Конспект урока-исследования Cтилистические свойства фразеологизмов.
Конспект урока-исследования Cтилистические свойства фразеологизмов.
Урок - исследование содержит проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых ситуаций. Представлены задания, требующие сопоставления, сравнения, обобщения. Такая организация работы способствует усвоению большого объёма учебного материала за короткое время.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, проводится в 6 классе. Урок –исследование знакомит учащихся с непростой темой стилистических свойств фразеологизмов, вовлекает школьников в мыслительную деятельность, расширяет их кругозор. В ходе урока ребята сами добывают знания, делают обобщения и выводы. На уроке используется парная и групповая форма работы. В конце урока результатом деятельности является таблица, составленная обучающимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Карабаша Челябинской области
Аннотация: Урок - исследование содержит проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых ситуаций. Представлены задания, требующие сопоставления, сравнения, обобщения. Такая организация работы способствует усвоению большого объёма учебного материала за короткое время.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, проводится в 6 классе. Урок – исследование знакомит учащихся с непростой темой стилистических свойств фразеологизмов, вовлекает школьников в мыслительную деятельность, расширяет их кругозор. В ходе урока ребята сами добывают знания, делают обобщения и выводы. На уроке используется парная и групповая форма работы. В конце урока результатом деятельности является таблица, составленная обучающимися.
Класс: 6
Тема урока: Фразеологизмы и их стилистические свойства.
Цели:
Образовательные: Формирование представления о фразеологизмах, их синтаксической роли, умения находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.
Развивающая: Развитие навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формирование навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развитие творческих способностей и образного мышления школьников; обогащение словарного запаса школьников;
Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову. Поощрение любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Предметные результаты: знакомство с источниками образования фразеологических оборотов; умение толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами, употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения; использовать фразеологические словари для определения и уточнения значений фразеологизмов.
Метапредметные результаты: адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.
Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.
Оборудование: Карточки с заданием, фразеологические словари, тетради для правил, рабочий лист для каждого ученика
Тип занятия: урок изучения новых знаний
Ожидаемый результат: занятие дает возможности для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Обучающиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь. Речь обучающихся будет более эмоциональной, логичной, лаконичной, так как они смогут понять, в каких стилях уместно употребление фразеологизмов, а в каких нет. Кроме этого, проведенная после занятия рефлексия поможет обучающимся научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в работу. Текущая работа над заданием в группе позволяет участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы и контролировать действия партнера.
Ход урока
Этап урока\
Учебная ситуация
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Формирование УДД - Результат
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся
коммуникативные
познавательные
регулятивные
личностные
1.Этап мотивации. Самоопределение к деятельности
Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности
-(Приветствует учащихся.
Мотивирует на учебную деятельность на основе
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Снова прозвенел звонок.
Вы спешили на урок
Чтобы слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вы себе вопрос задайте
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Никогда не унывайте
Тему новую поймите,
И соседу помогите
Приветствуют учителя.
Взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации
сил и энергии; способность к волевому усилию
Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности
2.Этап.
Включение в систему знаний
Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.
Организует ситуацию для осознания нового учебного материала
Учитель:
Урок мы начнем с лингвистической задачи.
Ребята, посмотрите на доску.
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они различаются?
Ни днём, ни ночью гости не приехали.
Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
Фронтально взаимодействуют, строят речевые высказывания на вопрос. Корректируют ответы товарищей
Отвечают, что во втором предложении словосочетание НИ ДНЕМ НИ НОЧЬЮ употребляется в переносном смысле, а в первом у него прямое значение.
Представление различных форм общения
Наблюдение и анализ объекта.
Оценивать правильность
общения, осуществлять
самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге.
3.Постановка учебной задачи.
Целеполагание
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
Мотивирует на постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Фиксирует учебную задачу
Корректирует ответы,
Вносит необходимые дополнения и коррективы
Ребята, действительно, сегодня на уроке мы повторим сочетания слов, употребленные в переносном значении.
Они называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Как вы думаете, откуда они пришли в русский язык?
1. Из разговорной речи (на основе свободных сочетаний)
2. Из профессиональной речи
3. Связаны с историей и бытом Древней Руси
4. Взяты из богослужебных книг
5. Крылатые слова (из античных мифов, из литературных произведений)
6. Поговорки, пословицы, устойчивые выражения из русских сказок
Расшифровывают тему урока, высказывают предположения о том, что могут узнать по данной теме
Ставят перед собой задачи:
повторить,прогнозировать, изучить ,оценить
Записывают определение в тетрадь для правил. Вспоминают, что им известно по данной теме из начальной школы и курса 5 класса.
