Конспект урока на тему "Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов о роли зеркала в жизни человека»
Конспект урока на тему "Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов о роли зеркала в жизни человека»
Тип урока: урок-исследование с элементами творческой мастерской
(поисковая лаборатория)
Цель урока: рассмотреть понятие «зеркало» в полном объёме; осуществить опыт
прочтения предложенных текстов, дать истолкование текстов;
воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
языковой вкус.
Задачи урока:
обучение грамотной речи;
обучение правильному лексическому анализу;
обучение правильному формулированию проблемы;
развитие навыка планирования учебных действий;
пополнение и активизация словаря;
развитие монологической речи.
Виды учебной деятельности:
поисковая, познавательная деятельность;
чередование индивидуальной и групповой работы;
решение лингвистических задач; сопоставление;
работа со справочной литературой (с «Толковым словарём
русского языка»); обобщение.
Методы работы: исследовательский, эвристический.
Обоснование выбора технологии обучения на уроке:
практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему грамотного считывания информации текста возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над особенностями текстов, соотнесение примеров правильной аргументации с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.
......................... Алгоритм учебных действий
Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
Читаем высказывания поэтов и писателей.
I этап урока
ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Какой смысл в понятие зеркало вкладывают мыслители и поэты?
Учитель: - Поскольку понимание изречений писателей адекватно их замыслу
вызывает на этом этапе затруднения, предлагаю отложить истолкование
цитат на последний этап урока.
II ФОРМУЛИРУЕМ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ
- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Чтобы раскрыть во всей полноте мысль философов, надо ли нам понять подтекстовый уровень?
Исходя из представлений о грамотном читателе, что нам необходимо выполнить?
III ПЛАНИРУЕМ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
с чего мы начнём поиск ответа на вопросы?
Ученики: - Мы начнём с прочтения текста и наблюдения.
IV ИЗУЧАЕМ ПЕРВЫЙ ТЕКСТ, ВЕДЁМ НАБЛЮДЕНИЕ
V ИЗУЧАЕМ ВТОРОЙ ТЕКСТ
Ученики работают в группах. Каждая группа выбирает двух выступающих.
Выделите ключевые слова текста;
Как следует понимать подтекст притчи?
Определите стиль текста
Определите тему своего синквейна.
VI этап
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов о роли зеркала в жизни человека» »
Разработка урока грамотного чтения
для учащихся 6 класса
Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и
художественного текстов о роли зеркала в жизни
человека»
Автор урока: учитель русского языка и литературы
Семёнова И.В.
Тип урока: урок-исследование с элементами творческой мастерской
(поисковая лаборатория)
Цель урока: рассмотреть понятие «зеркало» в полном объёме; осуществить опыт
прочтения предложенных текстов, дать истолкование текстов;
воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
языковой вкус.
Задачи урока:
обучение грамотной речи;
обучение правильному лексическому анализу;
обучение правильному формулированию проблемы;
развитие навыка планирования учебных действий;
пополнение и активизация словаря;
развитие монологической речи.
Виды учебной деятельности:
поисковая, познавательная деятельность;
чередование индивидуальной и групповой работы;
решение лингвистических задач; сопоставление;
работа со справочной литературой (с «Толковым словарём
русского языка»); обобщение.
Методы работы: исследовательский, эвристический.
Обоснование выбора технологии обучения на уроке:
практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему грамотного считывания информации текста возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над особенностями текстов, соотнесение примеров правильной аргументации с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.
.................................................................................................................................................... Алгоритм учебных действий
Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
Читаем высказывания поэтов и писателей.
Вселенская лазурь божественного свода Склонилась, ясная, как мудрая Жена, ― И, в строй высоких правд, как в сон, погружена, Глядитсявзеркало; изеркало ― Природа.
В.Иванов
Цитаты
Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное выражение. Брось в него угрюмый взгляд - и навстречу тебе выглянет из него мрачное лицо; но кто смеется вместе с ним, тот находит в нем веселого покладистого товарища.
Уильям Теккерей
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
И.В.Гёте
Вселенная - немое зеркало, где отразилось ничтожество земное и величье...
Н.М.Минский
I ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Какой смысл в понятие зеркало вкладывают мыслители и поэты?
Учитель: - Поскольку понимание изречений писателей адекватно их замыслу
вызывает на этом этапе затруднения, предлагаю отложить истолкование
цитат на последний этап урока.
II ФОРМУЛИРУЕМ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ
- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Чтобы раскрыть во всей полноте мысль философов, надо ли нам понять подтекстовый уровень?
Исходя из представлений о грамотном читателе, что нам необходимо выполнить?
III ПЛАНИРУЕМ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
с чего мы начнём поиск ответа на вопросы?
Ученики: - Мы начнём с прочтения текста и наблюдения.
IV ИЗУЧАЕМ ПЕРВЫЙ ТЕКСТ, ВЕДЁМ НАБЛЮДЕНИЕ
Текст № 1
Зеркало… Такой привычный в обиходе предмет, обладающий некоторой способностью отражать предметы. Но вот что удивительно: зеркала имели всегда и таинственное значение...
