kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена фразеологизмам и источникам их происхождения.

Цели урока:

  • дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;

  • развивать орфографическую грамотность;

  • совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;

  • воспитывать культуру умственного труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-" »

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)

1. Название модуля: «Буквы А и О в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-».

2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;

  • развивать орфографическую грамотность;

  • совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;

  • воспитывать культуру умственного труда.


4. Банк информации: а) входной контроль.


Уровень А.

    1. Какие способы словообразования Вам известны? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Альтернативный вопрос. Из каких частей состоит слово «пригородный»? (Основа: пригородн; при — приставка, город — корень, н — суффикс. Окончание — ый.).


Уровень В.

    1. Определите способ образования следующих слов: восковой, переписать, нательный, (наше светлое) будущее, луноход, взрыв.

Ответ. Восковой — суффиксальный, переписать — приставочный, нательный — приставочно-суффиксальный, (наше светлое) будущее — переход из одной части речи в другую, луноход — сложение, взрыв — бессуффиксный.

Альтернативный вопрос: задание уровня А.


Уровень С.

1. Какие способы словообразования Вам известны? Приведите пример на каждый способ.

Возможный ответ. Ответный — суффиксальный, перечитать — приставочный, прибрежный — приставочно-суффиксальный, (вкусное) мороженое — переход из одной части речи в другую, пароход — сложение, переход — бессуффиксный.

Альтернативный вопрос: задание уровня В.


б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).


Буквы О и А в корне -кос- -кас-


В корне -кос- -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.


Например, прикасАться, прикоснуться.


Буквы О и А в корне -гор- -гар-


В корне с чередованием -гор- -гар- в безударном положении пишется буква О.


Например, загорелый, загар.


Исключение: выгарки.



Буквы О и А в корне -зор- -зар-


В корне -зор- -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.

Например, зорька, зарево, заря.


Исключения: зорянка, зоревать. 


в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=pp3xa7kg2


Ответ. 1) от ударения: загорели, загар, угарный, зори, зарево, зарница; 2) от согласного: прилагательное, предложение, сложение, растение, отрасль, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение.


Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».


1) к..сой, к...сание, к...снуться, прик...сновение;

2) приг...реть, заг...р, г...ра, заг...релый;

3) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.


Ответ. 1) кОсой, кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра, загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=pkz45rkf5


Ответ. О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря.


Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.


    1. С каждым днем ...гонь ос...ни ра(з,с)г...рался в г...рах все больше.

    2. З...ленели водор...сли, бурлила жизн... .

    3. Ра(с,сс)мотрим в...прос, который к...сается имен и фамилий.

    4. На эту куклу я возл...гал ...громные н...дежды.

    5. По в...черам ламп...чка, как в...лшебник оз...ряет наши д...ма радос(?)ным светом.


Ответ. 1. С каждым днем огонь осени разгорался в горах все больше. 2. Зеленели водоросли, бурлила жизнь. 3. Рассмотрим вопрос, который касается имен и фамилий. 4. На эту куклу я возлагал огромные надежды. 5. По вечерам лампочка, как волшебник озаряет наши дома радостным светом.


Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы.


Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать.


Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=p66nsufuc


Ответ. 1) от ударения: загорели, обгореть, выгореть, загар, угарный, зори, зарево, озарять, зарница, зоревать; 2) от согласного: прилагательное, предложение, полог, излагать, сложение, растение, отрасль, росток, заросли, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный.


Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение.


1) к..сяк, прик...саться, к...снуться, к…сательная;

2) обг...реть, заг...рать, г...ре, заг...релый;

3) к..стрюля, к…сание, к..скад, к…стер.



Ответ. 1) кОсяк, прикАсаться, кОснуться, кАсательная; 2) обгОреть, загОрать, гОре, загОрелый; 3) кАстрюля, кАсание, кАскад, кОстер.


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=p3jvccdec


Ответ. О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар.


Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.


    1. Лебедь ...пустился на воду и сл...жил крыл(?)я.

    2. На улице было плюс ...дин, снег, прик...снувшись, мгнове(н,нн)о превращался в воду.

    3. В марте г...рят сн...га, дерев(?)я тоже заг...рают.

    4. Тонкие ветви б...ре(з, с) ст...новятся бронзовыми, а зар...сли ол...хи л...ловыми.

    5. Вых...жу на з...рьке рано, б...ру с с...бой мален(?)кую хв...ростинку, г...ню к...ров по д...ревне.


Ответ. 1. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. 2. На улице было плюс один, снег, прикоснувшись, мгновенно превращался в воду. 3. В марте горят снега, деревья тоже загорают. 4. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи лиловыми. 5. Выхожу на зорьке рано, беру с собой маленькую хворостинку, гоню коров по деревне.


Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы. Со словом из каждой группы составьте предложения.


Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.


Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=pa2seatfa


Ответ. 1) от ударения: загорели, обгореть, выгореть, загар, угарный, зори, зарево, озарять, зарница, зоревать; 2) от согласного: прилагательное, предложение, полог, излагать, сложение, растение, отрасль, росток, заросли, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный; 4) нет чередующейся гласной в корне: коса, гора, логичный, горбатый, горизонт.


Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение и подберите к ним однокоренные слова.


