kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока раскрываются важнейшие черты творчества Н.А.Некрасова. Структуру урока составляют девять этапов: 1. Слово учителя. 2.Прослушивание авторского чтения стихотворений 3.Чтение выдержки из статьи В.Жданова 4.Викторина 5. История создания стихотворения "Размышления у парадного подъезда 6. Словарная работа 7.рефлексия 8.Итог урока 9.Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова" »

Любовь и ненависть в поэзии Н.А.Некрасова

Цели:

1. Ознакомление учащегося со становлением народного характера творчества Н.А.Некрасова, с его личностью.

2. Обучение анализу стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выразительному чтению ; формирование умения воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения.

3. Воспитание чувства гражданской любви к Родине и русскому народу, нравственных человеческих качеств: милосердия, доброты, сострадания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-семинар

Методы работы: лекция. беседа, самостоятельные доклады учащихся.

Приемы работы: метод творческого чтения, эвристический метод.

Оборудование: компьютер, портрет Н.А.Некрасова, доклады учеников об истории создания стихотворения.

Ход урока

I. Слово учителя

Как у каждого поэта, у А.Н.Некрасова складывается свой определенный стиль. Важнейшей чертой его творчества всегда было: стремление к правде, критика социального устройства нации. Кроме того поэзия Н.А.Некрасова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи с народом, о любви к Родине, к русской деревне. Только его поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского мужика, выразила его нужды и стремления.

Н.А.Некрасов говорит о повседневных явлениях: о грязной и шумной улице, о труде бурлака, о смерти пахаря, о семейном горе крестьянки или ямщика. Поэтому его поэзия – выражение мыслей и чувств гражданина, чьи интересы неотделимы от интересов народа. Эта гражданственность стремится приблизить народную бурю.

Поэт , как и народ, создал песню «подобную стону». Здесь сказались и традиции русской поэзии:

«грустный вой –

Песнь русская»

Эта черта – любовь и ненависть – становятся главными в творчестве поэта.

…Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на сенную

Там били женщину кнутом-

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: «Смотри,

Сестра твоя родная…

Муза поэта – муза гнева и печали, муза любви и ненависти.

II. Прослушивание авторского чтения стихотворений и личные впечатления от прочитанного:

- «Забытая деревня»

- «Несжатая полоса»

- «В дороге…», «На Волге»

- «Школьник»

III. Задание. Прочитайте выдержку из статьи В. Жданова « Некрасов.
Часть первая. Детские годы»

Ответьте на вопрос: «Чем дорога поэзия Н.А.Некрасова современным поэтам и нам?

Подросток Некрасов был потрясен до глубины души, когда впервые увидел бурлаков. Их тяжелый, нечеловеческий труд, их крики и стоны испугали, оглушили его, заставили рано задуматься над такими вопросами, которые обычно не приходят в голову детям. Недаром он крепко запомнил все, что увидел тогда, и позднее почти с документальной точностью воплотил в поэтических образах.

Ему случалось близко подходить к привалам, которые делали бурлаки; он приглядывался к обессиленным людям, прислушивался к их разговорам (хотя и не все понимал в них). Один из таких разговоров почти дословно воспроизведен в стихотворении "На Волге", что подтверждается свидетельством Чернышевского. В своих заметках о Некрасове он сообщает, как однажды поэт, рассказывая ему о своем детстве, припомнил разговор бурлаков; пересказав его, Некрасов прибавил, что думает воспользоваться им в одном из будущих стихотворений. "Прочитав через несколько времени пьесу "На Волге", - продолжает Чернышевский, - я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан в ней с совершенною точностью, без всяких прибавлений или убавлений; перемены в словах сделаны лишь такие, которые были необходимы для подведения их под размер стиха..."

Образ угрюмого и тихого бурлака с больным плечом, который в некрасовском стихотворении говорит: "А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще", - на всю жизнь остался в памяти поэта, хотя он услышал его слова в детские годы. "Он и теперь передо мной", - писал Некрасов об этом бурлаке много лет спустя, в 1860 году, вспоминая его болезненное лицо и "выражающий укор спокойно-безнадежный взор"

IV. Викторина

Знаешь ли ты стихи Н.А.Некрасова? Заполни кроссворд.Откуда эти строки?

1. …О, Волга, клыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?! (На волге)



2. Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,


Только не сжата полоска одна …

Грустную думу наводит она. (Несжатая полоса)


3. У бурмистра Власа бабушка Ненила

Починить избенку лесу попросила. (Забытая деревня)


4. "Стой, ямщик! жара несносная,

Дальше ехать не могу!"

Вишь, пора-то сенокосная -

Вся деревня на лугу. (Песня Еремушке)


5. "Покормись, родимый, грудкою!

Сыт?.. Ну, баюшки-баю!"

И запела над малюткою

Снова песенку свою… (Песня Еремушке)


6. Пускай нам говорит изменчивая мода, 
Что тема старая «страдания народа» 
И что поэзия забыть ее должна, 
Не верьте, юноши! не стареет она. 
О, если бы ее могли состарить годы! 
Процвел бы божий мир!Увы! Пока народы 
Влачатся в нищете, покорствуя бичам. (Элегия)



V. История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда». (Заранее подготовленное сообщение учащегося). Выразительное чтение стихотворения.


Стихотворение, по воспоминаниям Панаевой, «было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. [...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ (М. Н. Муравьев. ≈ В. Коровин) . Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда» . Некрасов совершенно переработал реальный жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало стихотворению обобщенно-символический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. Многие мотивы стихотворения восходят к «сатирической оде» Г. Р. Державина «Вельможа» , а тема «стона» находит соответствие у Пушкина в поэме «Домик в Коломне» («унылое пение» истолковано как выражение русского национального характера) .

В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 г. оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора, с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» . Заключительные строки (со стиха: «Назови мне такую обитель...» ) стали студенческой песней.

Чтение стихотворение

Ответьте на вопросы:

- Какие чувства выражает поэт?

- Как вы думаете, какова центральная тема этого произведения?

- Какой картиной начинается оно?

- Сколько картин рисует автор перед нами?

- Какими вы представляете себе русских мужиков? Кого они вам напоминают?


V I. Словарная работа.

Вельможа - знатный, родовитый и богатый сановник; важный и знатный человек.

Пилигрим -  паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.

Армяк - верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти)

Швейцар - человек, чьей основной обязанностью является встреча посетителей у входной двери.


Задание: выписать устаревшие слова.


VII. Рефлексия.

  • Меня удивило…

  • Произвело впечатление…

  • Мне понравилось…

  • Меня восхищает…

  • Я любуюсь…

  • Мне пришлось по душе…

  • Мне запомнилось…

  • Я считаю, что

VIII. Итог урока:  Итак, становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви  к народу, своей матери. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. Он писал о реальной жизни страны во всех её проявлениях. С проникновенной любовью и состраданием писал поэт о своей Родине.


IX.Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

















Н.А.Некрасов

Бурлаки на Волге. Илья Репин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова"

Автор: Веригина Валерия Валерьевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства