядя Ермолай взвился:
- Да не были вы там, сукины вы сыны! Вы где-то под суслоном ночевали, а говорите - на точке! Сгребу вот счас обоих да носом - в точок-то, носом, как котов пакостливых. Где ночевали?
- На точке, - Гришка, видно, решил стоять насмерть. Мне стало легче.
- Васька, где ночевали?
- На точке.
- Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!… - дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. - Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не было-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вас там! вами пошел туда - думаю,дошли ли они хоть? Не было
Это нас не смутило - что он, оказывается, был на току.
- Ну и что?
- Что?
- Ну и… мы тоже были. Мы, значит, маленько попозже… Мы блудили.
- Где попозже?! - взвизгнул дядя Ермолай. - Где попозже-то?! Я там весь дождь переждал! Я только к свету оттуда уехал. Не было вас там!
- Были…
Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы - в глазах его - тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони - отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные.
- Были?
- Были.
Он схватил узду… Мы - в разные стороны. Дядя Ермолай постоял с уздой, бросил, сморщился болезненно и пошел прочь, вытирая ладошкой глаза. Он был не очень здоровый.
- Обормоты, - говорил он на ходу. - Не были же, не были - и в глаза врут стоят. Чтобы бы вам околеть, не доживая веку. Чтобы вам… жены злые попались!… Обормоты. В глаза врут стоят - и хоть бы что! О!… - дядя Ермолай повернулся к нам. - Да ты скажи честно: испужались, можеть, не нашли - нет, в глаза смотрют и врут. Обормоты… По пять трудодней снимаю, раз вы такие.
Днем, когда молотили, дядя Ермолай еще раз подошел к нам.
- Гришка, Васьк… сознайтесь: не были на точке? По пять трудодней не сниму. -- Не были же?
- Были.
Дядя Ермолай некоторое время смотрел на нас… Потом позвал с собой.
- Идите суда… Идите, идите. Вот тут вот я от дождя прятался, -показал. И посмотрел на нас с мольбой: - А вы где же прятались?
- А мы - с той стороны.
- С какой?
- Ну, с той.
- Да где же с той-то?! Где с той-то? - он опять стал терять терпение. - Я же шумел вас, звал!… Я ее кругом всю обошел, скирду-то. А молонья такая резала, что тут не то что людей, иголку на земле найдешь. Где были-то?
- Тут.
Дядя Ермолай из последних сил крепился, чтоб опять не взвиться. Опять сморщился…
- Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали?
- На току.
- Да где на току-то!! - сорвался дядя Ермолай. - Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! - он заискал глазами - чем бы огреть нас.
Мы убежали.
Дядя Ермолай ушел за скирду… Опять, наверно, всплакнул. Он плакал, когда ничего не мог больше.
Потом молотили. По пять трудодней он с нас не скинул.
Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: "Емельянов Ермолай Григорьевич".
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю. И дума моя о нем - простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том
именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так - не кто умнее, а - кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно - до отчаяния и злости - не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так - грамоты ради и слегка из трусости -величаю ее с заглавной буквы, а не знаю - что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их.
Как вы думаете, о чём этот текст? (О жизни, о том, как по-разному её понимают люди).
Кто его рассказчик?
О каких жарких событиях деревенской жизни идёт речь?
Кто такой дядя Ермолай?
Почему он нехотя собирается с поля домой?
Зачем он посылает мальчиков, Гришку и Ваську, на ток?
Где они заночевали?
Почему мальчики так упорно не сознавались?
Почему не сознались в первом разговоре с дядей Ермолаем?
Почему не сознались во втором?
Что, по-вашему, заставило дядю Ермолая самому пойти на ток?
Почему дяде Ермолаю так хотелось, чтобы мальчики признались в обмане?
Кто из них прав: дядя Ермолай или ребята? Чья жизненная позиция вам ближе и почему?