Один из учеников
( по заранее данному заданию) рассказывает, откуда они появляются в русском языке
Взаимодействие во фронтальной работе
Демонстрация умения слушать и воспринимать материал, подготовленный одноклассниками.
Исследование , наблюдение и восприятие учебного материала.
Самостоятельное решение проблем поискового характера
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
4.Постановка учебной задачи
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по анализу понятия «фразеологизмы», их лексическому и грамматическому строению
Выясняет, понимают ли обучающиеся, где уместно употреблять фразеологизмы? В каких стилях речи их можно обнаружить, и как отличить от словосочетаний в прямом значении.
Учитель: Ребята, так над чем сегодня надо поработать?
Во всех ли стилях речи мы найдем фразеологизмы?
Мы проведём сегодня учебное исследование.
.
Делают предварительные выводы, где можно встретить фразеологизмы: в художественных текстах, разговорной речи.
Могут отметить, что в официально-деловом стиле они отсутствуют.
Взаимодействие в беседе с учителем
Обоснование своего выбора по материалам сообщения учителя и подготовленного ученика
Определение последовательности
действий.
проявлениев конкрет
ных ситуациях доброжелательность,
доверие, вниматель
ность,помощь
5. Динамическая пауза
Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Организует ситуацию отдыха, снятия утомления с туловища.
Под руководством учителя выполняют гимнастику ( по нормам СанПиН) и упражнения для профилактики сколиоза.
6.Первичное
Закрепление. Работа в парах.
Формирование и развитие ЦО к умению выполнять и оценивать задание .
Организует ситуацию первичного закрепления, взаимопроверки и взаимооценки
Выявляет причины и степень затруднения в работе.
Учитель:
Прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия.
Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?
Расскажите последовательность ваших наблюдений над словом, и вместе мы составим алгоритм
Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку?
Выполняют самостоятельно
Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах. Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Результаты заносят в таблицу на рабочий лист
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Высказывают наблюдения над этими словами, заносят их в таблицу. Совместно с учителем составляют алгоритм работы над выяснением стилистического свойства слова:
1.Определить значение слова,
2.В какой речевой ситуации можно употребить слово, 3.Выражает ли слово отношение, оценку,
4. В каком стиле может встретиться?
5.Сделать вывод.
Отвечают:
Мямлить
Взаимодействие в беседе, построение понятные
для партнеров высказывания.
Достижение поставленной учебной задачи
Оценивание правильности
общения, осуществление
самоанализа и взаимоанализа успешности в учебном диалоге.
7.Самостоятельная исследовательская работа
Формирование и развитие ЦО к осуществлению оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия)
Организует работу в творческих группах.
Учитель: Итак, этот алгоритм поможет нам узнать, как стиль соотносится с фразеологизмами.
Начинаем учебное исследование
Готовых ответов на нашем уроке не будет. Каждый сможет принять участие в исследовании и, надеюсь, сделает для себя открытие.
Выдается
задание для групп
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Сделайте вывод по результатам вашего наблюдения.
Составляем схему: разновидности фразеологизмов
Какие фразеологизмы встречаются чаще – книжные или разговорные?
Перечислите, какую оценку, какое отношение говорящего могут нести в себе фразеологизмы?
Краткое выступление творческих групп
Составление таблицы схемы на доске и в тетради.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Наблюдают, исследуют, обсуждают .
Выполняют задания
Взаимодействуют в беседе, строят понятные
для партнеров высказывания.
Использование усвоенных приемов работы для решения учебных задач
8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов.
Итоги урока.
Формирование и развитие ЦО к учебно-информационным(поисково-познавательная деят-ть) , учебно-интеллектуальным умениям (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать).
Организует ситуацию обобщения усвоенного и включения его в систему ЗУНов
Предлагает вернуться к поставленным задачам и проанализировать , все ли удалось исследовать, осмыслить по учебному материалу ?
Я знаю,что…….
Я умею………..
Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные
результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений
4.Какие получили результаты? __________________________________________________________________________
5.Что вызвало особые затруднения?______________________________________________________________________
6.Где можно применить новые знания? ___________________________________________________________________
Оценка за работу на уроке_____________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Группа 1.
Прочитайте фразеологизмы. Обратите внимание, чем отличаются подчёркнутые сочетания от неподчёркнутых.
Выясните значение незнакомых фразеологизмов по словарю.
Напишите текст (4-5 предложений) «Советы, как стать успешным», используя только некоторые из подчёркнутых фразеологизмов.
Определите стиль получившегося текста.
