kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов о роли зеркала в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:   урок-исследование   с элементами  творческой  мастерской

                         (поисковая  лаборатория)                 

Цель урока:   рассмотреть  понятие  «зеркало»  в полном  объёме;  осуществить  опыт

                         прочтения  предложенных  текстов, дать  истолкование  текстов;

                         воспитывать чувство  восхищения  красотой  грамотной русской речи;

                         развивать  образное  и абстрактное мышление,  совершенствовать  

                         языковой вкус.

Задачи урока: 

  • обучение грамотной  речи;
  • обучение  правильному  лексическому анализу;
  • обучение  правильному  формулированию  проблемы;
  • развитие  навыка  планирования  учебных  действий;
  • пополнение  и активизация словаря;
  • развитие монологической речи.

Виды  учебной деятельности:

                              поисковая, познавательная деятельность;

                              чередование  индивидуальной и групповой работы;

                              решение лингвистических задач;  сопоставление; 

                              работа со справочной литературой   (с  «Толковым  словарём

                              русского языка»);  обобщение.

Методы работы:   исследовательский,   эвристический.

Обоснование выбора   технологии  обучения на  уроке:

  практика преподавания русского языка показывает, что  решать  проблему   грамотного считывания  информации текста возможно  при условии осознания детьми  этой проблемы, поэтому  выявление проблемы, её постановка,  разработка  учебных действий  -  важные  составляющие  такого урока. Наблюдение над  особенностями  текстов,  соотнесение  примеров правильной аргументации с  ошибочными  вариантами,  построение выводов  являются  необходимыми  компонентами  урока  поисковой лаборатории.

.........................  Алгоритм  учебных  действий                                                                                   

  • Начало  урока.  Подготовка  к  восприятию, наблюдению  и  исследованию.

Читаем   высказывания  поэтов  и писателей.

 

I  этап  урока

  ДАВАЙТЕ    ПОРАЗМЫШЛЯЕМ

  • Какой смысл  в  понятие  зеркало   вкладывают мыслители  и поэты? 

Учитель:  -  Поскольку  понимание  изречений  писателей  адекватно  их  замыслу 

                вызывает на этом этапе затруднения,   предлагаю  отложить  истолкование  

                цитат  на  последний  этап урока.

II   ФОРМУЛИРУЕМ   УЧЕБНУЮ    ЗАДАЧУ

  -    Какую  цель  мы сегодня  поставим перед собой?

  • Чтобы  раскрыть во всей полноте мысль  философов, надо ли  нам  понять подтекстовый  уровень?
  • Исходя  из  представлений  о грамотном  читателе,  что  нам  необходимо  выполнить?

 

III   ПЛАНИРУЕМ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:

  • с   чего  мы  начнём  поиск ответа  на вопросы?  

Ученики:   -   Мы начнём  с  прочтения текста  и наблюдения.

 IV   ИЗУЧАЕМ  ПЕРВЫЙ ТЕКСТ,  ВЕДЁМ  НАБЛЮДЕНИЕ

V   ИЗУЧАЕМ    ВТОРОЙ   ТЕКСТ

Ученики  работают  в группах.  Каждая  группа выбирает  двух выступающих.

  • Выделите  ключевые   слова  текста;
  • Как следует  понимать  подтекст притчи?
  • Определите стиль текста
  • Определите  тему    своего  синквейна.

VI  этап

                                         ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов о роли зеркала в жизни человека» »



Разработка урока грамотного чтения

для учащихся 6 класса

Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и

художественного текстов о роли зеркала в жизни

человека»

Автор урока: учитель русского языка и литературы

Семёнова И.В.


Тип урока: урок-исследование с элементами творческой мастерской

(поисковая лаборатория)

Цель урока: рассмотреть понятие «зеркало» в полном объёме; осуществить опыт

прочтения предложенных текстов, дать истолкование текстов;

воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;

развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать

языковой вкус.


Задачи урока:

  • обучение грамотной речи;

  • обучение правильному лексическому анализу;

  • обучение правильному формулированию проблемы;

  • развитие навыка планирования учебных действий;

  • пополнение и активизация словаря;

  • развитие монологической речи.

