kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обучающее изложение. «Хитрый заяц».

Цель: обучение изложению.
Задачи:
1). Развивать письменную речь учащихся.
2). Формировать умение воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.
3). Воспитывать любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.



Оборудование: 
• тексты с рассказом Г.А. Скребицкого;
• книги Г.А. Скребицкого

Оформление доски:
Изложение.
Хитрый заяц.
I. «На охоту за зайцами». Отправился, на охоту, встал и жду.
II. « Заяц пропал» гоняют, по вырубке, выбегает, девался. 


III «Не выдавай меня!». Вышел, посмотрел и замер, притаился.
Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»
IV «Экзамен на хитрость сдан». Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, 
пошли искать, этот экзамен сдал. 

За доской:
Лесная вырубка - место в лесу, где вырублен, повален лес.
На маленькой доске: Тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц»". »

Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Хочу, чтобы вы повернулись друг к другу лицом и пожали руки.

Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.

Повторение.

- Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).

- Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).

- Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).

- Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов 9работа с толковым словарём).

- Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).

- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).

- Скребицкий родился в 1903 году в Москве. Когда ему исполнилось 4 года, его усыновила Надежда Скребицкая. Через некоторое время она вышла замуж за Алексея Полилова, врача, и вся семья переехала жить в Тульскую губернию, в город Чернь. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича. Умер он в 1964 году от инфаркта и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Георгия Алексеевича до сих пор считают одним из лучших детских писателей, писавших о природе. Самые известные его произведения: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»… (запись в тетрадь). А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.

Текст.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

- Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).

- Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).

- Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).

- Какой бы из трёх вариантов выбрали бы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.

- Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)

- И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк

(Прыжки вперёд – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три !Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

- А теперь работаем с текстом. Составляем его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст. (На четыре).

- Разбираем первую часть.

Чтение 1 части.

- Куда отправился рассказчик? За кем?

- Как вы думаете, чего он ждал?

- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).

- Перескажите 1 часть.

- Разбираем вторую часть.

Чтение второй части.

  • Что делают собаки?

  • Где?

  • А что делает заяц?

  • Кто думает так: «Куда же он девался?»

  • Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).

- Перескажите вторую часть.

- Разбираем третью часть.

Чтение третьей части.

  • Куда вышел рассказчик?

  • Что он сделал?

  • Как вы понимаете слово замер?

  • Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»

  • Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?

  • Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер?

  • О чём просили глазёнки зайца?

  • Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»

  • Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

  • Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)

- Пересказ 3 части.

Чтение 4 части.

  • Какое чувство испытал рассказчик?

  • Что сделал рассказчик?

  • Как продолжилась охота?

  • Какую оценку дал рассказчик зайцу?

  • Заяц сдал экзамен на хитрость.

  • Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?

  • Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»: стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал

Пересказ 4 части.

Запись сложного плана в тетрадь.

План:

  1. Вступление: «На охоту за зайцами».

  2. Основная часть.

а) Заяц пропал.

б) «Не выдавай меня собакам!»

3. Заяц экзамен на хитрость сдал.

- Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).

Словарная работа.

Гончая – порода охотничьих собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть,

вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.

- Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).

- Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).

- Языковой разбор текста.


- Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

- Как можно сказать иначе?

- Как-то, однажды.

- Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.

Отправился я на охоту за зайцами.

- Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?

- Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

Я стал на дорожке и жду.

- Жду – в конце предложения. Почему?

- Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.

Подождал, подождал…

- О чём говорит повтор слова?

- О длительности ожидания охотника.

Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?

(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)

- Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.

(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?

(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)

- Что же увидел автор в глазах зайца?

(Мольбу, просьбу.)

- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

- Проведём орфографическую работу над данным текстом.

  1. «Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.

  2. Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.

  3. Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. Будто просят: «Не выдавай меня!»

4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.

- Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).

- От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке мне…

  • Меня особенно удивило то, что…

  • До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  • Было бы хорошо, если бы…

  • Мне не понравилось…

Написание изложение. Успешной работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц»".

Автор: Кузнецова Мария Николаевна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства