Конспект урока на тему: "Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-"
Конспект урока на тему: "Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-"
Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена фразеологизмам и источникам их происхождения.
Цели урока:
дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;
развивать орфографическую грамотность;
совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;
воспитывать культуру умственного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Название модуля: «Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;
развивать орфографическую грамотность;
совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;
воспитывать культуру умственного труда.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Какие способы словообразования Вам известны? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Альтернативный вопрос. Из каких частей состоит слово «пригородный»? (Основа: пригородн; при — приставка, город — корень, н — суффикс. Окончание — ый.).
Уровень В.
Определите способ образования следующих слов: восковой, переписать, нательный, (наше светлое) будущее, луноход, взрыв.
Ответ. Восковой — суффиксальный, переписать — приставочный, нательный — приставочно-суффиксальный, (наше светлое) будущее — переход из одной части речи в другую, луноход — сложение, взрыв — бессуффиксный.
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
1. Какие способы словообразования Вам известны? Приведите пример на каждый способ.
Возможный ответ. Ответный — суффиксальный, перечитать — приставочный, прибрежный — приставочно-суффиксальный, (вкусное) мороженое — переход из одной части речи в другую, пароход — сложение, переход — бессуффиксный.
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
Например, прикасАться, прикоснуться.
Буквы О и А в корне -гор- — -гар-
В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.
Например, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
Буквы О и А в корне -зор- — -зар-
В корне -зор- — -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.
Например, зорька, зарево, заря.
Исключения: зорянка, зоревать.
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=pp3xa7kg2
Ответ. 1) от ударения: загорели, загар, угарный, зори, зарево, зарница; 2) от согласного: прилагательное, предложение, сложение, растение, отрасль, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.
С каждым днем ...гонь ос...ни ра(з,с)г...рался в г...рах все больше.
З...ленели водор...сли, бурлила жизн... .
Ра(с,сс)мотрим в...прос, который к...сается имен и фамилий.
На эту куклу я возл...гал ...громные н...дежды.
По в...черам ламп...чка, как в...лшебник оз...ряет наши д...ма радос(?)ным светом.
Ответ. 1. С каждым днем огонь осени разгорался в горах все больше. 2. Зеленели водоросли, бурлила жизнь. 3. Рассмотрим вопрос, который касается имен и фамилий. 4. На эту куклу я возлагалогромные надежды. 5. По вечерам лампочка, как волшебник озаряет наши дома радостным светом.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.
Лебедь ...пустился на воду и сл...жил крыл(?)я.
На улице было плюс ...дин, снег, прик...снувшись, мгнове(н,нн)о превращался в воду.
В марте г...рят сн...га, дерев(?)я тоже заг...рают.
Тонкие ветви б...ре(з, с) ст...новятся бронзовыми, а зар...сли ол...хи л...ловыми.
Вых...жу на з...рьке рано, б...ру с с...бой мален(?)кую хв...ростинку, г...ню к...ров по д...ревне.
Ответ. 1. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. 2. На улице было плюс один, снег, прикоснувшись, мгновенно превращался в воду. 3. В марте горят снега, деревья тоже загорают. 4. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи лиловыми. 5. Выхожу на зорьке рано, беру с собой маленькую хворостинку, гоню коров по деревне.
Задание 5.
Цель:развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=pa2seatfa
Ответ. 1) от ударения: загорели, обгореть, выгореть, загар, угарный, зори, зарево, озарять, зарница, зоревать; 2) от согласного: прилагательное, предложение, полог, излагать, сложение, растение, отрасль, росток, заросли, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный; 4) нет чередующейся гласной в корне: коса, гора, логичный, горбатый, горизонт.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение и подберите к ним однокоренные слова.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.
Иголки на в...твях п...краснели и т...перь будут г...реть так до самой з...мы.
Мы люди, от заг...ра темне...м а рыбы от заг...ра светле...т. Выходят из глубины они темные а «позаг....рают» — и станут светлыми.
Думал о том, как зарождает(?)ся в туче криста(л,лл)ик сн...жинки как он р...стет т...желеет и падает, к...снувшись теплой земли, обр...щается в воду.
В их тусклом свете шевелились на дне хилые водор...сли, п...хожие на картофел(?)ные р...стки, прор...сшие в погребе.
Ответ. 1. Иголки на ветвях покраснели и теперь будут гореть так до самой зимы. 2. Мы люди, от загара темнеем, а рыбы от загара светлеют. Выходят из глубины они темные, а «позагорают» — и станут светлыми. 3. Думал о том, как зарождается в туче кристаллик снежинки, как он растет, тяжелеет и падает, коснувшись теплой земли, обращается в воду. 4. Гости подолгу ждут в холодной гостиной, янтарно озаренной сквозь мрачные узоры окон. 5. В их тусклом свете шевелились на дне хилые водоросли, похожие на картофельные ростки, проросшие в погребе.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой изучаемой орфограмме по 6 слов. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный, загорелый, угар; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, касаться, прикоснуться; заря, зорька, озарять, зоревать, зарево, озаренный. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.
в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
2. В каких словах на месте пропуска пишется О?
а) з...ря;
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
3. В каких словах на месте пропуска пишется А?
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, возл..гать, к..жется;
б) р..стение, д..машний, поб..лел;
в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;
г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.
Ответы. 1 – в.2 – б, в, г, д.3 – а, г, е. 4 – в,г.5 – г.
Уровень В
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.
в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
2. В каких словах на месте пропуска пишется О?
а) з...ря;
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
3. В каких словах на месте пропуска пишется А?
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, возл..гать, к..жется;
б) р..стение, д..машний, поб..лел;
в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;
г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.
Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.
а) з...рянка;
б) з...рево;
в) заг...рать;
г) выг...рки;
д) отр...сль;
е) к...сание.
Ответы. 1 – в.2 – б, в, г, д.3 – а, г, е. 4 – в,г.5 – г. 6– а, г, д.
Уровень С.
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.
в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
2. В каких словах на месте пропуска пишется О?
а) з...ря;
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
3. В каких словах на месте пропуска пишется А?
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, возл..гать, к..жется;
б) р..стение, д..машний, поб..лел;
в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;
г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.
6. Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.
а) з...рянка;
б) з...рево;
в) заг...рать;
г) выг...рки;
д) отр...сль;
е) к...сание.
Установите соответствие.
1. Сг...реть.
А. А
2. Наг...р.
Б. О
3. З...рька.
4. Нар...щение.
5. Недор...сль.
6. Соприк...саться.
Ответы. 1 – в.2 – б, в, г, д.3 – а, г, е. 4 – в,г.5 – г. 6 –а, г, д. 7 – 1Б, 2А; 3Б, 4А; 5Б; 6А.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».