Конспект урока по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» в 10 (профильном) классе «Заявление о приеме на работу»
Конспект урока по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» в 10 (профильном) классе «Заявление о приеме на работу»
Данный конспект урока предназначен для учащихся 10 (профильного) класса коррекционной школы.Урок проводится по предмету "Деловое и творческое письмо". Материал урока содержит цель: формирование знаний и умений обучающихся по составлению заявления о приеме на работу. На уроке используются разнообразные методы, формы и приемы работы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» в 10 (профильном) классе «Заявление о приеме на работу» »
Ф. И. О. Андрюшина Ирина Николаевна
Предмет: «Деловое и творческое письмо (практикум)»
Возраст детей: 17-18 лет
Диагноз: нарушение интеллекта
Кол-во детей: 7 человек
Время проведения: 40 минут
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
Тема: Заявление о приеме на работу
Цель: формирование знаний и умений обучающихся по составлению заявления о приёме на работу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-продолжить знакомство с новым видом деловых бумаг – заявлением;
-учить выделять структурные элементы;
-учить редактировать и составлять заявления;
-учить составлять текст заявления о приёме на работу.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию познавательных способностей;
- корригировать и развивать мыслительные процессы через соотнесение понятий с их определениями;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать связную устную и письменную речь через ответы на вопросы учителя.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию при составлении заявления;
- прививать культуру оформления документа.
Методическое обеспечение: тексты заявлений для редактирования, наборы для игры «Собери заявление», памятка, набор-кластер «Структура заявления»», бланки заявлений, образец заявления, таблица-лесенка, таблица «Черты официально-делового стиля», толковый словарь.
Предварительная работа: беседа о значимости умений составлять деловые бумаги;
словарная работа (документы, необходимые при заключении трудового договора).
Программное содержание: беседа по выяснению уровня сформированности теоретических знаний по теме «Заявление»;
работа с толковым словарем;
редактирование заявления;
деловая игра «Прием заявления»;
игра «Собери заявление».
Министерство образования Пензенской области
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат города Нижний Ломов
(ГКС(К)ОУ школа-интернат г. Нижний Ломов)
Конспект урока по предмету
«Деловое и творческое письмо (практикум)»
в 10 (профильном) классе
«Заявление о приеме на работу»
Подготовила: И.Н. Андрюшина,
учитель русского языка и литературы
Нижний Ломов, 2013
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
I.Организационный этап.
Цель:настроить ребят на активную, плодотворную работу; подвести к выбору профессии.
Метод: словесный, проблемный
Ребята, скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям надо уже сейчас. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг. Поэтому мы должны уже в школе учиться составлять такие бумаги.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
1 минута
II. Проверка домашнего задания.
Цель:выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Метод: практический
Прием: словарная работа
а) Словарная работа
Цель:закрепление изученных слов
Метод: практический
Прием: творческий диктант.
Вы пришли устраиваться на работу. Какие документы вам необходимы при заключении трудового договора, мы выясним в ходе словарной работы.
Запишите дату урока.
Задание: Замените развернутое определение одним словом или словосочетанием.
официальный персональныйдокумент, содержащий записи о трудоустройстве гражданина; документ, подтверждающий регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования
документы воинского учета, документ об образовании,документ - просьба о принятии на работу.
Подведем итог: при заключении трудового договора в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:..
Один ученик работает у закрытой части доски.
Паспорт,трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет, диплом, заявление.
Ответы детей.
5 минут
III.Этап объяснения нового материала.
Цель:формирование знаний и умений обучающихся по составлению заявления о приёме на работу.
Метод: проблемно-исследовательский.
Приемы:
а) Синтаксическая пятиминутка
б) Сообщение темы и цели урока.
:
Составьте предложение со словом заявление.
Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор. Я пишу заявление о приеме на работу.
Сегодня, на уроке мы познакомимся, как правильно написать и оформить заявление.
Запишите тему урока: Заявление о приеме на работу.
Но чтобы познакомиться с тем, как пишется заявление, необходимо ответить на 3 вопроса: Что? Как? Где? - (таблица - лесенка)
Один ученик работает у доски, остальные учащиеся записывают предложение и делают синтаксический разбор.
3 минуты
в) Беседа
Цель: выяснение уровня сформированности теоретических знаний по теме «Заявление».
г) Работа с толковым словарем.
- самостоятельная работа,
-исследование.
Форма: работа парами.
Прием: составление кластера
Форма: фронтальная
Итак, первая ступенька –«Что?»
Как вы думаете, что мы узнаем на этой ступеньке?
У вас на парте лежит толковый словарь. Найдите в нем, как объясняется это слово. На доску вывешивается табличка:
Заявление – как официальный документ – это письменная просьба о чем-нибудь, адресованная организации, предприятию или должностному лицу.
Саша, прочитай, что такое заявление? И т.д.
Во взрослой самостоятельной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью написания заявлений. В каких ситуациях вы сталкивались с необходимостью написания заявления?
Какой стиль речи используется в заявлении?
Что такое «Деловой стиль»? (табличка)
Почему?
Прочитайте два вида заявления и определите, в чем разница?
Как вы думаете, какое заявление написано в деловом стиле? Почему?
Итак, мы прошли первую ступень «ЧТО» и узнали?
Подведем итог: Что такое заявление?
Переходим на вторую ступень «КАК?» Что мы узнаем на этой ступеньке?
Заявление, как и любой документ, имеет свою структуру.
Посмотрите на образец заявления и выделите основные части. Назовите структуру заявления.
На первой ступеньке мы узнаем, что такое заявление.
Учащиеся парами работают с толковым словарем.
При приеме на работу, при приеме в учебное заведение, при приеме в ДОУ, в школу…
Официально-деловой стиль.
Краткость, четкость, определенный порядок, иногда определенная форма.
Потому, что заявление – деловая бумага и поэтому пишется в деловом стиле.
Учащиеся читают написанные на доске заявления, сравнивают их.
В деловом стиле написано второе заявление, т.к. оно построено четко, ясно, кратко.
Учащиеся зачитывают определение заявления.
Мы узнаем, как пишется заявление.
Коллективное составление кластера «Заявление» + «Памятка» на доске
3 минуты
2 минуты
5 минут
Динамическая пауза
Цель: повышение эмоционального уровня учащихся, предупреждение развития переутомления
1 минута
г) Редактирование заявления.
Цель: формирование умений анализировать текст заявления, находить и исправлять ошибки в употреблении слов и изложении темы.
Метод: практический
Прием: упражнение
Давайте вернемся к первому заявлению. Прочитайте его еще раз.
Что вызывает смех в этом заявлении?
Всем понятно, что такого заявления быть не должно. Отредактируйте данное заявление. Зачеркните лишнее.
Прочтите отредактированное заявление.
А какие элементы структуры вообще отсутствуют в данном заявлении? Почему без данных элементов заявление не действительно?
Надеюсь, что выполнение таких упражнений поможет вам в дальнейшем избегать аналогичных ошибок.
Итог: Какую ступень прошли?
Неуместная лексика.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках.
Отсутствуют дата подачи заявления.
Как правильно составить заявление.
4 минуты
д) Деловая игра «Прием заявления»
Цель: выяснить, как и где применить знания по написанию заявления.
Метод: имитационный игровой, активного обучения
Прием: самостоятельная работа, игра, беседа
Как называется третья ступенька?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами поиграем.
Вновь созданная туристическая фирма «Семь морей» объявила о вакансии рабочих мест: главного бухгалтера, экскурсовода, менеджера, технического работника. Для того, чтобы устроится на работу необходимо: пройти два этапа:1 этап - написать заявление; 2 этап – пройти собеседование.
1 этап. На готовых бланках напишите заявление о приеме на работу в турфирму по выбранной вами специальности.
К кому вы будете обращаться в своём заявлении?
Какое название имеет туристическая фирма?
С какого слова начнёте текст заявления?
Какое число вы поставите после текста заявления?
Чью подпись поставите?
У кого есть вопросы по составлению заявления о приёме на работу?
Вы приходите на собеседование. Секретарь (сильный ученик) принимает и просматривает ваше заявление и подает на подпись генеральному директору (учитель). Генеральный директор знакомится с вашим заявлением (если есть ошибки, указывает на них), задает совсем неожиданный вопрос. Например: сколько частей имеет ваше заявление? Почему свое имя вы написали с большой буквы? И т.д. Дает заключение: принять вас на работу или отказать вам.
Где применяю.
Самостоятельная работа учащихся по написанию заявления.
8 минут
IV. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепление и систематизация знаний учащихся по составлению заявления.
Метод: практический
Прием: игра «Собери заявление».–Форма: разноуровневое задание, работа в парах
Каждый из вас получит наборы, содержащие элементы структуры определенного вида заявления. Ваша задача: правильно составить заявление.
Учащиеся приклеивают в соответствующем порядке элементы-заявления на чистый лист. Один ученик работает на малой магнитной доске как образец для проверки.
4 минуты
V. Подведение итогов урока.
Цель:краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока.
Метод: словесный
Прием: монологическая речь
а) Задание на дом.
Цель: закрепление сформированных умений и навыков написания заявления.
б) Рефлексиясодержания учебного материала
Цель:выявление уровня осознания содержания пройденного материала.
Ребята, чему вы научились на этом уроке? –
Мне хочется, чтобы сегодняшний урок помог в дальнейшей вашей жизни, чтобы вы обязательно нашли работу по душе, и составление заявления о приёме на работу у вас не вызвало затруднений.
Незначительные ошибки при написании заявления допустил Сережа и т.д.
Активно работали…
На бланках составить текст заявления о приёме на работу.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало фразы надоске: Урок дал мне для жизни…
Данные для составления заявления написаны каждому ученику индивидуально на отдельных карточках.