Цель урока: дать представление о комплименте как о виде речевых действий, направленных на подбадривание собеседника. Общеобразовательные задачи: обучающая: обучение навыкам группового и межличностного общения: ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формировать своё коммуникативное намерение, определить свои коммуникативные удачи-промахи; развивающая: развитие наблюдательности и внимания; воспитательная: воспитание уважения к личности, умения видеть и выделять прекрасное. Дидактические средства: 1. Словари. 2. Раздаточный материал. 3. Таблицы. 4. Магнитофон. 5. ИКТ. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы учебной деятельности: фронтальная (учитель управляет деятельностью всего класса, который работает над единой задачей), групповая (учащиеся выполняют отдельные части общего задания). Ход урока 1 этап. Организационный момент. Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе. Показатели выполнения дидактической задачи: быстрое включение всех учащихся в деловую атмосферу, Полная готовность класса, оборудования. 2 этап. Подготовка к активной познавательной деятельности. Дидактическая задача: формирование познавательных мотивов. Показатели дидактической цели вместе с учащимися в данном процессе. Традиционная разминка ( дыхательные упражнения). Учитель делает учащимся комплимент за выполнение речевой разминки. Вопросы учителя: 1. Какую оценку я дала вашей деятельности? 2. Что вы заметили в тоне моего голоса? 3. Какова была моя цель? 4. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Учащиеся формулируют тему урока «КОМПЛИМЕНТ» . 5. Какие задачи мы сегодня на уроке должны решить? (Учащиеся формулируют задачи урока). 3 этап. Усвоение новых знаний. Дидактическая задача: сформированность у учащихся конкретных представлений о комплименте, выделить главное. Показатели выполнения дидактической задачи: мотивация учения, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, качество ответов на последующих этапах. Слово учителя Ребята! Я произнесла хвалебное обращение, которое принято называть комплиментом. Приходилось ли вам в жизни слышать комплименты или произносить? Какая это была ситуация? Как вы говорили и слушали комплименты? А теперь попытаемся написать словарную статью на основе вашего жизненного опыта. Путешествие в мир словарей. 1. Какая задача, ребята, стоит перед нами? Работа со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь, словарь русского языка Ожегова и Шведовой, орфографический, орфоэпический). 1. Что нового узнали мы из словарей? Какую задачу решили? 4 этап. Первичная проверка понимания знаний учащимися нового материала. Дидактическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, выявить возможные проблемы. Показатели выполнения дидактической задачи: качество ответов различных по уровню обучаемости учащихся. Слово учителя А теперь, учитывая ваш жизненный опыт, наблюдения, попытаемся сформулировать правила произнесения комплимента. Учащиеся перечисляют основные правила произнесения комплимента. Работа с учебником. 5 этап. Закрепление знаний. Дидактическая задача: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний. Показатели выполнения дидактической задачи: умение воспроизводить новое, выявление пробелов в знаниях. Скажите, ребята, встречались ли вы с такой ситуацией, когда комплимент может быть неприятен и вызывать у человека негативные эмоции? «Излишняя похвала – хуже брани» (персидская пословица) «Чрезмерная похвала – насмешка» (Г.Р.Державин) 6 этап. Систематизация изученного материала. Дидактическая задача: всесторонняя проверка знаний и умений, выявление недостатков. Показатели выполнения дидактической задачи: анализ ответов. Раздаточный материал. 1. Какую задачу мы должны решить? Во время выполнения этого задания звучит песня на стихи Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». 7 этап. Подведение итогов урока. Дидактическая задача: дать анализ результата овладения знаниями, способами действия. Показатели выполнения дидактической задачи: определение мер по ликвидации пробелов. 1. Ребята, как вы считаете, мы справились с задачами, поставленными в начале урока? 2. Какие задачи мы решили? 3. Что нового узнали, открыли для себя? 4. Чему научились? 5. С какими трудностями столкнулись? 8 этап. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению. Дидактическая задача: на основе выявленных результатов усвоения, сформулировать домашнее задание, предусмотрев связь с последующей темой. Показатели выполнения дидактической задачи: своевременность и полнота инструктажа. Дифференцированное задание: 1) упр. 46 (озвучить текст, каким тоном произносит лиса свои похвальные слова?); 2) подобрать пословицы, в которых говорится о похвале. |