Какой бы вы ответ нашли на раздумья автора: «Стою над могилой и думаю. Вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать её не умею. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? Или не было никакого смысла, а была только работа?»
Что за правда у этих людей? (Жить честно, работать на совесть, поступать по правде).
Как вы понимаете смысл жизни по Шукшину? (Став взрослым человеком и известным писателем, Василий Макарович Шукшин понял, что был у дорогих ему сельских жителей особый смысл: жить честно, работать на совесть, поступать по правде).
Вот над каким вопросам заставляет нас задуматься В.М. Шукшин. Это и есть проблема данного текста.
А как трактуется слово «проблема» в словаре?
(Подготовленный ответ ученика проецируется на доску).
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.
Каким же образом вы можете коснуться какой-либо проблемы?
Итак, найдите рабочие материалы на эту тему в тексте.
Выведение на экран.
Коснуться какой-либо проблемы;
уделить внимание какой-либо проблеме;
думать, работать над какой-либо проблемой;
проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения;
проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.
Проблема
Сформулировать Оценить объект проблемы
в виде вопроса (Чья это проблема)
Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи.
от частных фактов к формулированию проблемы.
От формулировки проблемы к комментариям.
Какие проблемы ставит перед читателями автор. (Проблема выбора: оставаться честным, жить по совести или приспосабливаться, искать лёгких путей).
Выявление авторской позиции.
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Каковы особенности речи героев? Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.
Скажите, какова авторская позиция в данном тексте?
На чьей он стороне?
Как он относится к мальчикам – Ваське и Гришке? К дяде Ермолаю?
Каким образом он выражает своё отношение? Кому сочувствует?
От чего хочет Шукшин предостеречь своих читателей?
Аргументация собственной позиции
Цель – убедить в чём-либо, укрепить или изменить своё мнение.
Схема рассуждения
Тезис – аргументация – вывод
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновывать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.
должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна;
опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю,
что …», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»
Типичные ошибки:
Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.;
нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию;
не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные;
аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый;
не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.
Заключительное слово учителя
Всем своим творчеством Василий Макарович мучительно искал ответ на вопрос: «Что с нами происходит?» Искал не только для себя, но и для нас, современников, потомков. Очень точно об этом поиске сказал В. Распутин: «Будь человеком… Всё, что сделано в шукшинском искусстве, освещено у него этим требовательным понятием, этой страстью и этой болью, которым он заставил внимать всех – кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну, или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. Читателем и зрителем Шукшина была и остаётся вся Россия, от самых высоких умов до падших душ; его талант – это прежде всего голос взыскующей совести».
В. Шукшин унаследовал от русской литературы главное – обнажённую совестливость как высший нравственный принцип; как народную нравственность, которой он проверяет главное: что такое жизнь? зачем жить? как жить?
Физминутка.
- Перед ответственной работой давайте сделаем упражнения, которые помогут вам сосредоточиться.
- Закройте глаза, поднимите руки вверх, потянитесь, опустите. Сделайте три раза это упражнение.
Работа в группах.
-Сейчас вы приступите к самому интересному и ответственному этапу работы – формулированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через семь минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали в группах.Сегодня их будет три. Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Вторая - будет формулировать тезисы, в которых попытается выразить позицию В. Шукшина. Третья – выразит собственное восприятие текста и одной из проблем, помня о том, что необходимы два аргумента в защиту своей позиции, подкреплённые вашим жизненным опытом.
(Выведение на экран групп и их заданий).
У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании сочинений.
- Итак, можете приступать к работе. Удачи!
Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинений.
Учащиеся зачитывают свои работы как единое целое.
- Молодцы! Вы справились с трудной задачей. Приложенные вами совместные усилия дали хороший результат.
Рефлексия.
- Ребята, скажите, чем запомнится вам этот урок, чем понравился?
(Ответы учащихся).
Итог урока и домашнее задание.
- Дома вы, пользуясь приготовленными вами материалами, должны написать сочинение по данному тексту.