I.Организационный этап. Цель: настроить ребят на активную, плодотворную работу; подвести к выбору профессии. Метод: словесный, проблемный | Ребята, скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям надо уже сейчас. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг. Поэтому мы должны уже в школе учиться составлять такие бумаги. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | 1 минута |
II. Проверка домашнего задания. Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. Метод: практический Прием: словарная работа а) Словарная работа Цель: закрепление изученных слов Метод: практический Прием: творческий диктант.
| Вы пришли устраиваться на работу. Какие документы вам необходимы при заключении трудового договора, мы выясним в ходе словарной работы. Запишите дату урока. Задание: Замените развернутое определение одним словом или словосочетанием. Государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца; официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина; документ, подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования документы воинского учета, документ об образовании, документ - просьба о принятии на работу. Подведем итог: при заключении трудового договора в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:.. | Один ученик работает у закрытой части доски. Паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет, диплом, заявление. Ответы детей. | 5 минут |
III.Этап объяснения нового материала. Цель: формирование знаний и умений обучающихся по составлению заявления о приёме на работу. Метод: проблемно-исследовательский. Приемы: а) Синтаксическая пятиминутка б) Сообщение темы и цели урока. : | Составьте предложение со словом заявление. Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор. Я пишу заявление о приеме на работу. Сегодня, на уроке мы познакомимся, как правильно написать и оформить заявление. Запишите тему урока: Заявление о приеме на работу. Но чтобы познакомиться с тем, как пишется заявление, необходимо ответить на 3 вопроса: Что? Как? Где? - (таблица - лесенка) | Один ученик работает у доски, остальные учащиеся записывают предложение и делают синтаксический разбор. | 3 минуты |
в) Беседа Цель: выяснение уровня сформированности теоретических знаний по теме «Заявление». г) Работа с толковым словарем. - самостоятельная работа, -исследование. Форма: работа парами. Прием: составление кластера Форма: фронтальная | Итак, первая ступенька –«Что?» Как вы думаете, что мы узнаем на этой ступеньке? У вас на парте лежит толковый словарь. Найдите в нем, как объясняется это слово. На доску вывешивается табличка: Заявление – как официальный документ – это письменная просьба о чем-нибудь, адресованная организации, предприятию или должностному лицу. Саша, прочитай, что такое заявление? И т.д. Во взрослой самостоятельной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью написания заявлений. В каких ситуациях вы сталкивались с необходимостью написания заявления? Какой стиль речи используется в заявлении? Что такое «Деловой стиль»? (табличка) Почему? Прочитайте два вида заявления и определите, в чем разница? Как вы думаете, какое заявление написано в деловом стиле? Почему? Итак, мы прошли первую ступень «ЧТО» и узнали? Подведем итог: Что такое заявление? Переходим на вторую ступень «КАК?» Что мы узнаем на этой ступеньке? Заявление, как и любой документ, имеет свою структуру. Посмотрите на образец заявления и выделите основные части. Назовите структуру заявления. | На первой ступеньке мы узнаем, что такое заявление. Учащиеся парами работают с толковым словарем. При приеме на работу, при приеме в учебное заведение, при приеме в ДОУ, в школу… Официально-деловой стиль. Краткость, четкость, определенный порядок, иногда определенная форма. Потому, что заявление – деловая бумага и поэтому пишется в деловом стиле. Учащиеся читают написанные на доске заявления, сравнивают их. В деловом стиле написано второе заявление, т.к. оно построено четко, ясно, кратко. Учащиеся зачитывают определение заявления. Мы узнаем, как пишется заявление. Коллективное составление кластера «Заявление» + «Памятка» на доске | 3 минуты 2 минуты 5 минут |
г) Редактирование заявления. Цель: формирование умений анализировать текст заявления, находить и исправлять ошибки в употреблении слов и изложении темы. Метод: практический Прием: упражнение | Давайте вернемся к первому заявлению. Прочитайте его еще раз. Что вызывает смех в этом заявлении? Всем понятно, что такого заявления быть не должно. Отредактируйте данное заявление. Зачеркните лишнее. Прочтите отредактированное заявление. А какие элементы структуры вообще отсутствуют в данном заявлении? Почему без данных элементов заявление не действительно? Надеюсь, что выполнение таких упражнений поможет вам в дальнейшем избегать аналогичных ошибок. Итог: Какую ступень прошли? | Неуместная лексика. Учащиеся работают на индивидуальных карточках. Отсутствуют дата подачи заявления. Как правильно составить заявление. | 4 минуты |
д) Деловая игра «Прием заявления» Цель: выяснить, как и где применить знания по написанию заявления. Метод: имитационный игровой, активного обучения Прием: самостоятельная работа, игра, беседа | Как называется третья ступенька? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами поиграем. Вновь созданная туристическая фирма «Семь морей» объявила о вакансии рабочих мест: главного бухгалтера, экскурсовода, менеджера, технического работника. Для того, чтобы устроится на работу необходимо: пройти два этапа:1 этап - написать заявление; 2 этап – пройти собеседование. 1 этап. На готовых бланках напишите заявление о приеме на работу в турфирму по выбранной вами специальности. К кому вы будете обращаться в своём заявлении? Какое название имеет туристическая фирма? С какого слова начнёте текст заявления? Какое число вы поставите после текста заявления? Чью подпись поставите? У кого есть вопросы по составлению заявления о приёме на работу? Вы приходите на собеседование. Секретарь (сильный ученик) принимает и просматривает ваше заявление и подает на подпись генеральному директору (учитель). Генеральный директор знакомится с вашим заявлением (если есть ошибки, указывает на них), задает совсем неожиданный вопрос. Например: сколько частей имеет ваше заявление? Почему свое имя вы написали с большой буквы? И т.д. Дает заключение: принять вас на работу или отказать вам. | Где применяю. Самостоятельная работа учащихся по написанию заявления. | 8 минут |
IV. Закрепление изученного материала. Цель: закрепление и систематизация знаний учащихся по составлению заявления. Метод: практический Прием: игра «Собери заявление».–Форма: разноуровневое задание, работа в парах | Каждый из вас получит наборы, содержащие элементы структуры определенного вида заявления. Ваша задача: правильно составить заявление. | Учащиеся приклеивают в соответствующем порядке элементы-заявления на чистый лист. Один ученик работает на малой магнитной доске как образец для проверки. | 4 минуты |
V. Подведение итогов урока. Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока. Метод: словесный Прием: монологическая речь а) Задание на дом. Цель: закрепление сформированных умений и навыков написания заявления. б) Рефлексия содержания учебного материала Цель: выявление уровня осознания содержания пройденного материала. | Ребята, чему вы научились на этом уроке? – Мне хочется, чтобы сегодняшний урок помог в дальнейшей вашей жизни, чтобы вы обязательно нашли работу по душе, и составление заявления о приёме на работу у вас не вызвало затруднений. Незначительные ошибки при написании заявления допустил Сережа и т.д. Активно работали… На бланках составить текст заявления о приёме на работу.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало фразы на доске: Урок дал мне для жизни… | Данные для составления заявления написаны каждому ученику индивидуально на отдельных карточках. | 4 минуты |