Помогли ли фразеологизмы передать ваши мысли? Содержат ли они одобрительную или отрицательную оценку тем явлениям, действиям, предметам, которые называют? Определите, к какой группе (стилистически нейтральным, разговорным, книжным) вы отнесёте использованные фразеологизмы.
Могут ли они встретиться в других стилях речи?
Фразеологизмы:
Взять на заметку, заморить червячка, во все лопатки, брать пример, владеть собой, брать слово, от ворот поворот, уделять внимание, ни кола ни двора, души не чаять, играть роль, играть в молчанку, кот наплакал, наломать дров, находить общий язык, ставить вопрос, стреляный воробей, стоять на своём, битый час, навострить лыжи, водить за нос, в двух шагах, валять дурака, первым делом.
Группа 2.
Перед вами текст. В нём нет фразеологизмов. Замените подчёркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Выясните, подходят ли они по стилистической окраске к данному тексту. Стиль текста - ? Стиль фразеологизмов-?
Почему так называется текст? Попробуйте определить, какой именно смысл, оценку, отношение к сказанному вносят фразеологизмы (переживание, ирония, уважение, презрение, неодобрение, сочувствие и т.д.).
Сделайте вывод, для чего нужны в речи фразеологизмы?
Сосчитайте количество фразеологизмов. Как вы думаете, легко ли слушать такую речь? Есть ли необходимость в таком количестве фразеологизмов в тексте? что и как можно изменить? Какой совет можно дать вашим ровесникам, чтобы они не допускали таких ошибок?
Бестолковый день»
(рассказ Незнайки)
Я проснулся утром, чувствую - плохо мне. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго занимался ерундой, а потом уже не знал, чем занять себя. Вернулся домой от усталости еле живой, съел еле-еле 6 котлет и медленно выпил стакан томатного сока. Тут внезапно появился Пилюлькин, он ругался, велел запомнить, что нельзя есть грязными руками, а мне всё равно, потому что от усталости я ничего не понимал.
Слова для справок: на душе кошки скребут, бить баклуши, тянуть кота за хвост, ни жив ни мёртв, с горем пополам, в час по чайной ложке, как снег на голову свалился, метать молнии, зарубить на носу, хоть кол на голове теши, ни в зуб ногой
Группа 3
а)Сопоставьте фразеологизмы из разных языков. Соедините похожие по смыслу фразеологизмы линией одного цвета.
Пустить козла в огород.
Когда свинья в розовых тапочках вскарабкается на гору.
Кот в мешке.
Посылать собаку за жареными колбасами.
Уставился, как баран на новые ворота.
Заяц в мешке.
Когда рак на горе свистнет.
Стоит как вол перед горой.
б) Ответьте на вопрос, употребив соответствующий фразеологизм из русского языка (используйте слова для справок).
1) Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А русские - ? _______________________
2) Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, француз и немец говорят: знаю, как собственный карман. А как скажет русский?___________________
3)Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – что он стреляет из четырёх ружей. А как говорят русские? ______________________________________
Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.
Определите, являются ли эти группы (в обоих заданиях) синонимами? Почему в разных языках есть похожие по смыслу фразеологизмы? По какому принципу строятся эти устойчивые сочетания?
Группа 4
Внимательно прочитайте пары фразеологизмов. Как вы назовёте их?
Жить как кошка с собакой. Душа в душу.
Хоть отбавляй. С гулькин нос. Вдоль и поперёк. На скорую руку.
Важная птица. Мелкая сошка.
Гладить по головке. Гладить против шерсти.
Для чего нужны такие сочетания в речи?
В каком стиле они чаще употребляются?
Попробуйте написать текст про двух друзей, применив несколько пар антонимов. Что у вас получилось? Похож ли ваш текст на небылицу? К какому стилю он принадлежит? Определите, к какой группе можно отнести ваши примеры: к стилистически нейтральным фразеологизмам или стилистически окрашенным (каким именно – книжным или разговорным)? Почему?
Сделайте вывод: что помогают передать фразеологизмы-антонимы?
Группа 5.
Выяснить по словарю значение фразеологизма «калиф на час».Определите стилистическую окраску.
Часто ли встречаются книжные фразеологизмы в нашей речи?
Определите по фразеологическому словарю, каких фразеологизмов больше – книжных или разговорных (в том числе простонародных). Для этого изучите словарные статьи на букву З (с.115 - 128), сосчитайте количество помет для книжных фразеологизмов («Книжн.»/ «Высок.») и для разговорных фразеологизмов («Разг.»/ «Прост.»/ «Одобр.»/ «Неодобр.»/ «Шутл.»/ «Обст.»/ «Груб.»).Результаты занесите в рабочий лист