Виды учебной деятельности:

поисковая, познавательная деятельность;

чередование индивидуальной и групповой работы;

решение лингвистических задач; сопоставление;

работа со справочной литературой (с «Толковым словарём

русского языка»); обобщение.

Методы работы: исследовательский, эвристический.

Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему грамотного считывания информации текста возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над особенностями текстов, соотнесение примеров правильной аргументации с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

.................................................................................................................................................... Алгоритм учебных действий


  • Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

Читаем высказывания поэтов и писателей.


Вселенская лазурь божественного свода
Склонилась, ясная, как мудрая Жена, ―
И, в строй высоких правд, как в сон, погружена,
Глядится в зеркало; и зеркалоПрирода.

В.Иванов

Цитаты

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное выражение. Брось в него угрюмый взгляд - и навстречу тебе выглянет из него мрачное лицо; но кто смеется вместе с ним, тот находит в нем веселого покладистого товарища.

Уильям Теккерей

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И.В.Гёте

Вселенная - немое зеркало, где отразилось ничтожество земное и величье...

Н.М.Минский


I ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ

  • Какой смысл в понятие зеркало вкладывают мыслители и поэты?

Учитель: - Поскольку понимание изречений писателей адекватно их замыслу

вызывает на этом этапе затруднения, предлагаю отложить истолкование

цитат на последний этап урока.

II ФОРМУЛИРУЕМ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

  • Чтобы раскрыть во всей полноте мысль философов, надо ли нам понять подтекстовый уровень?

  • Исходя из представлений о грамотном читателе, что нам необходимо выполнить?


III ПЛАНИРУЕМ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • с чего мы начнём поиск ответа на вопросы?

Ученики: - Мы начнём с прочтения текста и наблюдения.

IV ИЗУЧАЕМ ПЕРВЫЙ ТЕКСТ, ВЕДЁМ НАБЛЮДЕНИЕ


Текст № 1

Зеркало… Такой привычный в обиходе предмет, обладающий некоторой способностью отражать предметы. Но вот что удивительно: зеркала имели всегда и таинственное значение...

Как известно, в древнегреческом мифе о подвигах Персея Горгона Медуза превратилась в камень, увидев своё отражение в наполированном до блеска щите Персея. Видимо, зеркало существовало с незапамятных мифологических времён. Библейская легенда гласит:

Тогда сотворил Бог зеркало и отразился в нем - так Адам создан был. И Бог его любил как самого себя. Дал Бог Адаму зеркало, отразился Адам в зеркале - так Ева явилась.
И любил ее Адам как самого себя. Посмотрелись Адам и Ева друг в друга
как в зеркало, и появились у них дети. И Ева любила их больше самой себя,
оттого дети любили только себя.
....И убил Каин Авеля....
В гневе разбил Бог зеркало и развеял по свету.
Оттого мы видим мир не таким, каким его создал Бог, но как отражает зеркальный прах.

Создав мир по своему образу и подобию как некое целое и неделимое, Творец затем совершенствует его, превращая в частицы. При этом в каждой частице отражается мир во всей своей полноте.

Интересна история появления зеркал. Археологи считают, что самые ранние зеркала – это найденные в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета. В этом смысле изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху ложилось стекло, которое придавливало этот слоёный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным - и всё же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался, с несущественными изменениями, вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Интересно, что Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен», сманив из Венеции нескольких мастеров, выведала у них секрет зеркального производства, после чего цены резко упали. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими.

Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу. В различных традициях передаётся мистическая связь зеркального образа и его объекта.

И в фольклоре зеркало обычно наделяется магическими свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно.

Постепенно формировалось сознание опосредованного отражения зеркалом мира. Появились дидактические сочинения «Зерцала», которые отражали историю, состояние общества...
В «Словаре символов и знаков» понятие «зеркало» представлено как образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности.

Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии: Бог творит мир, чтобы видеть в нём своё отражение; мир - это отражение божества, нетождественное ему, но всё же являющееся его подобием, образом. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием. Понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало, а также с зеркалом соотносится воображение человека.


Ученики работают индивидуально, готовят небольшие выступления, опираясь на алгоритм поиска ключа к подтекстовой информации.

  • определите стиль текста.

  • каков главный тезис предложенного текста?

  • какие аргументы приводит автор текста, чтобы доказать, что значение зеркала в истории культуры человечества велико?

  • как доказывается тезис о таинственном значении зеркал?

  • как вы понимаете высказывание: «В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием»? (свой ответ аргументируйте)

  • как вы понимаете выражение «вместилище души»?

  • сформулируйте основную мысль текста.


V ИЗУЧАЕМ ВТОРОЙ ТЕКСТ


ТЕКСТ № 2.

Притча о собаке и зеркалах

Давно это было. Еще во времена Срединной империи, когда на престоле властвовал мудрый и могущественный Желтый император.

Однажды вечером в императорский дворец забежал изнывающий от жажды уличный пес.

Его привлекли звуки журчащего посреди дворца фонтана. Пес подбежал к спасительному водоему и, прежде чем напиться, поднял морду и осмотрелся - нет ли поблизости какой-либо опасности. А надо сказать, что императорский дворец весь был уставлен зеркалами.

И вот пес увидел множество собак вокруг себя, и все они изнывали от жажды, и никто никому не хотел уступать место. Тогда пес, будучи очень разумным существом, оскалился, чтобы защитить себя. И все собаки вокруг тоже оскалились. Тогда он решил их напугать, начал кидать задней лапой и громко лаять.

И все остальные собаки сделали то же самое.

Теперь пес понял, что жизнь его в опасности, и ему стало не до питья. И в отчаянии он бросился на тех, кто хотел у него отнять то, ради чего он пришел...

Утром Желтый император вошел в покои и увидел мертвого пса. Он валялся один, и не было на нем ни единой царапины. А вокруг были только одни зеркала. Миллионы зеркал... Император задумчиво тронул носком туфли морду пса и сказал:

- Мир - это всего лишь огромное зеркало. Если нет препятствий внутри нас, то не может быть препятствий и вовне. И ничто не может встать на вашем пути... Таков закон...


Ученики работают в группах. Каждая группа выбирает двух выступающих.

  • Выделите ключевые слова текста;

  • Как следует понимать подтекст притчи?

  • Определите стиль текста

  • Определите тему своего синквейна.


VI этап

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте синквейн


! Существительное________!

прилагательное ____ прилагательное_____

глагол_____ глагол __ глагол_____

! ____________ Предложение ________ ___!


Существительное или наречие


Дети работают индивидуально. Каждый читает свою работу (по желанию).

……………………………………………………………………………………………………………………..


Справочный материал к уроку


ОТКРЫТИЕ ПРОШЛЫХ ПОИСКОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ:

Кто такой грамотный читатель?

Грамотный читатель

  • скользит по страницам книг, интересуясь тем, что будет дальше (?)

  • владеет навыком скорочтения (?)

  • всю жизнь учится читать +++

  • умеет радоваться хорошей книге +++

  • замечает новую мысль, каждое образное слово в литературном тексте +++

  • умеет понять замысел автора, не искажая идеи писателя +++

  • талантливый человек, творческая личность +++

  • вдумывается в смысл прочитанного и наслаждается художественными ценностями +++

  • НАЧИНАТЬ НАДО ВСЕГДА С НАБЛЮДЕНИЯ !


...................................................................

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Из толкового словаря:


ОТРАЖЕНИЕ - 1. изображение, получаемое на гладкой, блестящей поверхности вследствие преломления световых лучей; 2. то, что является воспроизведением чего-либо; 3. свойство материи, заключающееся в способности материальных тел через внутренние изменения воспроизводить в иной форме особенности взаимодействующих с ними тел.


ОТОБРАЖЕНИЕ - воспроизведение, воплощение.

....................................................................................

Информация для размышления:


Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

Артур Шопенгауэр


Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"

Ричард Бах

КНИГА ПОДОБНА ЗЕРКАЛУ: ЕСЛИ В НЕЁ ЗАГЛЯДЫВАЕТ ОСЁЛ, ТРУДНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ТАМ ОТРАЗИТЬСЯ АПОСТОЛ.

Георг Кристофер Лихтенберг












6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Ирина Вениаминовна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226720


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства