КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА. Тема: Местоимение (урок - обобщение)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА. Тема: Местоимение (урок - обобщение)
Конспект урока составлен в соответствии с программными требованиями и носит коррекционную направленность с учётом индивидуальных психических особенностей. В ходе урока предлагаются разноуровневые задания, частая смена видов деятельности cпособствует здоровьесбережению. Для проведения занятия была проведена большая подготовка: дети учили стихи о местоимении, инсценировали сказку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении изученного;
коррекция мышления на основе упр. в классификации лица и падежа местоимений
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Оборудование: карточки, О.К., схема
Ход урока. I. Организационный момент.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
II. Введение в тему урока.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
Ученик
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
Учитель
- Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
- Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
III. Психологический настрой
Учитель:
- Сначала предлагаю вам настроиться на работу.( дети хором повторяют за учителем)
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания
2 вариант хором:
У меня все получится
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям
(Запись в тетрадь даты, классной работы и темы урока)
IV. Чистописание.
Учитель:
-У нас будет необычное чистописание
-И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
В, НА, , НОС, Я, , ОН, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
Дети: - Здесь записаны разные части речи.
Учитель: - Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).
Предлоги - в, на,
Им. существительное - нос.
Глаголы - мнём.
Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы
Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)
(Работа в парах - взаимопроверка)
Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!
И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.
- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.
Всё встало на свои места. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Учитель
- Это сказка, а теперь проверим друг друга, что же такое местоимение
2) Выбор правильного определения местоимения. ( у каждого карточка)
А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;
Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но
не называет его.
В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и
называет его.
(Работа в парах - взаимопроверка)
Учитель: - Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!
-Зачем нам нужно местоимение?
Ученик
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменю имена!
Учитель
- Послушайте стихотворение, попробуйте догадаться о чем идёт речь
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.
Учитель: - Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились.
3) Определение лица личных местоимений.
Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
Дети: - Это личные местоимения.
Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
- Проверяем в парах
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
-Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.
Физминутка. Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.
4) Написание предлогов со словами.
Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.
Работа в группах 2 Бахарева Курбатов
Т__нулся к (он)______________ Тянулся к (ней), к (нему) (для 3гр.)
беспокоился о (она)_________ беспокоился о (ней), о (нём)
наблюдал за (они)____________ наблюдал за (ними), за (ими)
разговаривал с (он)__________ разговаривал с (ним), с (ней)
спр__сил у (он)______________ спросил у (неё), у (него)
остановился перед (он)________ остановился перед (ним), перед (им)
возвышался над (она)_________ возвышался над (ней), над (ним)
прив-зли к (она)______________ привезли к (нему), к (ней)
х-дил за (она)________________ ходил за ней
1 группа
Учитель: - Молодцы! Вспомнили ещё правило!
ПРОВЕРКА
5) Склонение местоимений.
Учитель: - Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье.
1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)
2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)
3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)
(дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)
6) Самостоятельная работа
1 группа - спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.
Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.
2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
ПРОВЕРКА
VI. Итог урока (заполнение схемы)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
- Что такое Местоимение?
- Расскажите о его значении
- Какие местоимения относятся к 1,2,3 лицу?
-Как изменяются местоимения 3 – го лица?
-Как пишутся местоимения с предлогами?
Какая буква добавляется к местоимениям 3- го лица?
Рефлексия
-Сегодня мы хорошо поработали, поднимите табличку с тем смайликом, который соответствует вашему настроению