kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию речи "Письмо как один из письменных речевых жанров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи "Письмо как один из письменных речевых жанров"»

Письмо как один из видов письменных речевых жанров.

Цель: познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

Учебные задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся.

2. Соблюдение стилевого единства письма.

3.Умение выделять смысловые части письма.

4. Умение работать в группах.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2.Воспитывать любовь к родному языку.


Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

Н.Кузовлева

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

-Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о письмах.

Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем.

Причин этому много. Порой мы заменяем письменное послание электронным сообщением или мобильным звонком. А порой просто не знаем, как лучше ответить на письмо. Сегодня мы и будем учиться писать разные письма.

2.Разминка

-Для начала давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь:

1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо).

2.Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

3.Пункт назначения письма, местонахождение лица, кому предназначено (адрес).

4.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон).

5. Тот, кому адресовано письмо (адресат).

6. Тот, кто пишет письмо (адресант).

3.Беседа.

-Какие виды писем вам известны?

Варианты ответов:

-Чаще всего мы пишем письма друзьям, родным ,близким.

- В письмах мы поздравляем ,благодарим, извиняемся, сообщаем новости.

- Взрослые пишут деловые письма.


-Да, письма бывают разные: личные и официальные, поздравительные, благодарственные и т.п.

-Чем различаются эти виды писем?

Варианты ответов:

-Они обращены к разным лицам: дружеские – к друзьям или знакомым, официальные – к официальному лицу, поздравительные – к другу.

- Они различаются по содержанию. В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаем о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо- это сухое, точное, короткое письмо- сообщение о чем-то. В поздравительном письме содержится поздравление с каким-то событием.


- Эти письма различаются и формой обращения. Прочитайте начало писем , найдите среди них личные и деловые.





Милый мой друг!

Получил твое письмо из Берлина- спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю через восемь. Напиши ,пожалуйста …как твои дела. Ты знаешь ,о чем я спрашиваю.

(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)


Уважаемый Денис Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 21.02.98 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 00.03.98 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.

Оргкомитет


Варианты ответов:

-Первое письмо - личное, второе - официальное. Об этом говорят прежде всего обращения: «Милый мой друг!», «Уважаемый Денис Иванович!» В первом письме употреблены разговорные слова и выражения («Хотел ответить в тот же день, а отвечаю через восемь»). Во втором письме передается деловая информация, использована официальная лексика.


Учитель:

-В дружеском письме можно выражать свое отношение к адресату, употребляя оценочные прилагательные. Давайте прочитаем письмо Н.Островского к матери. Какие обращения вы отметили в нем? Как эти обращения характеризуют адресанта и его отношение к матери? Умеете ли вы говорить ласковые слова своим близким и родным?


Милая голубка, матушка!

Крепко тебя обнимаю и целую, мою старую приятельницу.

Ты должна написать мне подробно обо всем, что у вас там делается. Я работаю.

Помни, матушка, мой призыв к тебе: не поднимай тяжелых вещей, не берись за изнурительную работу.

Береги себя, родная , чтобы, когда мы приедем, ты была здорова, жизнерадостна.

Крепко тебя целую и обнимаю.

-Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры.

-Попробуйте по обращению определить характер письма.


1.Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что..(А.Алексин)

2. Вечная моя заботница, ненаглядная моя матушка…

3.Уважаемый Сергей Иванович!


- Вы уже заметили, что в разных письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются:


1. Приветствие или обращение- имя того, кому предназначено письмо.

2. Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение-выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись, дата.


- А нужно ли соблюдать этикет при написании письма?

Варианты ответов

-Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным.


-Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов. Почему оно вызвало непонимание адресатов и ваши улыбки?

Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор тр-тр Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.

Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу , где я живу. А еще у нас печка есть теплая. Я так на ней люблю отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: о лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои пап и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по – другому . И колбаса у меня, и молоко стоит в мисочке на полу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю , для развлечений.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется. Хоть в дом не заходи. Зато новая растет - чистая, шелковистая. Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Я такой здоровый стал, прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.

До свидания. Ваш сын дядя Фарик.

(Э.Успенский. « Дядя Федор, пес и кот».)


-Что вызвало ваши улыбки и непонимание родителей?

-А теперь отгадайте загадку?

Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт).

- Сейчас мы будем учиться правильно заполнять конверт.

(показать образцы заполнения конвертов)

*От кого_______________________

*От куда_______________________

_______________________________

(адрес)

*Кому_________________________

*Куда_________________________

______________________________


*Индекс_______________________


4.Практическая часть

- У вас на партах лежат тексты. Работаем с ними.

Текст №1.

Привет, Леха! Как житуха? У меня все клево! Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по математике, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Леха, увидимся. Твой друг Колька.

Задание.

-Чего не хватает в этом письме?

- Без чего можно было обойтись?

- Каким стилем написано это письмо?

- Интересно было читать это послание?


Текст№2.

Отрывок из письма А.С.Пушкина соей жене.

Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно , было некогда. Теперь, вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых целую и благословляю. Прощай, мой милый друг.

- Какое это письмо? (личное)

- Каким стилем нужно писать личные письма? ( желательно художественным)

- Но нередко люди пишут друг другу и шаблонные, трафаретные письма. Личное письмо- это письмо индивидуальное, авторское.

-Ребята, запишите и запомните основные правила написания писем:

1. Указывайте дату и место написания письма.

2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.

3. Не употребляйте обороты: «Лети с приветом, вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета» и т.д.


5.Информационная минутка.

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти-

Оно пробежит, пролетит,

Проплывет тысячи верст в пути.

Нетрудно письму увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

(С.Маршак. «Почта»)


(Стук в дверь, входит почтальон - переодетый ученик)

- Ребята, хотите узнать, как посылали письма в прошлом?

Письма существуют почти столько же, сколько существует человек. В Древнем Египте послания писались на папирусе, который туго наматывали на специальную палку. Гонец брал ее в руку и отправлялся в путь. В Древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Но только когда было построено множество дорог, стала развиваться торговля, люди подумали и о почте.

Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь на свежую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили людей, грузы и, конечно, письма. В ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить, и передавали возчику.


Учитель: Спасибо нашему гостю, благодаря ему мы узнали о том , как посылали письма в прошлом.

Теперь вы будете учиться писать письма. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила.

Задание для 1- ой группы:

Напишите письмо, в котором просите друга приехать к вам на каникулы .

Слова- подсказки:

  • У меня к Вам(тебе) большая просьба…

  • Очень прошу Вас(тебя)…

  • Если Вам (тебе) не трудно…

Задание для 2-ой группы:

Напишите поздравительное письмо победителю игры.

Слова- подсказки:

  • Поздравляю

  • Разрешите поздравить

  • Позвольте пожелать

  • От всей души, от всего сердца…

Задание для 3-ей группы:

Напишите своей первой учительнице письмо с благодарностью.

Слова – подсказки:

  • Сердечно благодарю Вас) за то, что…

  • От всего сердца…

  • Если бы Вы знали, как я…

  • Большое ,огромное спасибо за то, что…


После работы в группах, дети читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

Учитель:

Ну и в заключение послушайте несколько советов нашего почтальона.

Почтальон:

1.Старайтесь писать ясно и просто.

2. Учитывая то, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.

5. Не стесняйся выразить чувства любви, уважения, нежности, доверия, если ты ими наполнен.

Заключительная часть урока (рефлексия)

Учитель:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Варианты ответов:

(На уроке мы узнали о том, как в прошлом отправляли письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов)

- Вот и подошел к концу наш урок. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы человечки. Улыбающийся человечек символизирует то, что вам сегодня на уроке было комфортно и все понятно , человечек, который грустит- символ того, что вы на уроке себя чувствовали неудобно, и у вас остались вопросы. Поднимите соответствующее изображение. На последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. А сейчас передайте свои письма почтальону. Спасибо всем. Урок окончен.




















































Правила групповой работы




  1. Нет авторов и зрителей. Все участники.


  1. Слушаем, не перебиваем.


  1. Избегайте лишней информации.


  1. Задавайте вопросы на понимание, а затем делайте выводы.


  1. Критикуются идеи, а не личности.


  1. Цель совместной деятельности в узнавании разных мнений и нахождение лучших решений.


  1. Уважительное отношение друг к другу.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по развитию речи "Письмо как один из письменных речевых жанров"

Автор: Дмитриева Наталья Федоровна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства