kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему"Повторение и систематизация изученного по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок был дан в конце изучения темы "Лексика" в 5 классе.цели урока: 1.Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по  данной теме.2.Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, навык связной монологической речи, развивать культуру  речи учащихся, обогащать их словарный запас.3. воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому  языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться.

Урок повторения и систематизации знаний.БЫЛИ СОБЛЮДЕНЫ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УРОКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ всех  элементов продумана. Содержание урока  соответствует требованиям программы. выдержаны  принципы научности, систематичности, последовательности и доступности. Работа на уроке  выстроена с опорой на уровень общеучебных умений и навыков.Существенной задачей  является  выработка умения применять  полученные знания. Дети были активны, присутствовал дух соревнования, они стремились ответить правильно, не подвести своих друзей.  Ученики проявляют интерес к предмету, обладают специальными и учебными умениями.Для урока были подобраны два эпиграфа.В ходе урока  обращалась к ним. Они помогали детям определить проблему данного урока. На уроке повторения  главной технологией  явилась игровая технология. Для того чтобы определить основные этапы путешествия, нужно было написать диктант(по лексическому значению  определить  слова  и записать в тетрадь. Затем велась работа по каждому понятию темы.Дети решали кроссворд, делали сообщения об истории создания толковых словарей. в хлде игровых заданий ученики показали, как они могут работать с толковыми словарями. слушали шуточные стихи и определяли значения многозначных слов. Была проведена синтаксическая минутка. Ученики выполняли синтаксический разбор предложения. Объясняли, почему происходит перенос значения. При выполнении распределительного диктанта дети находили нужное слово.  Побывали учеными-лингвистами, делали сообщения об омографах, омофонах и омоформах.  при повторении синонимов  слушали стихотворения, записывали пропущенные слова в тетрадь через запятую. Вспоминали определения понятий по теме "Лексика". Присутствовала  на уроке и работа с текстом. Списывали текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.антонимы повторяли, используя пословицы.после повторения понятия по теме дети зачитывали высказывания великих людей. Была применена физкультминутка.  После подведения итогов было  домашнее задание : решить кроссворд.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему"Повторение и систематизация изученного по теме "Лексика"»


Тема урока: Повторение и систематизация изученного по теме «Лексика».


ЦЕЛИ:


  1. Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по теме «Лексика»

  2. Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, навык связной монологической речи, развивать культуру речи учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться.


Эпиграфы:

Для всего, что существует в природе в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

К. Паустовский.


И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных- нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно- давно привычно нам,

Другое- незнакомо…

Язык- и стар и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море- море слов-

Купаться ежечасно!


Александра Шибаева

Ход урока


  1. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.


- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас веселыми и бодрыми. Располагайтесь поудобнее, не забывайте следить за осанкой.

Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по необъятной стране Русский язык. Может, кто- то и считает русский язык трудным, скучноватым. Нет, они не правы, он удивительный, загадочный, интересный. Целью нашего путешествия является повторение знаний по теме «Лексика».


Запись даты и темы.

- Запишите число и тему урока в тетради.

Компасом вам будут служить ваши знания, смекалка, умение быстро работать. Нам предстоит пройти следующие этапы. А какие, нам поможет диктант.

ЗАДАНИЕ 1 По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

1. Все слова русского языка.(лексика).

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3.То, что слово обозначает.(Лексическое значение слова).

4.Слово, имеющее одно л. значение. ( однозначные слова).

5. Слово, имеющее несколько лексических значений). ( многозначные слова).

6. Слова с переносным значением. (Метафора)

7.Слова , одинаковые по звучанию и написанию, но разные по л.зн.( Омонимы).

8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками л.з.(синонимы).

9. Слова с противоположным лексическим значением.(Антонимы).


III.Работа по теме.

  1. Этап повторения темы «Лексическое значение слова».

–Еще раз скажите, что такое лексика?

Верно, а я вам напомню, что слово Лексика- слово греческого происхождения, означает- слово, выражение)

-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитаем слова К. Паустовского.

- Как вы думаете, все ли слова знает и употребляет каждый человек? (нет)

Если у человека большой словарный запас, то с ним интересно общаться- ведь он знает много слов! Вильям Шекспир пользовался 12000 слов в своих произведениях. Современный человек должен знать и уметь употреблять в своей речи 20000-24000 слов. Но часть бывает так, как в стихотворении Агнии Барто.


Чтение учителем стихотворения.


Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей -раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла!

-Итак, что можете сказать о словарном запасе мальчика? Действительно, у него бедный словарный запас. Он мало знает, не умеет выражать свои мысли.


- Что бы вы посоветовали герою стихотворения? (больше читать книг).

- Действительно, для обогащения словарного запаса необходимо много читать, а также отгадывать кроссворды. Мы сейчас этим и займемся.


Работа над кроссвордом.



л

е

к

т

о

р

и

й


н

е

д

о

у

м

е

н

и

е


к

р

о

с

с

в

о

р

д


с

у

в

е

н

и

р




и

з

м

о

р

о

с

ь



к

в

а

р

т

а

л




а

р

е

н

а




1.Помещение для чтения публичных лекций.

2.Сомнение, удивление.

3.Игра-задача, в которой нужно отгадать слова.

4.Памятный подарок.

5.Очень мелкий дождь.

6.Круглая площадка в цирке.


- Что помогло узнать слова? (Мы отгадали слова с помощью описания предмета, его признаков и назначения).

- Как в русском языке называется то, что слово обозначает?(лексическое значение0.

- Какое еще значение имеет слово? (грамматическое)

/ Лексическое значение(изучает ЛЕКСИКА)

-слово имеет

\ ГРАММАТИЧЕСКОЕ Значение (Морфология).


- где мы можем узнать лексические значения неизвестных нам слов?- Да, можем узнать в словаре.

Сообщение учащихся об истории создания толковых словарей.

  • Первые печатные словари появились в России в конце 16 века, служили они основном своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных « нерусских» слов.

  • Первым большим толковым словарем русского языка был Словарь Академии Российской .Словарь издавался дважды. В первое издание было включено 43257 слов, оно появилось в 1789 году; Во второе издание вошло уже 51 388 слов, оно появилось в 1806 году.

  • Настоящей революцией в словарном деле стал Толковый словарь живого великорусского языка, созданный в середине 19 века Владимиром Ивановичем Далем. Именно в него впервые были включены широкие слои лексики той эпохи, и содержалось в нем около 200 000 слов. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь простого русского человека».

  • Именно включение в словарь разговорных, диалектных и просторечных слов делает его интересным для читателя..

  • Самым известным словарем современного русского языка стал Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Он вышел в свет в 1935 году., состоит из четырех томов и включает 85 289 слов.

  • Ног в обычной жизни пользуются однотомным Толковым словарем русского языка Сергея Ивановича Ожегова или небольшими Школьными толковыми словарями русского языка.


- Таким образом, в словарях отражается все богатство русского языка. Не случайно А. Франс писал: «Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке». Работа со словарями- это тоже обогащение своего лексикона. Посмотрим, как вы пользуетесь толковым словарем.

2. Этап повторения темы « Однозначные и многозначные слова.

Найдите значение слова ЗЕМЛЯ. Сколько значений у данного слова? Как называются такие слова? Давайте докажем, что земля- многозначное слово. Запишите в тетрадях под цифрами разные значения слова. Ваша задача выбрать и прочитать значение этого слова в предложениях, используйте слова для справок : планета, территория, Родина, почва, суша.

  1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова.- территория.

  2. Шел, шел, долговяз, в сыру землю увяз. -почва.

  3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.- суша.

  4. Земля вращается вокруг Солнца .-планета.

  5. Береги землю родимую, как мать любимую- Родина.

- Можно ли сказать, что ЗЕМЛЯ- многозначное слово? Что вы знаете об однозначных и многозначных словах?.

Задание.

- Послушайте шуточные стихотворения и определите значения многозначных слов.

1 ряд

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются… (иголки).

1. инструмент для шитья. 2. предмет в форме иглы.


2 ряд

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И наконец, порою,

В шеренгу вас построю. (Линейка).

1. полоска в тетради. 2. планка для черчения. 3. построение людей.

- итак, знание значений многозначных слов позволяет нам правильно понимать высказывания людей. Мы убедились, как важно правильно выражать свои мысли. Об этом говорил Лев Николаевич Толстой: «Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».


3.Этап повторения темы «Прямое и переносное значение слов».

- Продолжаем работу, и мы на следующем этапе.


Синтаксическая минутка.

Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.

-Сделайте синт. разбор. Хорошо. А теперь прочтем еще раз. Что наблюдается в этом предложении? Расскажите. как происходит перенос значения.

Распределительный диктант.

Тяжелый (чемодан, характер), легкая (работа, рука), олимпийское (спокойствие, игры), железная ( дисциплина, гвоздь).

4.Этап повторения темы «Омонимы».


- Угадайте, о каких словах идет речь в стихотворении?


Вы откуда, молодцы?

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их: « Вы откуда

Появились, молодцы?!»

Отвечали мне слова:

«Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

( Я. Козловский).


- Да, ребята, это омонимы. Дайте определение омонимов.

Найдите их в стихотворениях,,устно объясните значения.


Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка здесь,

А норки -нет!

( А. Шибаев).

Там, где нужен ключ обычный,

Не поможет ключ скрипичный.

И лесным ключом , поверь,

Не откроешь эту дверь.


-Каковы их значения?

    • Родник

    • Музыкальный знак

    • Предмет для открывания замка.

-Кто вы?

-Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы- то, кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как с одной то лапкой?

- Нет еще со шляпкой!

  • Грибы

  • Животные


Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

  • Птица птица

  • Пленка на молоке крупа

- Отгадайте загадки.

Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают. (очки).



Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (нос).


Со мной ходи стрелять учиться,

На грядке ты меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А чаще попадаю в щи. (лук)


Задание.

Добавьте поясняющие слова так, чтобы стали ясны значения омонимов.

КРАН ( строительный, водопроводный)

ТУШИТЬ ( огонь, мясо)



ТОПИТЬ ( дровами, в воде)

КЛУБ ( дыма, сельский)


ПОЛЯ (земли, тетради)

ГЛАДИТЬ(по голове, брюки)





- Ребята. Для омонимов характерны обязательные признаки- одна и та же часть речи, одинаковость произношения и написания. Если нет одного признака, то это не омонимы.

Сообщение ученика об омографах, омофонах и омоформах.


Итог работы на этом этапе можно подвести словами А.И. Герцена:

« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем».

6. Синонимы

- Оставим это веселое место, продолжим наше путешествие. А узнать название следующей станции узнаем, выполнив

ЗАДАНИЕ

- Я читаю стихотворение, а вы записываете пропущенные слова в строчку через запятую.

Простое слово промежуток.

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все …(антракт)


На время что-то прекратив,

Мы объявляем…(перерыв)


В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим …(передышку)


После урока непременно

Нужна ребятам…(перемена)


Какие слова вы записали? Как они называются? Дайте определение синонимов.

Найдите в стихотворении еще один синоним этим словам, запишите. ( Промежуток).


Задание.

-запишите синонимы к словам- торопиться, учить, бежать, осилить, известие, удивить, фантазировать.

С

п

е

ш

и

т

ь

И

з

у

ч

а

т

ь

Н

е

с

т

и

с

ь

О

д

о

л

е

т

ь

Н

о

в

о

с

т

ь

И

з

у

м

и

т

ь

М

е

ч

т

а

т

ь


Игра «ДОМИНО»

Работа с текстом.

Спишите текст, замените повторяющиеся слова синонимами. Какова роль синонимов.

Путешественник, напрягая силы, прокладывает себе путь (дорога) среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника (исследователя) в этих непроходимых(дремучих ) зарослях (дебрях) подстерегает смертельная опасность.

- Как вы думаете, зачем нужны синонимы?

- синонимы обеспечивают более точное выражение мысли, преодоление повторения одних и тех слов.

  1. «Антонимы»

Послушайте стихотворение С. Баруздина

Какое над нами небо-

Высокое или низкое?

Какое над нами небо-

Далекое или близкое?

Когда самолет взмывает

В небо с аэродрома,

То близким небо бывает,

Как стены родного дома.

Когда со скоростью света

Ракета уходит в воздух,

Мы знаем эта ракета

К нам приближает звезды.

Но ежели ты без срока

В безделье живешь и в покое,

Ты видишь небо далекое

И бесконечно чужое.

- Как называются слова высокое- низкое, далекое- близкое, чужой- родной?

-дайте определение антонимов.

Задание. Запишите пословицы. Найдите в них антонимы, подчеркните..

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Труд всегда дает, а лень берет.

На голове густо, да в голове пусто.

Велик телом, да мал делом.

На черной земле белый хлеб родится.

В пословицы вставьте подходящие по смыслу слова.

…говори. Да …делай.

…земля, …рук не любит.

Иди…, а оглядывайся… .

У мудрого человека… уши и …язык.

Слова для справок: длинный короткий, черный -белый, меньше- больше., вперед-назад.

ИГРА « ДОМИНО»

Итоги урока. Выставление оценок.

Заключительное слова учителя.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Лексике. Мы повторили и закрепили основные понятия. Вы – молодцы, смогли не только поучаствовать, но и показать хорошие знания.

Для чего же нужны в речи омонимы, синонимы, антонимы?( чтобы сделать нашу речь красивой , выразительной). Чтение эпиграфа.

Мы не будем останавливаться на достигнутом. Нас ждет новое, неизведанное, интересное. Это путешествие не последнее. Счастливого пути!

Домашнее задание. Разгадать кроссворд.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока на тему"Повторение и систематизация изученного по теме "Лексика"

Автор: Печень Марина Владимировна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства