Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи "Письмо как один из письменных речевых жанров"»
Письмо как один из видов письменных речевых жанров.
Цель: познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.
Учебные задачи:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся.
2. Соблюдение стилевого единства письма.
3.Умение выделять смысловые части письма.
4. Умение работать в группах.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
2.Воспитывать любовь к родному языку.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Н.Кузовлева
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя:
-Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о письмах.
Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем.
Причин этому много. Порой мы заменяем письменное послание электронным сообщением или мобильным звонком. А порой просто не знаем, как лучше ответить на письмо. Сегодня мы и будем учиться писать разные письма.
2.Разминка
-Для начала давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь:
1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо).
2.Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).
3.Пункт назначения письма, местонахождение лица, кому предназначено (адрес).
-Чаще всего мы пишем письма друзьям, родным ,близким.
- В письмах мы поздравляем ,благодарим, извиняемся, сообщаем новости.
- Взрослые пишут деловые письма.
-Да, письма бывают разные: личные и официальные, поздравительные, благодарственные и т.п.
-Чем различаются эти виды писем?
Варианты ответов:
-Они обращены к разным лицам: дружеские – к друзьям или знакомым, официальные – к официальному лицу, поздравительные – к другу.
- Они различаются по содержанию. В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаем о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо- это сухое, точное, короткое письмо- сообщение о чем-то. В поздравительном письме содержится поздравление с каким-то событием.
- Эти письма различаются и формой обращения. Прочитайте начало писем , найдите среди них личные и деловые.
Милый мой друг!
Получил твое письмо из Берлина- спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю через восемь. Напиши ,пожалуйста …как твои дела. Ты знаешь ,о чем я спрашиваю.
(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21.02.98 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 00.03.98 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
Оргкомитет
Варианты ответов:
-Первое письмо - личное, второе - официальное. Об этом говорят прежде всего обращения: «Милый мой друг!», «Уважаемый Денис Иванович!» В первом письме употреблены разговорные слова и выражения («Хотел ответить в тот же день, а отвечаю через восемь»). Во втором письме передается деловая информация, использована официальная лексика.
Учитель:
-В дружеском письме можно выражать свое отношение к адресату, употребляя оценочные прилагательные. Давайте прочитаем письмо Н.Островского к матери. Какие обращения вы отметили в нем? Как эти обращения характеризуют адресанта и его отношение к матери? Умеете ли вы говорить ласковые слова своим близким и родным?
Милая голубка, матушка!
Крепко тебя обнимаю и целую, мою старую приятельницу.
Ты должна написать мне подробно обо всем, что у вас там делается. Я работаю.
Помни, матушка, мой призыв к тебе: не поднимай тяжелых вещей, не берись за изнурительную работу.
Береги себя, родная , чтобы, когда мы приедем, ты была здорова, жизнерадостна.
Крепко тебя целую и обнимаю.
-Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры.
-Попробуйте по обращению определить характер письма.
1.Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что..(А.Алексин)
2. Вечная моя заботница, ненаглядная моя матушка…
3.Уважаемый Сергей Иванович!
- Вы уже заметили, что в разных письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются:
1. Приветствие или обращение- имя того, кому предназначено письмо.
2. Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- А нужно ли соблюдать этикет при написании письма?
Варианты ответов
-Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным.
-Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов. Почему оно вызвало непонимание адресатов и ваши улыбки?
Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор тр-тр Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу , где я живу. А еще у нас печка есть теплая. Я так на ней люблю отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: о лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои пап и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по – другому . И колбаса у меня, и молоко стоит в мисочке на полу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю , для развлечений.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется. Хоть в дом не заходи. Зато новая растет - чистая, шелковистая. Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Я такой здоровый стал, прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
- Сейчас мы будем учиться правильно заполнять конверт.