Как известно, в древнегреческом мифе о подвигах Персея Горгона Медуза превратилась в камень, увидев своё отражение в наполированном до блеска щите Персея. Видимо, зеркало существовало с незапамятных мифологических времён. Библейская легенда гласит:
Тогда сотворил Бог зеркало и отразился в нем - так Адам создан был. И Бог его любил как самого себя. Дал Бог Адаму зеркало, отразился Адам в зеркале - так Ева явилась. И любил ее Адам как самого себя. Посмотрелись Адам и Ева друг в друга как в зеркало, и появились у них дети. И Ева любила их больше самой себя, оттого дети любили только себя. ....И убил Каин Авеля.... В гневе разбил Бог зеркало и развеял по свету. Оттого мы видим мир не таким, каким его создал Бог, но как отражает зеркальный прах.
Создав мир по своему образу и подобию как некое целое и неделимое, Творец затем совершенствует его, превращая в частицы. При этом в каждой частице отражается мир во всей своей полноте.
Интересна история появления зеркал. Археологи считают, что самые ранние зеркала – это найденные в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета. В этом смысле изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.
Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху ложилось стекло, которое придавливало этот слоёный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным - и всё же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался, с несущественными изменениями, вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.
Интересно, что Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен», сманив из Венеции нескольких мастеров, выведала у них секрет зеркального производства, после чего цены резко упали. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими.
Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу. В различных традициях передаётся мистическая связь зеркального образа и его объекта.
И в фольклоре зеркало обычно наделяется магическими свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно.
Постепенно формировалось сознание опосредованного отражения зеркалом мира. Появились дидактические сочинения «Зерцала», которые отражали историю, состояние общества... В «Словаре символов и знаков» понятие «зеркало» представлено как образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности.
Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии: Бог творит мир, чтобы видеть в нём своё отражение; мир - это отражение божества, нетождественное ему, но всё же являющееся его подобием, образом. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием. Понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало, а также с зеркалом соотносится воображение человека.
Ученики работают индивидуально, готовят небольшие выступления, опираясь на алгоритм поиска ключа к подтекстовой информации.
определите стиль текста.
каков главный тезис предложенного текста?
какие аргументы приводит автор текста, чтобы доказать, что значение зеркала в истории культуры человечества велико?
как доказывается тезис о таинственном значении зеркал?
как вы понимаете высказывание: «В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием»? (свой ответ аргументируйте)
как вы понимаете выражение «вместилище души»?
сформулируйте основную мысль текста.
V ИЗУЧАЕМ ВТОРОЙ ТЕКСТ
ТЕКСТ № 2.
Притча о собаке и зеркалах
Давно это было. Еще во времена Срединной империи, когда на престоле властвовал мудрый и могущественный Желтый император.
Однажды вечером в императорский дворец забежал изнывающий от жажды уличный пес.
Его привлекли звуки журчащего посреди дворца фонтана. Пес подбежал к спасительному водоему и, прежде чем напиться, поднял морду и осмотрелся - нет ли поблизости какой-либо опасности. А надо сказать, что императорский дворец весь был уставлен зеркалами.
И вот пес увидел множество собак вокруг себя, и все они изнывали от жажды, и никто никому не хотел уступать место. Тогда пес, будучи очень разумным существом, оскалился, чтобы защитить себя. И все собаки вокруг тоже оскалились. Тогда он решил их напугать, начал кидать задней лапой и громко лаять.
И все остальные собаки сделали то же самое.
Теперь пес понял, что жизнь его в опасности, и ему стало не до питья. И в отчаянии он бросился на тех, кто хотел у него отнять то, ради чего он пришел...
Утром Желтый император вошел в покои и увидел мертвого пса. Он валялся один, и не было на нем ни единой царапины. А вокруг были только одни зеркала. Миллионы зеркал... Император задумчиво тронул носком туфли морду пса и сказал:
- Мир - это всего лишь огромное зеркало. Если нет препятствий внутри нас, то не может быть препятствий и вовне. И ничто не может встать на вашем пути... Таков закон...
Ученики работают в группах. Каждая группа выбирает двух выступающих.
Выделите ключевые слова текста;
Как следует понимать подтекст притчи?
Определите стиль текста
Определите тему своего синквейна.
VI этап
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составьте синквейн
! Существительное________!
прилагательное ____прилагательное_____
глагол_____ глагол __глагол_____
! ____________ Предложение ________ ___!
Существительное или наречие
Дети работают индивидуально. Каждый читает свою работу (по желанию).
……………………………………………………………………………………………………………………..
Справочный материал к уроку
ОТКРЫТИЕ ПРОШЛЫХ ПОИСКОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ:
Кто такой грамотный читатель?
Грамотный читатель
скользит по страницам книг, интересуясь тем, что будет дальше (?)
владеет навыком скорочтения (?)
всю жизнь учится читать +++
умеет радоваться хорошей книге +++
замечает новую мысль, каждое образное слово в литературном тексте +++
умеет понять замысел автора, не искажая идеи писателя +++
талантливый человек, творческая личность +++
вдумывается в смысл прочитанного и наслаждается художественными ценностями +++
ОТРАЖЕНИЕ - 1. изображение, получаемое на гладкой, блестящей поверхности вследствие преломления световых лучей; 2. то, что является воспроизведением чего-либо; 3. свойство материи, заключающееся в способности материальных тел через внутренние изменения воспроизводить в иной форме особенности взаимодействующих с ними тел.
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
Артур Шопенгауэр
Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
Ричард Бах
КНИГА ПОДОБНА ЗЕРКАЛУ: ЕСЛИ В НЕЁ ЗАГЛЯДЫВАЕТ ОСЁЛ, ТРУДНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ТАМ ОТРАЗИТЬСЯ АПОСТОЛ.