Мотивационный | Вызвать познавательный интерес к уроку. Создать психологический настрой на деятельность | Вступительное слово учителя: В поисках смысла (слайд №1) В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фраз Ты только вдумайся, Только всмотрись - Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль! - О чем это стихотворение? Какова основная мысль стихотворения? Как вы понимаете эти строки? (учащиеся отвечают на вопросы и выходят на слова и словосочетания «поиск», «главная мысль», «вдумайся», «всмотрись») -Сегодня мы тоже будем в поисках нового, неизведанного, поэтому я хочу, чтобы вы настроились на работу. Давайте хором прочтем эпиграф к нашему уроку: «Не стыдно не знать, (слайд №2) Стыдно не учиться!» - Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны? Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. - Для дальнейшей работы я предлагаю вам остаться в группах, в которых вы работали над созданием домашней работы. У каждого из вас «Оценочная карта», заполните ее. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание ставим (+). Если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили – тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее эффективно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке. | Читает стихотворение, проводит инструктаж по оцениванию. Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушает учителя, отвечает на вопросы. Осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. | Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) |
Ориентировочный | Организовать совместную с учителем деятельность для постановки проблемных вопросов, установления объекта исследования | - Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Обратите внимание на тему урока (слайд №3) «Понятие об обособлении. Обособленные определения». - Как вы думаете, что будет объектом исследования на сегодняшнем уроке? - Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? На какие проблемные вопросы нам предстоит найти ответы? Определите по теме урока и по домашнему заданию (Ребятам заранее было дано задание: составить мини-проекты по теоретическому материалу параграфа 32 по учебнику и дополнительным источникам) Учащиеся определяют по теме урока проблемные вопросы, на которые будут искать ответы в ходе урока: (слайд №4) - Что такое обособление? - Какие члены предложения могут быть обособленными? - При каких случаях происходит обособление определений? - Как будем выделять на письме обособленные члены? - Чтобы ответить на эти вопросы и лучше понять тему, поработаем со справочниками, учебником, проявим самостоятельность в поисках ответов , наблюдательность, творчество. | Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования. | Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Поисково-исследовательский | Организовать поиск решения проблемных вопросов. Организовать исследование языкового материала учащимися | - Итак, обратимся к понятию «обособление». Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться? (к толковому словарю) Учащиеся находят значение: (слайд №5) Что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение.О. небольшой участок в саду. Что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О. определение. - Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «Обособление» (ответы учащихся) - Теперь прочитайте определение в учебнике на стр.142 (слайд №6) Реализация домашнего задания: презентация групп – составить мини-проекты по теоретическому материалу: 1 группа. Блок материала: деление обособленных членов на группы (слайд №7) 2 группа. Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значение добавочного сообщения. (слайд №8) 3 группа. Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. (слайд №9) ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ - Обратим внимание еще раз на то, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения. Будем размышлять далее. По предложению, которое нам представила 3 группа составим алгоритм определения обособленных определений, который поможет выяснить причины обособления. Работа в группах (обсуждение) Затем представляются результаты, которые фиксируются в речи и знаково. Алгоритм. (слайд №10) - выяснить, чем выражено определяемое слово и определение; - распространено ли определение; - какое место занимает определение по отношению к определяемому слову; - каково значение определения. - По данному предложению выясните первую причину обособления определений. (определяемое слово выражено существительным с зависимыми словами; определение стоит после определяемого слова, раскрывает и поясняет определяемое слово, указывая на его признаки) Выводится первое правило: Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова. - Остальные случаи обособления определений выясните сами в группах, исследуя предложения. 1 группа. 1) А он, мятежный, просит бури. Как будто в бурях есть покой! 2) Наконец, усталая, она села на кухне на лавку. 2 группа. 1) Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. 2) В конце января, овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. 3 группа. 1) Вошел человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном. 2) Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. Один случай обособления можно дать сильному ученику проанализировать индивидуально: Ветер, холодный, пронизывающий, засвистел на корме. Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением. После завершения исследования учащиеся формулируют правила обособления определений: (слайды № 11-15) Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова. Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению. Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные и согласованные определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение. Обособляются и выделяются на письме запятыми несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, если они имеют характер дополнительных разъяснений. Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если их два или более и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед ними уже есть определение. | Организует работу в группах по реализации домашнего задания учащихся, по исследовательской деятельности | Проводят словарную работу, защищают мини-проекты, проводят анализ, исследование языкового материала. Работают в группах. Составляют алгоритм, обсуждают причины обособления определений, выводят правила, приходят к конечному продукту исследования. | Предметные: формулировать определение нового понятия. Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе. |
Практический этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. | Работа в группах. Задание предложено на листах. (Приложение к уроку). 1 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 3 случай обособления. 2 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 1 случай обособления. 3 группа. Выписать предложения, которые иллюстрируют 5 случай обособления. Проверка работ. | Организует работу практической части урока. Заранее готовит листы с предложениями. | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Работают в группах. Выполняют поставленную перед ними практическую задачу. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. |
Закрепление изученного материала | Закрепить полученные знания на примере выполнения задания | Учебная задача: составить предложения по заданным схемам: (слайд №16) X, , ……….. . X, ……………. . Учащиеся работают самостоятельно. Проводится проверка. | Организует самостоятельную работу учащихся. Заранее готовит схемы. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы). | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция. |
Рефлексивно-оценочный | Обеспечить осмысление процесса деятельности и результата труда на уроке. | - Обратимся к проблемным вопросам, которые поставили в начале урока. Ответили ли мы на эти вопросы? - Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Что было трудно? - Оцените вашу работу в «Оценочной карте», определим, какая группа работала наиболее эффективно, правильно. Выставляются и индивидуальные оценки тем, кто лучше справился с работой. Спасибо за урок! (слайд №17) | Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке. | Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения). |