1) к..сить, прик...саться, неприк...сновенный, к…сательная;

2) возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить;

3) г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть;

4) об...гореть, г..родок, заг...р, г..релый.


Ответ. 1) кОсить (коса, скошенный, скосить, некошеный), прикАсаться, неприкОсновенный, кАсательная; 2) возгОрание, возгОраться, возгОреться, гОрчить (горький, горчица); 3) гОра (горный, высокогорный), выгАрки, выгОрание, выгОреть; 4) обг...реть, гОродок (город, пригородный, пригород, городской), загАр, гОрелый.


Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.


http://learningapps.org/display?v=pku5tun0j


Ответ. О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание, загореться, неприкосновенный. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар, изгарь, озаренный.


Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.


    1. Иголки на в...твях п...краснели и т...перь будут г...реть так до самой з...мы.

    2. Мы люди, от заг...ра темне...м а рыбы от заг...ра светле...т. Выходят из глубины они темные а «позаг....рают» — и станут светлыми.

    3. Думал о том, как зарождает(?)ся в туче криста(л,лл)ик сн...жинки как он р...стет т...желеет и падает, к...снувшись теплой земли, обр...щается в воду.

    4. Гости п...долгу ждут в х...лодной гости(н,нн)ой, янтарно оз...ренной сквоз... мрач(?)ные узоры ок...н.

    5. В их тусклом свете шевелились на дне хилые водор...сли, п...хожие на картофел(?)ные р...стки, прор...сшие в погребе.


Ответ. 1. Иголки на ветвях покраснели и теперь будут гореть так до самой зимы. 2. Мы люди, от загара темнеем, а рыбы от загара светлеют. Выходят из глубины они темные, а «позагорают» — и станут светлыми. 3. Думал о том, как зарождается в туче кристаллик снежинки, как он растет, тяжелеет и падает, коснувшись теплой земли, обращается в воду. 4. Гости подолгу ждут в холодной гостиной, янтарно озаренной сквозь мрачные узоры окон. 5. В их тусклом свете шевелились на дне хилые водоросли, похожие на картофельные ростки, проросшие в погребе.


Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой изучаемой орфограмме по 6 слов. Со словом из каждой группы составьте предложения.


Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный, загорелый, угар; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, касаться, прикоснуться; заря, зорька, озарять, зоревать, зарево, озаренный. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.


5. Выходной контроль.

Уровень А.


1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.

в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.

г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.


2. В каких словах на месте пропуска пишется О?

а) з...ря;

б) заг...реть;

в) прик...сновение;

г) р...сток;

д) изл...жение;

е) заг...р.


3. В каких словах на месте пропуска пишется А?

а) з...рница;

б) зар...сли;

в) заг...релый;

г) выр...стить;

д) сл...жение;

е) к...сательная.


4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

а) насл...ждаться;

б) препод...вать;

в) уг...рный;

г) возг...рание;

д) б...гатырь;

е) г...ревать.


5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?

а) к..снешься, возл..гать, к..жется;

б) р..стение, д..машний, поб..лел;

в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;

г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.


Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в, г. 5 – г.


Уровень В


1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.

в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.

г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.


2. В каких словах на месте пропуска пишется О?

а) з...ря;

б) заг...реть;

в) прик...сновение;

г) р...сток;

д) изл...жение;

е) заг...р.


3. В каких словах на месте пропуска пишется А?

а) з...рница;

б) зар...сли;

в) заг...релый;

г) выр...стить;

д) сл...жение;

е) к...сательная.


4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

а) насл...ждаться;

б) препод...вать;

в) уг...рный;

г) возг...рание;

д) б...гатырь;

е) г...ревать.


5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?

а) к..снешься, возл..гать, к..жется;

б) р..стение, д..машний, поб..лел;

в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;

г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.


  1. Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.

а) з...рянка;

б) з...рево;

в) заг...рать;

г) выг...рки;

д) отр...сль;

е) к...сание.


Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в, г. 5 – г. 6 а, г, д.



Уровень С.


1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

б) В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О.

в) В корне -зор- — -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.

г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.


2. В каких словах на месте пропуска пишется О?

а) з...ря;

б) заг...реть;

в) прик...сновение;

г) р...сток;

д) изл...жение;

е) заг...р.


3. В каких словах на месте пропуска пишется А?

а) з...рница;

б) зар...сли;

в) заг...релый;

г) выр...стить;

д) сл...жение;

е) к...сательная.


4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

а) насл...ждаться;

б) препод...вать;

в) уг...рный;

г) возг...рание;

д) б...гатырь;

е) г...ревать.


5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?

а) к..снешься, возл..гать, к..жется;

б) р..стение, д..машний, поб..лел;

в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;

г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.


6. Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.

а) з...рянка;

б) з...рево;

в) заг...рать;

г) выг...рки;

д) отр...сль;

е) к...сание.


  1. Установите соответствие.

1. Сг...реть.

А. А

2. Наг...р.

Б. О

3. З...рька.


4. Нар...щение.


5. Недор...сль.


6. Соприк...саться.




Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в, г. 5 – г. 6 а, г, д. 7 – 1Б, 2А; 3Б, 4А; 5Б; 6А.



Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-"

Автор: Баянова Лариса Александровна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства