Конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника «Воин-освободитель»
Конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника «Воин-освободитель»
Цель урока: совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки;
развитие умения выбирать синонимы для точной передачи мысли;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника «Воин-освободитель» »
План-конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника истории и культуры «Воин-освободитель»
Цель урока: совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки;
развитие умения выбирать синонимы для точной передачи мысли;
способствовать уважительному отношению к культурному наследию.
Оборудование: текст для изложения;
толковый словарь;
компьютер.
Основное содержание 1 урока: работа на материале текста «Воин-освободитель».
2 урок: написание работы.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Вспоминаем изученное
--- Что такое текст?
--- Что такое тема текста?
--- Назовите типы речи.
--- В чем особенность повествования как типа речи?
--- Назовите элементы композиции повествования.
8 мая в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Победы. На многометровую высоту забрался воин–освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот тринадцатиметровый монумент стал по-своему эпохальным. Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа.
--- Этот урок подготовки к подробному изложению.
--- Какова же цель этого урока?
Восприятие и усвоение учебного материала.
Работа с текстом Л. Дербуновой. Знакомство с содержание текста
Выразительное чтение текста учителем.
Победа! К этому дню шли долгими дорогами войны, от берегов Волги до Шпрее. Свершилось! Но какой ценой! Много сыновей матери-Родины полегло. Не услышали они салюта Победы.
И поклялись живые не забывать погибших, рассказать об их подвиге потомкам. Правительство поручило скульпторам и архитекторам увековечить память павших воинов. Был объявлен конкурс. Пятьдесят два проекта из многих стран мира легли на стол жюри. Советский проект был представлен скульптором Е. В. Вучетичем.
Долгими, мучительными днями и ночами вынашивался замысел. Героическое диктовало образ воина-освободителя. Это он шел немереными верстами от Сталинграда до Берлина, неся освобождение не только своей земле. Это он победил во имя жизни на земле, во имя будущего. А будущее --- наши дети. «Солдат» и «ребенок» --- эти два слова имеют полное право стоять рядом так же, как слова «мать» и «дитя». Сколько их, русоголовых и чернявых, прикрыл своей шинелью русский солдат, спас от голода, вынес из огня!
Мы у подножия памятника Воину-освободителю…
Вглядитесь в лицо солдата. Оно еще озарено утихающим пожаром, но спокойно. На нем раздумье: в какое будущее несет он девочку? Она доверчиво прильнула к его груди. Ей хорошо, она улыбается. Наверное, потому, что держат ее сильные, надежные руки. Устало опущена правая рука воина с мечом, вздулись вены на ней от трудных боев. Ему так хочется разжать ладонь, выпустить меч и «ребенка пустить на траву», но должен стоять в бессменном карауле, должен сторожить мир, чтобы его не коснулась лихая рука.
(По Л. Дербуновой)
Чтение текста учениками.
Беседа по содержанию текста.
--- Как живые поклялись рассказать о подвиге погибших?
--- Кем был представлен советский проект памятника?
--- Как вы понимаете предложение «Героическое диктовало образ воина-освободителя?
--- Опишите памятник воину-освободителю.
--- К какому типу и стилю речи относится текст?
--- Какова главная мысль?
--- Из скольких частей состоит?
(Физкультминутка)
Словарная работа.
Караул (охрана, обязанности по такой охране)
Потомки (люди будущих поколений)
Замысел (задуманный план действий, деятельности, намерение)
Лихой (приносящий беду, злой, тяжкий)
Верста (старая русская мера длины, равная 1. 06 км)
С. И. Ожегов. « Толковый словарь русского языка»
Работа над языковыми средствами.
--- Закончите предложение и запишите их.
К этому дню шли долгими …
И поклялись живые …
Правительство поручило скульпторам и архитекторам…
Героическое диктовало ….
Это он победил во имя …
«Солдат» и «ребенок» --- эти два слова….
Он должен стоять в бессменном карауле, должен сторожить мир, чтобы….
( самопроверка)
Устное изложение (работа в парах).
Написание изложения. (2 урок, после повторного чтения текста)
Итог урока.
--- Для чего предназначены тексты, содержащие описание памятника?