(показать образцы заполнения конвертов)
*От кого_______________________
*От куда_______________________
_______________________________
(адрес)
*Кому_________________________
*Куда_________________________
______________________________
*Индекс_______________________
4.Практическая часть
- У вас на партах лежат тексты. Работаем с ними.
Текст №1.
Привет, Леха! Как житуха? У меня все клево! Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по математике, от предков попало. Скорей бы каникулы!
Ну, все, пока, Леха, увидимся. Твой друг Колька.
Задание.
-Чего не хватает в этом письме?
- Без чего можно было обойтись?
- Каким стилем написано это письмо?
- Интересно было читать это послание?
Текст№2.
Отрывок из письма А.С.Пушкина соей жене.
…Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно , было некогда. Теперь, вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых целую и благословляю. Прощай, мой милый друг.
- Какое это письмо? (личное)
- Каким стилем нужно писать личные письма? ( желательно художественным)
- Но нередко люди пишут друг другу и шаблонные, трафаретные письма. Личное письмо- это письмо индивидуальное, авторское.
-Ребята, запишите и запомните основные правила написания писем:
1. Указывайте дату и место написания письма.
2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
3. Не употребляйте обороты: «Лети с приветом, вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета» и т.д.
5.Информационная минутка.
Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти-
Оно пробежит, пролетит,
Проплывет тысячи верст в пути.
Нетрудно письму увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньгиобъедет мир
Заклеенный пассажир.
(С.Маршак. «Почта»)
(Стук в дверь, входит почтальон - переодетый ученик)
- Ребята, хотите узнать, как посылали письма в прошлом?
Письма существуют почти столько же, сколько существует человек. В Древнем Египте послания писались на папирусе, который туго наматывали на специальную палку. Гонец брал ее в руку и отправлялся в путь. В Древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Но только когда было построено множество дорог, стала развиваться торговля, люди подумали и о почте.
Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь на свежую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и, конечно, письма. В ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить, и передавали возчику.
Учитель: Спасибо нашему гостю, благодаря ему мы узнали о том , как посылали письма в прошлом.
Теперь вы будете учиться писать письма. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила.
Задание для 1- ой группы:
Напишите письмо, в котором просите друга приехать к вам на каникулы .
Слова- подсказки:
У меня к Вам(тебе) большая просьба…
Очень прошу Вас(тебя)…
Если Вам (тебе) не трудно…
Задание для 2-ой группы:
Напишите поздравительное письмо победителю игры.
Слова- подсказки:
Поздравляю
Разрешите поздравить
Позвольте пожелать
От всей души, от всего сердца…
Задание для 3-ей группы:
Напишите своей первой учительнице письмо с благодарностью.
Слова – подсказки:
Сердечно благодарю Вас) за то, что…
От всего сердца…
Если бы Вы знали, как я…
Большое ,огромное спасибо за то, что…
После работы в группах, дети читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.
Учитель:
Ну и в заключение послушайте несколько советов нашего почтальона.
Почтальон:
1.Старайтесь писать ясно и просто.
2. Учитывая то, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.
5. Не стесняйся выразить чувства любви, уважения, нежности, доверия, если ты ими наполнен.
Заключительная часть урока (рефлексия)
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Варианты ответов:
(На уроке мы узнали о том, как в прошлом отправляли письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов)
- Вот и подошел к концу наш урок. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы человечки. Улыбающийся человечек символизирует то, что вам сегодня на уроке было комфортно и все понятно , человечек, который грустит- символ того, что вы на уроке себя чувствовали неудобно, и у вас остались вопросы. Поднимите соответствующее изображение. На последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. А сейчас передайте свои письма почтальону. Спасибо всем. Урок окончен.
Правила групповой работы
Нет авторов и зрителей. Все участники.
Слушаем, не перебиваем.
Избегайте лишней информации.
Задавайте вопросы на понимание, а затем делайте выводы.
Критикуются идеи, а не личности.
Цель совместной деятельности в узнавании разных мнений и нахождение лучших решений.