Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова"
Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова"
В данном конспекте урока раскрываются важнейшие черты творчества Н.А.Некрасова. Структуру урока составляют девять этапов: 1. Слово учителя. 2.Прослушивание авторского чтения стихотворений 3.Чтение выдержки из статьи В.Жданова 4.Викторина 5. История создания стихотворения "Размышления у парадного подъезда 6. Словарная работа 7.рефлексия 8.Итог урока 9.Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Любовь и ненависть в творчестве Н.А.Некрасова" »
Любовь и ненависть в поэзии Н.А.Некрасова
Цели:
1. Ознакомление учащегося со становлением народного характера творчества Н.А.Некрасова, с его личностью.
2. Обучение анализу стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выразительному чтению ; формирование умения воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения.
3. Воспитание чувства гражданской любви к Родине и русскому народу, нравственных человеческих качеств: милосердия, доброты, сострадания.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-семинар
Методы работы: лекция. беседа, самостоятельные доклады учащихся.
Приемы работы: метод творческого чтения, эвристический метод.
Оборудование: компьютер, портрет Н.А.Некрасова, доклады учеников об истории создания стихотворения.
Ход урока
I. Слово учителя
Как у каждого поэта, у А.Н.Некрасова складывается свой определенный стиль. Важнейшей чертой его творчества всегда было: стремление к правде, критика социального устройства нации. Кроме того поэзия Н.А.Некрасова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи с народом, о любви к Родине, к русской деревне. Только его поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского мужика, выразила его нужды и стремления.
Н.А.Некрасов говорит о повседневных явлениях: о грязной и шумной улице, о труде бурлака, о смерти пахаря, о семейном горе крестьянки или ямщика. Поэтому его поэзия – выражение мыслей и чувств гражданина, чьи интересы неотделимы от интересов народа. Эта гражданственность стремится приблизить народную бурю.
Поэт , как и народ, создал песню «подобную стону». Здесь сказались и традиции русской поэзии:
«грустный вой –
Песнь русская»
Эта черта – любовь и ненависть – становятся главными в творчестве поэта.
…Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на сенную
Там били женщину кнутом-
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Смотри,
Сестра твоя родная…
Муза поэта – муза гнева и печали, муза любви и ненависти.
II. Прослушивание авторского чтения стихотворений и личные впечатления от прочитанного:
- «Забытая деревня»
- «Несжатая полоса»
- «В дороге…», «На Волге»
- «Школьник»
III. Задание. Прочитайте выдержку из статьи В. Жданова « Некрасов. Часть первая. Детские годы»
Ответьте на вопрос: «Чем дорога поэзия Н.А.Некрасова современным поэтам и нам?
Подросток Некрасов был потрясен до глубины души, когда впервые увидел бурлаков. Их тяжелый, нечеловеческий труд, их крики и стоны испугали, оглушили его, заставили рано задуматься над такими вопросами, которые обычно не приходят в голову детям. Недаром он крепко запомнил все, что увидел тогда, и позднее почти с документальной точностью воплотил в поэтических образах.
Ему случалось близко подходить к привалам, которые делали бурлаки; он приглядывался к обессиленным людям, прислушивался к их разговорам (хотя и не все понимал в них). Один из таких разговоров почти дословно воспроизведен в стихотворении "На Волге", что подтверждается свидетельством Чернышевского. В своих заметках о Некрасове он сообщает, как однажды поэт, рассказывая ему о своем детстве, припомнил разговор бурлаков; пересказав его, Некрасов прибавил, что думает воспользоваться им в одном из будущих стихотворений. "Прочитав через несколько времени пьесу "На Волге", - продолжает Чернышевский, - я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан в ней с совершенною точностью, без всяких прибавлений или убавлений; перемены в словах сделаны лишь такие, которые были необходимы для подведения их под размер стиха..."
Образ угрюмого и тихого бурлака с больным плечом, который в некрасовском стихотворении говорит: "А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще", - на всю жизнь остался в памяти поэта, хотя он услышал его слова в детские годы. "Он и теперь передо мной", - писал Некрасов об этом бурлаке много лет спустя, в 1860 году, вспоминая его болезненное лицо и "выражающий укор спокойно-безнадежный взор"
IV. Викторина
Знаешь ли ты стихи Н.А.Некрасова? Заполни кроссворд.Откуда эти строки?
6. Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам. (Элегия)
V. История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда». (Заранее подготовленное сообщение учащегося). Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение, по воспоминаниям Панаевой, «было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. [...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ (М. Н. Муравьев. ≈ В. Коровин) . Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда» . Некрасов совершенно переработал реальный жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало стихотворению обобщенно-символический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. Многие мотивы стихотворения восходят к «сатирической оде» Г. Р. Державина «Вельможа» , а тема «стона» находит соответствие у Пушкина в поэме «Домик в Коломне» («унылое пение» истолковано как выражение русского национального характера) .
В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 г. оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора, с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» . Заключительные строки (со стиха: «Назови мне такую обитель...» ) стали студенческой песней.
Чтение стихотворение
Ответьте на вопросы:
- Какие чувства выражает поэт?
- Как вы думаете, какова центральная тема этого произведения?
- Какой картиной начинается оно?
- Сколько картин рисует автор перед нами?
- Какими вы представляете себе русских мужиков? Кого они вам напоминают?
VI. Словарная работа.
Вельможа - знатный, родовитый и богатый сановник; важный и знатный человек.
Пилигрим - паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.
Армяк - верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти)
Швейцар - человек, чьей основной обязанностью является встреча посетителей у входной двери.
Задание: выписать устаревшие слова.
VII. Рефлексия.
Меня удивило…
Произвело впечатление…
Мне понравилось…
Меня восхищает…
Я любуюсь…
Мне пришлось по душе…
Мне запомнилось…
Я считаю, что
VIII. Итог урока: Итак, становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. Он писал о реальной жизни страны во всех её проявлениях. С проникновенной любовью и состраданием писал поэт о своей Родине.
IX.Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»